Активисты движения «РазДельный Сбор Москва» совместно с Группой ЭкоЛайн на экскурсии также увидели как перерабатывается бытовая техника, блистеры от таблеток и происходит термическое обезвреживание лекарственных средств.
Следующая часть экскурсии – переработка техники. Сюда, в Ярославль, отправляется, в том числе, та электроника, которую сдают в «Собиратор» и «Сборку». В целом бытовая техника поступает со всей Ярославской области и из соседних регионов, из московских экоцентров.
Гора бытовой техники
Важно, что сюда, на «НЭК», сдать холодильник, телевизор, утюг, фен или любую другую отжившую своё технику может любой человек – причём не бесплатно, ему ещё и денежку за это дадут. Достаточно позвонить и предупредить о своём приезде. А крупную бытовую технику могут забрать прямо из дома. К сожалению, это работает только для Ярославля и окрестностей.
Гора холодильников, стиральных машин, пылесосов и другой техники выглядит внушительно. Телевизоры, мониторы, мобильные телефоны и компьютеры сюда не попадают – их разбирают вручную. Также, вручную, из стиральных машин извлекают станину – она может быть из чугуна или бетона и испортить дробилку.
В пункте первичной обработки также происходит отделение опасных компонентов: картриджей из принтеров, аккумуляторов, батареек, фреона из холодильного оборудования, а также отделение ртутных ламп из отходов крупной бытовой техники и электроники при наличии.
Железо, цветмет, пластик
На наших глазах «лапа» манипулятора хватает то, что некогда было, кажется, холодильником и опускает его в дробилку. Грохот стоит адский, и близко к оборудованию лучше не подходить. На выходе получившиеся куски попадают в магнитный сепаратор. Магнитная фракция поступает на конвейер, где проходит дополнительную обработку при помощи ручной сортировки для извлечения цветного металла.
Оставшаяся немагнитная часть попадает на вибролоток вихретокового сепаратора, где происходит извлечение цветных металлов. Смесь цветных металлов направляется по одному конвейеру для дальнейшей ручной сортировки – здесь вручную отделяют медные компоненты от алюминиевых, собирают провода и печатные платы.
Часть отходов без цветных металлов сортируется на другом конвейере. Из оставшейся массы ручным способом выбираются полимеры и провода, не отделившиеся до этого на вихретоковом сепараторе.
Производительность этой производственной линии позволяет перерабатывать 5 тонн в час!
Жаль, что не удалось увидеть в работе участок разделки кабеля. Это станок для автоматического очищения проводов от оплётки. Он позволяет получить лом цветных металлов в виде проволоки, а также изоляционный материал.
Пластики гранулируются и идут на продажу, металл отправляется на металлургические предприятия. Среди компаний, с которыми работает НЭК – «Северсталь», НЛМК («Новолипецкий металлургический комбинат») и другие гиганты отрасли.
Горячая ванна для… пластика!
Наша следующая цель – цех переработки пластиков. Здесь чисто и аккуратно, никаких неприятных запахов – кроме характерного запаха самого пластика. Сюда попадают пластиковые элементы бытовой техники, флаконы, крышки и тюбики из фармацевтического цеха, часть пластиковых корпусов электронных сигарет… Важный момент: НЭК не работает с полигонным сырьём.
Какой бы вид полимера не перерабатывался, технология примерно одинакова. Сначала – дробилка. Затем измельчённые частицы попадают в горячую ванну. Мытьё пластика перед гранулированием – важный этап в производстве, от которого зависит качество получаемого продукта. Кроме того, в горячей воде удаляются потенциально вредные химические вещества и микроорганизмы.
Затем чистые гранулы попадают в экструдер и гранулируются.
Эксперименты с топливом
Важная новость, облетевшая не так давно многие экомедиаресурсы – совместный проект НЭК и Новосибирского государственного университета по созданию из неперерабатываемых видов пластиков высококачественного топлива методом пиролиза.
Процесс состоит из нескольких стадий: пиролиз, ректификация и конечная очистка. Итог – синтетическое топливо. Сейчас ученые заняты оптимизацией технологии, чтобы расширить перечень получаемого топлива для различных двигателей, в том числе и автомобильных.
Надеемся ещё через пару лет увидеть этот процесс своими глазами.
Как связаны блистеры и канализационные трубы?
Следующий цех – фармацевтический. Наконец-то можно сдать блистеры, которые проделали вместе с нами долгий путь из Москвы!
Вот, что говорится о переработке фармацевтики на сайте компании: «В 2019 году НЭК запустил комплекс переработки лекарственных средств, включающий автоматическую сортировочную линию и целый ряд технологического оборудования, основанного на различных физических принципах для разделения отходов. В основе организации процесса лежат ценности экономики замкнутого цикла и идея вовлечения в производство максимального количества качественного вторичного сырья.
Твердая позиция компании – направлять на термическое обезвреживание только лекарственную форму. Упаковка, в том числе многослойный блистер, перерабатывается в макулатуру, гранулированный пластик и алюминиевый порошок. Для заказчиков такой подход означает минимизацию воздействия на окружающую среду, сокращение углеродного следа и следование нарастающим тенденциям экологической ответственности».
Увы, по требованию клиентов, снимать там, где видны названия фирм/препаратов и т.д., по-прежнему запрещено.
Вот как происходит процесс переработки. Сначала происходит разделение упаковки (чаще всего – макулатуры) от, собственно, блистера с таблеткой. Затем блистеры попадают в особую дробилку, которая «выдавливает» таблетку, не повреждая её.
Дробленые блистеры всё ещё вместе с таблетками проходят просеивание и аэродинамическую сепарацию. Тяжёлая таблетка по законам физики падает, более лёгкие части блистера «улетают».
Таблетки отправляются на сжигание – таков закон Российской Федерации.
А части блистера снова отправляется в шредер, чтобы впоследствии методом электростатической сепарации можно было извлечь по отдельности ПВХ и алюминий.
Алюминий затем возвращается в экономический оборот – его покупают предприятия для переплавки. А ПВХ используется при производстве… канализационных труб! Конечно, не в чистом виде, но всё же. Так что, покупая канализационные трубы вологодского производства вы вполне можете, не зная того, вновь взять в руки свою упаковку таблеток от головной боли.
Зачем собирать блистеры
Здесь стоит сказать, что блистеры, собираемые в экоцентрах и в пунктах приёма от жителей – всего 2-3% от общего объёма переработки НЭК. Основная загрузка мощностей приходится на брак и просроченные препараты от фармацевтических компаний.
С одной стороны – это хорошо, потому что за счёт этого компания получает прибыль и может развиваться. С другой – страшно, когда понимаешь, какое количество блистеров и просроченных таблеток попадает просто в мусорку, а значит, и на полигоны.
Попадая в почву и воду, лекарства нарушают работу внутренних органов рыб, птиц и других животных. Но самое неприятное для человечества в целом – антибиотики развивают устойчивость бактерий, то есть такие препараты становятся неэффективными для лечения животных и людей.
Так что чем больше пунктов приёма и людей, которые осознанно подходят к утилизации содержимого своей аптечки – тем выше шансы человечества устоять перед гипотетической следующей пандемией.
Чудо-печь
Таблетки, как уже сказано выше, отправляются на термическое обезвреживание, то есть, сжигание. Туда же попадает всё то, что НЭК ещё не умеет перерабатывать – а также органические отходы. Услуга по термическому обезвреживанию этой фракции – важная часть экономики НЭК.
Тут самое время насторожиться: какое-такое сжигание?
Однако по всем данным – вполне безопасное. «Аврора» Т-3000 (почти как терминатор) – уникальная разработка. Благодаря системе дожигания отходящих газов, из дымохода выходит только углекислый газ и пары воды. А получившийся зольный остаток – отход четвёртого класса опасности, то есть, инертен и безопасен для захоронения.
Основная инновация заключается в оригинальной системе очистки выбросов. Степень очистки составляет 99,9%. Очистка происходит в каналах инновационных керамических сотовых блоков при температуре 1000°С.
Что только не попадало в эту печь – от просроченных тортов до партии кур, подхвативших птичий грипп! А ещё – плохие новости для колдунов вуду – здесь утилизируют волосы и ногти из салонов красоты и парикмахерских.
Интересный, хотя и печальный факт: именно тут был окончен земной путь нескольких умерших питомцев зоопарка, в том числе льва и верблюда. Грустно, но, если вдуматься: а что ещё можно поделать? Такая кремация – вполне достойный шаг, а ещё – безопасный и отвечающий санитарным нормам.
Кстати, тепловая энергия «Авроры» не пропадает впустую: именно с её помощью нагревается вода для «горячей ванны» в пластиковом цехе. А зимой она частично обеспечивает обогрев помещений.
Вторая жизнь тряпки
И напоследок – о переработке текстиля. Сразу скажу, этот участок мы увидеть не успели, но этот процесс кажется мне очень важным. Так что источник знаний – сайт и соцсети НЭК, а также впечатления коллег, которым повезло больше.
Переработка текстиля – ещё одна услуга, которую оказывает НЭК. То есть, если у вас есть 1000 комбинезонов автомехаников, испачканных в машинном масле и чёрт-знает-в-чём-ещё, вы можете обратиться в компанию, заплатить определённую сумму (она зависит от веса и состояния текстильных отходов), получить комплект документов и быть уверенным в том, что эти тряпки обретут вторую жизнь.
Процесс переработки текстильных отходов начинается со стирки. Затем с одежды вручную убираются молнии, застёжки, пуговицы.
Часть ткани режется на кусочки и отправляется на ветошь. Другая часть пропускается через станок мощностью до 100 кг/час. Это и есть разволокнение: принцип действия оборудования основан на разрушении текстильных отходов с помощью щипальных барабанов, на поверхности которых расположена гарнитура – разрыхляющие сегменты с зубчатой поверхностью.
Производимая продукция – регенерированное волокно – это материал, который представляет собой переработанные остатки швейного, ватного и шерстяного производства, а также утратившие свои потребительские свойства одежда и текстиль.
Регенерированное волокно является ценным сырьем для текстильной промышленности. Его используют как в «чистом» виде, т.е. без добавления первичного волокнистого сырья, так и в смеси с последним. При смешении восстановленного волокна с исходным первичным волокном получают сырье для высококачественной пряжи, идущей на производство всех видов текстильных материалов.
Из него изготавливают и высококачественные нетканые материалы. Содержание вторичного волокна в смеси может достигать 80-90% в зависимости от назначения пряжи и материала.
Магия переработки
После первой экскурсии мне хотелось переиначить расшифровку аббревиатуры НЭК на «настоящее экологическое колдовство». После второй экскурсии это желание никуда не делось.
Хочется пожелать предприятию ещё больше крутых технологий, ответственных клиентов и стопроцентной загрузки всех этих полумагических для непросвещённого взгляда сепараторов, депакеров, диспергаторов и прочего оборудования, которое осуществляет магию превращения ненужных отходов в полезные ресурсы.
Статью подготовила Анна Буглаева.
P. S. Если бы у ёжиков была партия, общественное движение или государство, в огромном количестве благодарностей, которые можно найти на сайте НЭК, на почётном месте была бы благодарность именно от них. Судите сами: НЭК не только спасает их, перерабатывая батарейки и электронные сигареты, но и защищает от воздействия всяческих ненужных ежиным организмам лекарств!