Найти тему

Тайна третьей туфельки. Детективный рассказ, часть 8

Седьмой детектив из серии "Приключения писателя Антона Баулина"
Седьмой детектив из серии "Приключения писателя Антона Баулина"

Утром в поселок явился Паша Каплин, переполненный важной информацией. Он так торопился донести ее до Антона, что споткнулся о порог и чуть не пропахал носом пол в коридоре.

Антон успел поймать его за шиворот и снова поставить на ноги.

- Антон Антоныч, я такое нашел! – воскликнул Паша, захлебываясь эмоциями. – Вам точно понравится. Мне вообще пришлось жизнью рисковать!

- Это как это? – опешил Антон, ведя помощника прямиком на кухню.

Только еда могла заставить того успокоиться.

- Пришлось с девчонкой одной отношения налаживать… Даже целоваться!!

- Торговал собой во имя дела? – ухмыльнулся Антон.

- Вот вы смеетесь, Антон Антонович, а я ведь совершенно серьезно. Настоящую шпионскую операцию провернул. И такой улов у меня, это просто вообще!

- Бутерброд будешь? – спросил Антон, усадив помощника за стол. – Или яичницу?

- Бутерброд с яичницей – это просто отлично, - пропыхтел Каплин. – И кружечку кофе, пожалуйста. Вы готовьте, а я буду рассказывать.

- Ну, приступай, я весь внимание.

- Про то, что профессор Гусаров с вашей Ией крутил роман, почти все студенты знают. Студентки-то уж точно. Говорят, она его приступом взяла. Девчонка безбашенная совершенно. Он сначала поддался: на красоту, наверное, клюнул. А потом понял, во что вляпался. Потому что эта ваша Ия ему проходу не давала. В институте все думают, будто это профессор ее пристукнул, потому что она его достала. Не, ну реально работать не давала, все лезла и лезла. Позорила его.

- Интересно…

- В институте, короче, я ничего больше не узнал такого… жареного-пареного. Поэтому стал соцсети ее просматривать. И знаете, что нашел?

- Что? – Антон перестал возиться со сковородкой и повернулся к Паше.

- Не, вы не отвлекайтесь, Антон Антоныч, вы жарьте, а я буду у вас за спиной говорить, - Паша поерзал на своем месте. – А нашёл я фотки из одного фитнес-центра, где эта Ия такая вся в халатике, с улыбочкой… И другие, значит, девчонки, тоже в халатиках такие… Со швабрами.

- Она там подрабатывала, что ли? – догадался Антон.

- Я тоже так подумал. Поехал туда, купил билетик на вход, стал там бродить. А как узнаешь про уборщицу? Пришлось с персоналом контакт налаживать. Выбрал я одну девчонку, ну и завела она меня к шкафчикам.

- Лихой парень, - засмеялся Антон. – Сразу к шкафчикам.

- Да вы слушайте дальше! Короче, слово за слово, признался я, что работаю под прикрытием. Ну, будто сыщик я, понимаете? Она клюнула. Ну, молодая еще, чего с нее взять? И говорит – есть у Ии свой шкафчик. И показывает его мне. Обычный шкафчик, не как для гостей – с электронным замком, а как для черни.

- Для черни?!

- А чего вы ржете, Антон Антонович? – обиделся Каплин. – Сами сказали, что мне нужно образовываться. Ну и вот.

- И где ж ты взял это новое слово, интересно?

- У Пушкина. В «Евгении Онегине», - заявил Каплин со знанием дела. И с пафосом процитировал: – «Кто странным снам не предавался, кто черни светской не чуждался»…

- Короче, ты вскрыл этот ненадежный шкафчик, - перебил его Антон. – И что ты в нем нашел?

- Флешку. А на ней неприличные фотографии.

- Господи…

- Ия, видать, та еще была прохиндейка. Снимала себя с профессором Гусаровым. Они там такие смешные – просто сдохнуть! Но это ладно… Знаете, как она назвала свой фотоальбом?

- Как? – Выкладывая яичницу на тарелку, Антон чуть не уронил ее себе на ногу.

- Альбом для шантажа.

Антон сел на стул и подпер голову руками. И сказал:

- Что-то слишком много информации на меня свалилось.

- Да? – радостно спросил Каплин, засовывая в рот огромный кусок хлеба. – Не, ну я-то какой молодец, а? Ведь правда, молодец?

- Нет вопросов, молодец, - похвалил его Антон. – Давай сюда флешку.

Умяв омлет, два бутерброда с колбасой и запив все это кружкой кофе, Каплин, наконец, благодушно откинулся на спинку стула.

- Ну, - спросил он с умным видом. – А вам-то что удалось за это время выяснить?

- Во-первых, в бумагах Лизиного отца я нашел телефон профессора Гусарова. Во-вторых, я узнал, кто и зачем ставил в лесу капканы. Еще я узнал, что в руки Ии Бычковой попала старинная фарфоровая статуэтка, принадлежавшая жене профессора. Ия позвонила Лизе и встретилась с ней, прикинувшись клиенткой. Еще я выяснил, что это не Лиза бродила ночью по лесу, ее просто пытались подставить.

- Как мы с самого начала и думали, - покивал Каплин. - А кто?

- Полагаю, жена профессора.

- Это та, которую убили, что ли?

- Именно она, - задумчиво ответил Антон.

- А как вы догадались?

- Понимаешь, я проконсультировался с одним академиком, и он сказал, что настоящие лунатики не ощупывают перед собой дорогу, как слепые. Ходят так же, как все – совершенно обычным образом. А сторож Тимофеич, который выслеживал эту женщину, не раз видел, как она шла, вытянув руки вперед. Он сам мне об этом рассказывал.

- Раз она руки вытягивала… Значит, просто прикидывалась лунатиком!

- Вот именно. Но она не просто изображала какого-то там абстрактного лунатика, она надевала рыжий парик, а на него – атласный ободок. Из чего можно сделать вывод, что подставить она хотела именно Лизу. Вероятно, Лиза перед сном иногда выходила на улицу именно в таком виде – калитку запереть, воздухом подышать… Это был умный ход - подставить именно Лизу, потому что ее мать по-настоящему ходила во сне. А кто был в курсе этого?

- Кто? – спросил Каплин, хлопая глазами.

- Марина Гусарова. Именно она знала, что мать Лизы страдала сомнамбулизмом. Видно, Марине пришла в голову блестящая идея – загримироваться так, чтобы все приняли ее за соседку. Время от времени она бродила по лесу в рыжем парике и ночной рубашке.

- А зачем? – с любопытством спросил Паша.

- Не знаю, - развел руками Антон. – В голове, конечно, крутятся разные версии, но… Вот эта туфелька, которую нашли в воде… Марина ли ее принесла с собой или кто-то бросил в воду специально? Какую роль играет эта туфелька? Ведь зачем-то у Лизы украли пару обуви, верно?

- Вы же сами сказали – чтобы подставить.

- Но все указывает на то, что подставить Лизу хотела Марина. Тогда как она утонула? Пошла умыться и поскользнулась? Ее убили? Кто? - Антон наморщил лоб, а потом лицо его внезапно прояснилось. – Погоди-ка… Кажется, я знаю, как все это можно раскрутить…

- Опять вы что-то придумали… грандиозное, - с сомнением заметил Каплин тоном родителя, уставшего от шалостей неугомонного ребенка.

- Если выгорит, я распутаю это дело. Только мне нужно установить контакт с домработницей Гусарова. А она очень сложная девушка.

- Узнайте, чего она хочет, - предложил Каплин. – И пообещайте ей это. Я всегда так делаю, когда мне чего-нибудь от человека надо.

- Узнать, чего она хочет…

В голове Антона вращались тысячи колесиков. Профессору Гусарову предстоит ответить на кучу вопросов. Нужно как-то заставить его сотрудничать. Как? А что, если это он убил и жену, и свою студентку? В этом случае профессор будет врать и выкручиваться. Но это тоже неплохо, ложь можно распознать. Главное, чтобы Гусаров вообще захотел разговаривать на столь щекотливую тему.

Антон решил вытащить его из дома, чтобы избавиться от лишних «ушей» - его коллег, которые ну никак не хотели бросить профессора в беде.

Оставив Каплина отдыхать и велев ничего не трогать руками, особенно в мастерской, Антон отправился в дом напротив.

- Опять вы, - сказал Гусаров чугунным голосом и хлопнул ладонью по столу. - Все рыщете, Лизу свою выгородить хотите?

- Хочу, - ответил Антон и посмотрел на кислого Славкина, который забрался с ногами на диван и читал книгу. Милена, еще более невзрачная, чем обычно, сидела рядом с ним, бросая на ученого секретаря томные взгляды.

- Слушайте, Виктор Васильевич, мне нужно вам кое-что показать, - заявил Антон. – Во дворе. Можете уделить мне пять минут?

- Вот зануда, - пробормотал профессор и встал. – Ну, пошли.

Он отправился прямиком на задний двор, который можно было даже назвать садом, потому что вдоль забора росло несколько яблонь.

- Ну? – спросил Гусаров, упав на деревянную скамейку и демонстративно повертев головой по сторонам. – Что хотели мне показать?

- На самом деле хотел припереть вас к стенке. Только при людях было неудобно.

- Я никого не убивал, - бросил Гусаров устало. – Говорил же.

- А я сейчас не об убийстве, а о воровстве.

Гусаров поднял на Антона внимательные глаза, в глубине которых мелькнул испуг. Антону этого оказалось достаточно.

- Это ведь вы украли открытие Нила Молчанова, верно? Он дал вам свои бумаги, возможно, чтобы проконсультироваться, а потом внезапно умер. И вы решили их не возвращать.

Гусаров опустил голову вниз и уставился на траву, как будто именно там находился ответ.

- Нет, - ответил он, наконец. – То есть – да, я украл. Но Нил ничего мне не давал. Он только позвонил однажды и задал вопрос, который открыл…

- Что открыл? – жестко спросил Антон.

- Вы слышали о статуях лошадей в честь побед хана Батыя?

- Нет, - покачал головой Антон. - Что за статуи такие?

- Отлитые из чистого золота. Золото было собрано с русских земель данью. Кони украшали ворота ордынской столицы Сарай-Бату. Но во время войны Мамая с Тохтамышем статуи пропали.

- Это же еще в шестнадцатом веке было? – наморщил лоб Антон.

- Именно. Золотых коней уже давно ищут среди курганов Астраханской и Волгоградской областей. Нил Молчанов обнаружил в последней экспедиции кое-что новое, подсказку.

- И вы украли его открытие.

- Это не открытие, это только ступенька к открытию.

- Значит, вы украли ступеньку. Или подсказку, как вы выразились. Как вам это удалось?

- Про то, что Нил Молчанов живет, вернее, жил по соседству, я узнал лишь после того, как мы с Мариной сюда переехали. Как-то утром вдруг увидел выходящую из калитки Лизу и сразу ее вспомнил. Однажды я встретил ее вместе с отцом на какой-то презентации, и просто не мог не обратить внимание на эту копну рыжих волос. Через несколько дней подвернулся случай познакомиться с новой соседкой поближе, и я признался Лизе, что был коллегой ее отца. Она оживилась, пригласила меня на чай… Ну, так и получилось, что она рассказала мне про последние работы Нила, про его архив в мансарде. Сама рассказала! Это было такое искушение… Это стало мучить меня. Можете себе представить?

- Что? – не понял Антон.

- Архив был рядом, только руку протяни. Лиза ничего не знала, иначе она не вела бы себя так… беспечно. Я следил за ней. Она часами пропадала в своей мастерской, задняя дверь днем всегда была открыта. А окна мастерской выходят в торец дома, а не на зеленую зону.

- Вы что, просто вошли в дом и поднялись в мансарду? – поразился Антон.

- Я делал так много раз. Я первым разобрал архив Нила. Нашел записи и унес их.

Антон закрыл глаза. Прокрутил перед мысленным взором события – так, как их описывал Гусаров. И в тот же миг его осенило.

- Скажите, Виктор Васильевич, только честно – вы ссорились с Мариной в последнее время? Из-за Ии, например, о романе с которой знали все ваши студенты?

- Нет, мы не ссорились, - жестко ответил Гусаров. – Но после того, что случилось, я узнал, что Марина собиралась подать на развод.

- Вот как? – удивился Антон. – С чего вы взяли?

- Нашел тетрадку с записями. Там так и было написано: «После развода я потребую у мужа машину и дом». Ну, и всякое такое. Какие-то расчеты… Она заранее деньги считала, представляете? А я даже не подозревал.

«Может быть, потому что были заняты романами со студентками?» - хотел парировать Антон, но промолчал. А вместо этого задал новый вопрос:

- Ваша жена собирала старинный фарфор, верно?

Гусаров удивленно посмотрел на него.

- Да, - ответил он. – Собирала. А что?

- Каким образом статуэтка из коллекции Марины могла попасть в руки Ии Бычковой? – спросил он. – Ия бывала у вас дома? Она могла украсть статуэтку?

- Вы серьезно? – усмехнулся Гусаров. – Я, конечно, скотина, если иметь в виду мои измены, но не идиот. Никогда нога моей студентки не переступала порога нашего с Мариной семейного гнездышка. И я понятия не имею, где Ия взяла статуэтку.

- Выходит, ей дала ее ваша жена. А Ия, в свою очередь, передала ее Лизе для реставрации.

Гусаров откинул голову назад и горько рассмеялся:

- Статуэтка, принадлежавшая моей жене, попала в руки моей студентки, которая отдала ее моей соседке. Это не кажется вам странным?

- Нет, - Антон не поддержал веселья. - Все три женщины связаны с вами. В этом кажущемся нагромождении есть какая-то логика. Я пытаюсь выяснить – какая.

- Вот когда выясните, тогда и поговорим, - заявил Гусаров и встал. – Пойду кофейку выпью. Хотите?

- Нет, спасибо, - Антон потер переносицу. – Будьте так любезны, попросите вашего коллегу на секунду выйти ко мне. Пожалуйста.

- Славкина? – удивился Гусаров. – Его вы тоже подозреваете?

Антон промолчал. Когда профессор удалился, он принялся мерить шагами площадку возле стола со скамейками. Вскоре из дома вышел Славкин. Сделав брови домиком, он направился прямиком к Антону.

- Вы что-то хотели мне сказать? – поинтересовался он не слишком-то дружелюбно.

- Только спросить. Можете ответить честно?

- А я вообще никогда не вру, - ответил тот. – Хитрю иногда, но и только.

- Скажите, у вас с Миленой роман?

Славкин помолчал, после чего пробормотал:

- Если честно, я дурею от вашей бесцеремонности.

- Михаил, это вопрос жизни и смерти. У вас с Миленой роман?

- Да с чего вы взяли?!

Антон покусал нижнюю губу, подергал себя за ухо, почесал макушку, словно пытался заставить мысли течь резвее:

- Может быть, она на что-то рассчитывает?

- На что она может рассчитывать? Я только недавно женился. Все знают, как я счастлив.

Антон хлопнул его по плечу и сказал:

- Ладно, спасибо, вопросов больше нет. Я надеюсь, вы ни с кем не собираетесь делиться подробностями нашей беседы?

- Не собираюсь, - фыркнул Славкин и, возмущенно качая головой, отправился обратно в дом.

Как только Славкин ушел, Антон метнулся к круглому кусту, за котором пряталась дверь в комнату домработницы. Тихонько постучал. Аника открыла через секунду. Вид у нее был торжественный.

Антон решил воспользоваться бесхитростным советом своего молодого ассистента и, глядя ей прямо в глаза, спросил:

- Аника, чего вы хотите больше всего на свете?

Продолжение:

Читайте детективы о приключениях Антона Баулина:

Тайна кольца с авантюрином

Хохочущий убийца

Загадка человека в пижаме

Убить босса