Крупнейшие игроки в сфере торговли сырьевыми товарами сталкиваются с более сложными условиями для торговли нефтью. Резонансные рыночные события последних лет начинают терять своё влияние. Замедление заметно повсеместно — от таких компаний, как Glencore Plc и Gunvor Group, где сократилась прибыль, до хедж-фонда Пьера Андюрана, который отказался от нефтяных сделок в пользу медных и какао-фьючерсов.
Хотя лидеры отрасли всё ещё получают прибыль, она уже не сравнима с рекордными доходами, которые были с 2020 года.
Тогда, из-за падения спроса в условиях пандемии COVID-19, цены на нефть временно упали ниже нуля, в то время как ОПЕК под руководством Саудовской Аравии продолжала удерживать высокие объемы предложения. Почти два года спустя конфликт в Украине вызвал скачок фьючерсов и маржи на дизель. Но сейчас волатильность, которая была ключевым фактором для торговли, снизилась, поскольку рынок уже адаптировался к этим изменениям.
«За последние несколько лет рынки были трендовыми», — отмечает Курт Чапман, бывший руководитель отдела торговли нефтью в Mercuria Energy Group, который сейчас возглавляет нефтяное подразделение Levmet UK Ltd. «Они были либо сильно "медвежьими" из-за COVID, когда физические трейдеры могли накапливать запасы нефти, либо, наоборот, росли из-за ситуации в Украине. Этот год оказался сложным, так как очевидных возможностей для физической торговли не было».
В 2024 году колебания цен на нефть были значительно менее заметны, несмотря на недавнее падение до $70 за баррель. Фьючерсы на нефть марки Brent демонстрируют наименьший годовой ценовой диапазон с 2004 года, а показатель волатильности в начале года достиг минимума почти за десятилетие.
Это ведет к смене стратегии: трейдеры отходят от крупных сделок с деривативами и делают акцент на расширение бизнеса, нанимая специалистов для поиска новых возможностей. Также усиливается фокус на приобретение активов, таких как нефтеперерабатывающие заводы и танкеры, которые могут дать им конкурентное преимущество.
На одной из крупнейших встреч нефтетрейдеров в Сингапуре сложная ситуация на рынке стала ключевой темой обсуждений. Вторая важная тема — изменения в глобальных потоках нефти на фоне международных конфликтов.
Санкции стран G7 против России сократили объемы нефти, которые готовы покупать и продавать крупные трейдеры. Тем не менее, те баррели, которые раньше поставлялись на нефтеперерабатывающие заводы в Европе, теперь идут в Азию, часто по заниженным ценам, с которыми трейдерам приходится конкурировать.
Возвращение к «нормальным» условиям
Прибыль от торговли энергией в Glencore снизилась до минимального уровня за шесть лет.
Кроме того, торговцы сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны более развитых соперников. В Китае увеличились долгосрочные поставки нефти от Саудовской Аравии в компании, такие как Rongsheng Petrochemical, в которой Saudi Aramco недавно приобрела долю. Саудовская Аравия также получила доли в других китайских нефтеперерабатывающих активах, что дало ей доступ к важным рынкам.
«Многие организации, которые исторически полагались на трейдеров для поставок или выкупа нефти, начали развивать собственные коммерческие возможности», — отметил Роланд Рехтштайнер, руководитель отдела торговли сырьевыми товарами и управления рисками в McKinsey & Company.
«Хотя это добавляет ликвидность и увеличивает число контрагентов, торговцам становится сложнее получать доступ к новым потокам нефти».
Снижение прибыли
Эти сложные условия уже отражены в финансовых результатах. Энергетическое подразделение Glencore зафиксировало самые низкие полугодовые результаты с 2018 года из-за сокращения маржи при торговле нефтью и углем. В Gunvor, под руководством Торбьорна Тёрнквиста, прибыль больше всего принесло судоходное и фрахтовое подразделение.
«Сейчас рынок действительно сложный», — отметил Тёрнквист в интервью в Сингапуре.
Для компенсации сложной ситуации Gunvor увеличила объемы торговли нефтью и нефтепродуктами до рекордных уровней в первой половине года.
Швейцарская нефтетрейдинговая компания Freepoint Commodities LLC ранее в этом году столкнулась с серьёзными убытками, после чего некоторые трейдеры покинули компанию, сообщил источник, знакомый с ситуацией. Freepoint отказалась комментировать.
Trafigura Group, еще один крупный торговец, зафиксировала снижение прибыли на 73% за шесть месяцев до марта, хотя конкретные данные по нефтяному бизнесу не раскрываются. По словам главы нефтяного подразделения компании, Бена Лаккока, отсутствие чётких трендов и узкий диапазон колебаний цен на нефть затрудняют торговлю.
Vitol Group, крупнейший независимый нефтетрейдер, не публикует полугодовые результаты. Тем не менее, генеральный директор Рассел Харди в интервью в Сингапуре отметил, что волатильность снизилась.
«Волатильность вернулась ближе к средним значениям», — сказал Харди. «Возможности для торговых компаний в определённой мере зависят от этого».
Понравился контент? Подписывайтесь и ставьте лайк! Это всего один клик для вас, но огромная поддержка для нас, чтобы радовать вас новыми материалами.