✔ Официальный сайт издательского фонда Генри Т. Лоренси
Книги, опубликованные на канале
✔ Генри Т. Лоренси. Знание реальности, часть 5: Взгляд одного эзотерика на историю европейской философии. Введение и базовые проблемы философии 1/23. Ссылки на предыдущие статьи части 5 в конце данного поста.
Продолжение Физикализм. Эпикур. Хрисипп 7/23
5.10 ФИЗИКАЛИЗМ
1 Вместе с ростом политизации и демократизации уровень греческой культуры резко упал, конечно, всего за несколько поколений. Cпекуляция воображения распространялась все больше. Каждый умник с банальностями, выставленными на продажу, должен был блистать своей гениальностью. Чем меньше понимали великих философов, тем больше стремились их разъяснить. Графомания стала эпидемией. «Общее образование» увеличивалось по мере уменьшения рассудительности, и все восхваляли свой «просвещенный век». Нельзя не вспомнить о нашем времени.
2 Устав от всей этой чепухи, естествоиспытатели того времени ограничивались, как и после Гегеля, видимым миром и искали твердого мировоззрения в пределах здравого смысла и физической реальности.
Это воззрение было названо философским или научным материализмом. Правильнее было бы назвать его физикализмом, так как оно принимало во внимание только физическую материю, а существует целая серия все более высоких материальных миров.
3 Материализм – это единственное из различных метафизических воззрений, которое удалось научно подтвердить.
Атомная теория больше не может быть включена в «метафизику», как это было традиционно, теперь, когда исследования так великолепно подтвердили этот фундаментальный эзотерический факт: все материальные формы состоят из материальных частиц.
В истории философии материализм представлял суверенное здравомыслящее восприятие реальности, утверждающее существование объективно устойчивого внешнего мира.
Субъективистские теории, отрицающие существование внешнего мира, опровергают сами себя тем, что всегда вынуждены признавать существование материи, как только они им приходится объяснять природные явления.
Ф изикалист ошибочно полагает, что видимый мир – это единственно существующий мир, что организмы – это единственные формы жизни, что органы чувств организма – это единственное средство восприятия человеком материального внешнего мира.
5 Пифагорейцы утверждают, как и философы йоги, что для нормального индивида, желающего пройти требуемую для этого подготовку, возможно развить органы восприятия, которые позволят ему иметь объективное сознание высших видов материи.
6 Физикализм представляли две философские школы, критикующие друг друга. Одну школу возглавлял Эпикур, другую – Хрисипп.
Об этих двух главах школ мало что можно сказать. Оба были трудолюбивыми писателями, но сохранились лишь фрагменты их сочинений. Однако до наших дней дошли сплетни об их личной жизни – тема, которая всегда вызывает огромный интерес.
Чтобы более убедительно опровергнуть взгляды оппонента, ученики учителя делают его святым и чудом остроумия, тогда как другой делается неописуемо жалким, смешным существом, чье представление о существовании, следовательно, должно быть совершенно бесполезным.
Согласно господствующему моральному фикционализму, именно эмоционально суверенный «святой» обладает своего рода патентом на знание реальности в отличие от ментального гения.
5.11 Эпикур
1 Мы мало знаем от самого Эпикура о том, каково было его представление о существовании. Экзотеристы утверждают, однако, что его учение верно передал Лукреций, римлянин, который все еще имел доступ к его писаниям.
2 Эпикур был материалистом в более узком смысле слова – физикалистом. Для него видимый мир был единственным. Свои взгляды он основывал на Демокрите.
Кроме того, благодаря Эпикуру и Лукрецию мы узнали подробности учения Демокрита, экзотерической атомной теории. Демокрита, возможно, следует считать материалистом, но не физикалистом, ибо он отнюдь не был невеждой в существовании материй высших миров.
3 Следующее является существенным в объяснении мира Эпикуром, теми фактами и гипотезами, которые все еще характерны для «философского материализма».
4 Всякое восприятие должно основываться на опыте и исследованиях. Произвольное предположение едва ли лучше суеверия. Знание индуцируется из установления объективным умом фактов реальности. Повторные наблюдения того же рода дают уверенность в том, что это знание верно. Понятия, образованные субъективным разумом, руководимым непосредственным восприятием объективного ума, должны быть проверены на опыте.
5 Реальность состоит из атомов и пустого пространства. Они – объяснительные элементы существования. Время – это не что иное, как восприятие последовательности событий в пространстве. (Это согласуется с эзотерикой: время означает длительность, непрерывность существования и является просто способом измерения процессов в природе, например, дня и ночи, времен года и т. д., которые зависят от вращения планеты и ее обращения вокруг Солнца.)
Число атомов бесконечно.
6 Образование и растворение материи, все процессы, от движения атомов до хода планет, происходят в соответствии с вечными механическими законами природы (ананке).
Та целесообразность в природе, которую мы можем установить, является частным случаем бесчисленных механических причин.
Упорядоченный космос – это частный случай вечной игры атомов в течение бесконечного времени.
Целесообразность, которая делает жизнь вообще продолжительной, обусловлена тем, что именно целесообразное является наиболее устойчивым и способно передавать свою целесообразность.
7 Душа состоит из материи, а сознание – исключительно функция мозга. Сознание – это особое качество органической материи, возникающее в результате механических причин. Изменения в состоянии сознания души вызваны движением в материи. Мышление, таким образом, физически детерминировано, всегда является результатом внешнего воздействия. Из этого следует, что нет возможности самоинициированной деятельности.
8 К этому Хрисипп мог бы добавить следующие комментарии.
9 Число атомов не бесконечно, но настолько велико, что человек не может его вычислить. Единственно бесконечное – это бесконечное пространство, состоящее из недифференцированной первоматерии. Космос – это шар в первоматерии, и таких шаров бесчисленное множество.
10 Неразрушимы только первоатомы, а не материя, сформированная из них. Все материальные формы существования постоянно меняются. Энергия состоит из тока эфирно (электрически) заряженных атомов, «точек силы».
11 Материя и сознание – это аспекты одновременно тождественные и несходные. Материя влияет на сознание, а сознание влияет на материю. В этой связи мы можем пренебречь тем фактом, что на самом деле не сознание является конечной причиной движения, а третий аспект существования, вечно самодеятельная динамическая энергия первоматерии.
12 Эпикур не в состоянии объяснить ни происхождение сознания, ни его единство, ни его способность воздействовать на материю, ни причины процессов или самоинициированного мышления.
5.12 Хрисипп
1 Хрисипп, теоретик стоической школы, был посвященным эзотериком. Он решил разработать экзотерическую гилозоическую систему, которая была передана потомству должным образом искаженной и осмеянной, если не считали более подходящим подавить ее как союзницу стоицизма.
2 Таким образом, физическая гилозоика была ограничена физической реальностью, физической материей и видимым миром.
Кант является доказательством того, что эта гилозоика была совершенно неправильно понята.
Считая себя способным судить обо всем, он произнес свое часто цитируемое суждение, демонстрирующее свое действительное невежество: «Гилозоизм был бы смертью всей натурфилософии».
Напротив, она способствует исследованиям. Утверждение, что она исключает механическое объяснение природы, ошибочно. Законы природы фундаментальны.
3 Согласно Хрисиппу, существование имеет два равноценных аспекта: материю и сознание. Вся материя обладает сознанием.
4 Земля происходит из воды, вода – из воздуха, воздух – из огня. Все исходит из изначального огня и возвращается к нему в вечном круговороте в соответствии с непоколебимыми законами. Некоторые из них целесообразные, другие чисто механические. У всего есть цель. Все в мире управляется совершенной мудростью.
5 Божество, как и душа, имеет материальный аспект. Божество – это космос и источник целесообразности. Душа живет еще некоторое время после смерти. Глупые проводят это время в подземном мире, мудрые – на елисейских полях. Всюду просвечивает знание о предсуществовании и перевоплощении (не метемпсихоз).
6 Судьба, которая есть воля божества, ведет все к божеству. Те, кто не добровольно стремится к божеству, рано или поздно вынуждены делать это силой обстоятельств.
Зло в существовании есть низшее добро, необходимое для продолжения целого, и побуждает индивида к божеству.
7 Человек ответственен за свои поступки, поскольку у него есть разум, возможность выбора и знание того, что правильно.
Чем выше стоит человек, тем он свободнее даже в том, что касается судьбы. Только мудрец свободен, богат и прекрасен: свободен, ибо хочет того, чего хочет его судьба, богат, ибо обладает всем, что пожелает, прекрасен, ибо он естественен, и только естественное прекрасно. Он ничего не боится, ибо ничто не может ему навредить.
Характер, мотив – это единственно существенное. Все остальное – адиафора. Свобода от аффектов, нетронутость ничем – это самое желанное состояние, к которому нужно стремиться. Продолжение Гностика. Плотин 8/23
✔ Официальный сайт издательского фонда Генри Т. Лоренси
Книги, опубликованные на канале
✔ Генри Т. Лоренси. Знание реальности, часть 5: Взгляд одного эзотерика на историю европейской философии. Введение и базовые проблемы философии 1/23
Продолжение Гилозоический период. Пифагор. Другие эзотерики 2/23
Продолжение Первый субъективистский период 3/23
Продолжение Реакция против субъективизма. Сократ 4/23