После того как Александр II своей второй свадьбой на давней «подруге жизни» открыл «ящик Пандоры», среди великих князей рода Романовых стали не редкостью морганатические браки. С этим, конечно, боролись, но получалось так себе. Если Александра III великие князья еще как-то остерегались (Николай Николаевич, например, мечтал жениться на купчихе, но дальше мечтаний дело не сдвинулось), то при Николае II понеслось. То Кирилл Владимирович женится на разведенной кузине, сбежавшей от родного брата императрицы, то родной брат, то дядюшка «обрадуют» тем, что устроили личную жизнь по велению сердца, а не родословного альманаха.
Император во всех случаях наказывал ослушников. Главным наказанием был запрет появляться в России. Потом в большинстве случаев запреты были сняты и все ослушники вернулись ко двору вместе с морганатическими женами. И, вы знаете, ничего не случилось. Небо на землю не упало, вечер вместо утра не наступил. А эти самые жены оказались очень даже интересными женщинами, становившимися душой компании, как княгиня Ольга Палей, жена великого князя Павла Александровича, дяди императора Николая II.
В 1908 году Николай II простил дяде его женитьбу без царского разрешения на разведенной Ольге Валериановне. Супругам разрешили вернуться в Россию, более того, Павел Александрович выбил для жены право появляться при дворе, хоть и с придворным рангом ниже, чем полагалось жене великого князя, если бы она была родом «как положено» из владетельного дома. Также царь согласился на то, что Ольгу Валериановну представят другим великим княгиням также как представляют знатных особ равного ранга и на еще ряд на наш взгляд совершенно формальных «плюшек», которые в мире церемониалов и рангов Серебряного Века значили очень многое.
Самым шикарным из одолжений Николая II, которое он сделал Ольге Валериановне, как мне кажется, было следующее:
Ей разрешили не расписываться в дворцовых визитных книгах, а оставлять визитные карточки :)
И сразу вспоминается рассказ Чехова «Тайна», в котором главный герой, действительный статский советник Навагин столько времени ломал голову, кто же это у него расписывается в визитном листе фамилией «Федюков».
В чем тут фишка?
Да в том, что в старые добрые времена существовала традиция по важным поводам вроде праздников «делать» визиты – обходить всех родственников, знакомых и коллег с выражениями уважения и почтения. Так как хозяева не всегда имели время на прием 100500 человек, да и гости не располагали временем на долгие разговоры (надо же еще 150 уважаемым людям карточки с гнутым углом оставить), то обычно заходили и либо расписывались на специально заготовленном листе бумаги или грифельной доске, либо оставляли визитные карточки. Визитные карточки оставляли те, кто считался близким-равным по рангу. Остальные – добро пожаловать расписаться. Как тот самый Федюков из чеховской «Тайны», красиво расписывавшийся на визитном листе и оказавшийся дьяком из церкви, оформляющим метрики.
Так вот Ольге Валериановне царской волей разрешили не тратить время на подписи, достаточно визитной карточки.
Удивительно важное одолжение :)
Но тогда считалось значимым и важным настолько, что бывший начальник канцелярии Министерства двора упомянул эту, на наш современный взгляд, мелочь в своих мемуарах.
----------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала. А еще на меня можно подписаться в Телеграме.