Какой мальчишка в детстве не мечтал стать лётчиком, космонавтом или подводником? Прошли годы, кто-то исполнил свою заветную мальчишескую мечту, а кто-то выбирал иной не менее интересный жизненный путь.
Однажды, взрослый и повидавший уже многое на своём веку дядька, вдруг оказывается рядом с настоящей подводной лодкой...
И вспоминает он, свои детские мальчишеские мечты, как мечтал заглянуть в настоящую подводную лодку внутрь и увидеть как там всё устроено.
Особенно впечатляюще всё это выглядит, если это не обычный музейный экспонат на суше. А настоящая субмарина на воде с максимально сохраненными интерьерами и оборудованием.
На самом деле таких музеев подлодок достаточно много не только у нас в России, но и в других странах мира. Что особенно интересно, экспонатами по большей части являются именно советские подводные лодки эпохи "холодной" войны.
В нашей стране самые известные подлодки — музеи находятся в Калининграде, Питере, Тольятти, Москве, а за "бугром" наши подлодки есть в Индии, Бельгии, США, Австралии, Индонезии...
Несколько лет назад мне довелось забраться внутрь большой дизель-электрической подлодки Б-413 проекта "641" на вечной стоянке в Калининграде. Мне известно о минимум семи лодках - музеях этой серии из них несколько только в России.
В этот раз музейный экспонат был немного меньше - средняя дизель-электрическая субмарина С-189 проекта "613".
Немного справки:
Проект "613" (Whiskey по классификации НАТО) - семейство средних дизель - электрических советских подводных лодок, выпускавшихся в 1951-х -1957-х годах. Серия "613" стала самой массовой в советском подводном флоте: было построено 215 подводных лодок. Из них 43 лодки впоследствии были переданы различным странам, а ещё 21 лодка была построена в Китае по советским чертежам и с использованием советских комплектующих.
Субмарина С-189 стоит на вечной стоянке в Питере у плавучего причала на набережной Лейтенанта Шмидта:
Подводная лодка С-189 проекта "613" была выпущена в 1954 году и до середины 1980-х несла службу на Балтике. Была списана с флота только в 1990 году, а в 1999 году затонула у Кронштадта и пролежала на грунте до 2005 года.
В 2006 году за счёт частных средств была поднята со дна и после восстановления и ремонта интерьеров с 2010 года работает как частный музей в Питере.
Советские субмарины этой серии регулярно выполняли боевые задачи и в Атлантике и на Балтике. Принимали регулярное участие в испытаниях новых образцов вооружения на Ладоге, ядерного оружия, даже участвовали в парадах ВМФ в Ленинграде и Москве.
Массовое списание подлодок этой серии происходило с середины 1970-х до первой половины 1980-х годов. Сейчас осталось только две субмарины - музея этого типа: в Питере и Сурабае (Индонезия).
Подлодка проекта "613" получилась весьма удачной по отзывам бывалых подводников. Она надежна, достаточно проста в управлении и при этом была многоцелевой. Могла охотиться на подлодки, корабли и гражданские суда, ставить мины, вести научно-исследовательскую деятельность. За эти качества серию субмарин сравнивали с винтовками Мосина.
В основу проекта "613" легли трофейные немецкие чертежи, попавшие после Великой Отечественной войны в руки советских инженеров. Изучив передовые по тем временам иностранные образцы подводной техники, наши инженеры создали более совершенные и передовые субмарины, которыми в кратчайшее время пополнили наш подводный флот.
Скорость производства этой серии впечатляла - каждые пять дней на флот поступала новенькая субмарина!
Технические характеристики лодки C-189 проекта "613":
длина — 76,06 м; ширина — 6,64 м;
осадка — 4,55 м; автономность плавания — 30 суток;
экипаж — 52 человека;
Глубина погружения:
предельная — 200 м;
рабочая — 170 м
Подлодка C-189 состоит из 7 отсеков:
1 отсек — носовой торпедный, отсек живучести (4 торпедных аппарата)
2 отсек — жилой с офицерской кают-компанией, рубкой ОСНАЗ, аккумуляторной ямой первой батареи, каютами офицеров
3 отсек — центральный пост с главным командным пунктом, отсек живучести
4 отсек — жилой отсек, кают-кампания мичманов, каюты мичманов, аккумуляторный
5 отсек — дизельный, два дизеля с приборами управления, гальюн
6 отсек — электромоторный, жилой
7 отсек — кормовой торпедный, отсек живучести, два торпедных аппарата.
Но довольно технических деталей - пора спускаться в нутро подлодки. В эту подлодку посетители попадают по трапу через четвертый отсек.
Торпедное вооружение
В отличие от больших дизель-электрических субмарин, на этой серии размещалось всего шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм:
- 4 носовых торпедных аппарата;
- 2 кормовых торпедных аппарата;
Но вместо носовых торпед можно было брать на борт 20 авиационных магнитных донных мин серии АМД-1000.
Подлодка могла также нести торпеды не с обычной, а с ядерной боеголовкой. Учебные пуски таких торпед были выполнены 10 октября 1957 с лодки С-144 по кораблям - мишеням на полигоне Новая Земля в бухте губы Чёрная.
Также на подлодку устанавливали спаренную автоматическую установку СМ-24-ЗиФ калибра 57 мм, и спаренную автоматическую зенитку 2М-8 калибра 25 мм образца 1945 года. Позднее от них отказались.
В случае нештатных ситуаций в торпедных отсеках подводники могли ожидать помощь и отсюда же осуществлялась эвакуация в специальных костюмах, с газообразователями. Покидали лодку либо через специальный отсек, либо через торпедные аппараты. Костюмы позволяли покинуть лодку до глубины 100 метров.
Первый носовой отсек
Кроме четырех торпедных аппаратов здесь располагались торпеды и откидные койки для матросов. Интересно, каково это было спать в полуметре от полтонны взрывчатки в каждой торпеде?
Здесь же сверху находится люк для загрузки торпед в подводную лодку.
Второй жилой отсек
Здесь располагались каются командира подлодки, зам.командира, замполита, рубка ОСНАЗ, офицерская кают - кампания. Она же являлась по совместительству операционным столом. В штате команды подводников обязательно был военный врач-хирург. При необходимости выполнения хирургических вмешательств, надо столом были установлены яркие операционные лампы - софиты. Говорят, что после операций в отсеках подлодки ещё долго стоял специфический запах антисептиков и спирта.
Между прочим, люки между отсеками в подводной лодке должны были всегда быть закрыты. Для перехода между отсеками постоянно надо было открывать и закрывать эти массивные гермокрышки. И чтобы быстро перемещаться между отсеками в таких условиях надо было обладать и определенной сноровкой и ловкостью. Тучным людям здесь явно не место
Занырнув в очередной люк между отсеками, задумался о том, что подводникам приходилось находится в таких условиях до 30 дней автономного плавания и это было совсем непросто.
Оцените толщину переборок между отсеками и массивность люка. Всё по - серьезному.
Офицерские каюты несмотря на очень ограниченное пространство, выглядят довольно комфортно и даже по своему уютно. Небольшой уголок личного пространства. У матросов же никакого личного пространства не было, кроме своей подвесной койки...
Третий отсек - центральный пост
Идем дальше. На центральном посту нагромождение всяческих приборов, рычагов, кнопок, тумблеров и "будильников". Есть даже цифровая вычислительная машина "Клейстер-Н" для автоматического расчёта выхода на заданный курс. Фактически это смесь бортового компьютера и навигатора из далекого советского прошлого.
Здесь расположено кресло командира, перископ и трап в рубку.
В какой-то момент даже сомневаешься, неужели все эти ламповые технологии в доцифровую эпоху позволяли не просто бороздить толщи океанов, но и летать в космос? И производители таких подлодок не десятки, а сотни. Да, могли!
И пикантный вопрос, друзья! Какое самое главное место на корабле?
Главное место на корабле!
Неожиданный ответ, но самое главное место на корабле - это гальюн!
Или по нашему, простому, строение типа - "сортир". Их на подлодке тоже два - матросский в дизельном отсеке и офицерский во втором отсеке.
Вы будете смеяться, но на подлодках с туалетом всё не просто и особенно в подводном положении. Чтобы пользоваться туалетом в подводном положении члену команды надо пройти особое обучение и сдать зачет по использованию гальюна. Фишка в том, что отходы жизнедеятельности попадают наружу через специальные клапаны и если что-то сделать не так...Ну вы понимаете куда все пойдет :-)
Четвертый отсек и камбуз
Дальше находится мичманская кают-кампания и рядом сразу камбуз. Судовой кок на этой небольшой кухне круглые сутки с перерывами на сон готовил на всю большую команду завтраки, обеды и ужины.
Часть провизии хранилось в отсеках в свободных пространствах, а "скоропорт" как правило съедался в первые дни походов
Пятый отсек - дизельный
На подлодке было установлено два судовых дизеля 37Д по 2000 л.с. каждый, выпускавшиеся на Коломенском заводе. В надводном положении лодка шла на дизельной тяге и заряжала аккумуляторы. В подводном положении субмарина шла на электродвигателях - быстрых и тихоходных. Любопытный факт, но эти дизели имели режим работы дизеля под водой (РДП) и лодка способна была идти на дизелях на небольшой глубине с частичным погружением.
Дизельные двигатели могли обеспечить скорость до 18 узлов. Запасов топлива в крейсерском надводном режиме должно было хватать примерно на 8500 морских миль или до 13 тысяч миль в экономичном режиме.
Температура в дизельном отсеке была настолько высокой, что матросы менялись едва ли не через каждые полчаса, а основная рабочая одежда была - трусы.
Здесь же за дизелем был и матросский гальюн, простите, сортир. Никаких шторок и кабинок не было. Особенно стеснительные могли использовать шторку.
Шестой отсек - электромоторный
Здесь располагались как нетрудно догадаться - электрические моторы подлодки для движения в подводном положении. И четыре жилых места.
Пока лодка идет в надводном положении, то заряжаются аккумуляторы для электродвигателей, как только погружается - всё идет разрядка и дизель не запустить.
2 электродвигателя экономического хода ПГ-103 по 50 л. с. с ними подлодка могла пройти со скоростью 2 узла около 350 морских миль.
2 главных электродвигателя ПГ-101 по 1350 л. с. на которых подлодка могла удирать от преследования со скоростью 13 узлов в течение часа.
Седьмой кормовой торпедный
И опять торпедный отсек с двумя торпедными аппаратами, жилыми местами и снаряжением для эвакуации. Выглядят весьма устрашающе и чем-то напоминают костюмы космонавтов. Хотя подводники - это и есть космонавты только подводные.
А особенно любопытные могут заглянуть в открытый торпедный аппарат и... ничего интересного не увидеть. Кроме того, что именно отсюда при запуске выходили из лодки торпеды.
Несмотря на немалую стоимость посещения в 700 рублей, музей однозначно стоящий. Весьма рекомендую, особенно с детьми. Лучше, конечно, в будние дни, ибо в выходные будет немало народу.
Мой телеграм - канал, там много интересного из путешествий и просто наблюдений из жизни.