Найти тему
Вольный Странник

О «Недоросле» Фонвизина, или Как часть сюжета прячется в деталях

Кто такой недоросль и почему его так называют? У этого слова есть два определения, и ни одно из них не связано с физическим ростом. Первое значение – молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу. Второе – недоучка. Помните слова «Не хочу учиться, хочу жениться»? Эта реплика стала крылатым выражением.

«Недоросль» в постановке Малого театра
«Недоросль» в постановке Малого театра

Герою пьесы Митрофану Простакову шестнадцать лет. Он невежественен, ленив, избалован. Его мать, госпожа Простакова, жадна, глупа и жестока. То же можно сказать о ее брате, Тарасе Скотинине. Триада отрицательных персонажей – характерная черта пьес XVIII века. Еще до того, как герои начинают действовать, мы узнаем, кто есть кто, по фамилиям. Однако в начале произведения встречается интересный факт о семье Скотинина и Простаковой. В семье было восемнадцать детей, шестнадцать из которых умерли «по недосмотру». Отец же умер от голода, сидя на сундуке с деньгами. Поэтому госпожа Простакова, повзрослев и выйдя замуж, так тряслась над единственным сыном и так его разбаловала. Она плела интриги и совершала ужасные поступки ради сына, и в конце произведения читателю становится даже жаль ее, ведь Митрофан совсем не испытывает любви к матери.

Стоит обратить внимание на значение имени Митрофан. С греческого оно переводится как «матерью явленный». Он явил собой не развитие рода, а падение, наглядно показывая, что бывает, когда болезненную привязанность и угождение путают с любовью. Один из положительных персонажей, Стародум, с горечью заключает: «Вот злонравия достойные плоды!» Он говорит эти слова, имея в виду равнодушие сына к матери и к собственной судьбе, но Митрофан и сам – плод злонравия. Как и госпожа Простакова с братом… Но может ли это стать оправданием?

«Недоросль» в постановке Малого театра
«Недоросль» в постановке Малого театра

Поговорим о положительных героях. В пьесе это Милон (от славянского «милый, любимый»), Правдин, Стародум и его племянница Софья (от греческого «мудрость»). У них тоже говорящие имена, и о них мы знаем несколько меньше, чем об отрицательных героях. Здесь вспоминается праведный Енох. О его жизни мы знаем совсем немного: И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его (Быт. 5, 24). Он был предком праведного Ноя.

Получается, описать в красках недостатки, грех, страсть – несложно. Говорить о добродетели гораздо труднее, и труднее ее понять. Чтобы понять Простакову и ее семью, нам даны факты из ее детства, многочисленные разговоры о сыне. Понять Стародума, Софью и остальных положительных героев сложнее, потому что они не руководствуются собственной выгодой. И если убрать отрицательных персонажей, мы не смогли бы увидеть, что же в положительных хорошего, ведь все хорошее стало заметно лишь, когда столкнулось со злом.

Так, недоросль Митрофан – недоучка и в духовной жизни. Пока он юн, он может сам выбрать жизненный путь. Он может вступить в борьбу за собственную душу, но пока выбирает безволие.

© Анна Самошина

Издательство "Вольный Странник"