В советское время, когда говорили об институте благородных девиц, представляли изнеженных, жеманных и избалованных дворяночек, с которыми все носились, а сам институт приравнивали чуть ли не к университету. Сейчас, благодаря книгам и фильмам, взгляд изменился и на качество образования, и на условия проживания, и на классных дам. Я, как всегда, постаралась составить объективную картину. Но прежняя — точно не бьется с реальностью.
Женское образование в нашей стране развивалось с откатами. Сначала школы были общими — для мальчиков и девочек. Уже в XI веке появилось первое женское училище. Потом постепенно пришли к мысли, что девочкам если и следует учиться, то в облегченном варианте. Среднее женское образование появилось в России с момента создания в Петербурге Екатериной II в самом начале ее правления Смольного института — Воспитательного общества благородных девиц. После вступительных испытаний в Смольный попадали девушки из небогатых дворянских семей, не имевшие возможности получать платное домашнее образование с репетиторами гувернерами.
Указ Екатерины «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре; с приложением Устава и штата сего Воспитательного Общества» от 16 мая 1764 декларировал амбициозную цель: «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».
Здание, прославившееся как Смольный, было построено лишь в 1808 году. Институт благородных девиц располагался, как видно из Указа, при Воскресенской обители. Однако обитель была в свое время построена на месте Смольного дома, поэтому Воскресенский монастырь, еще до строительства института, неофициально называли Смольным Воскресенским.
В первый год на обучение приняли 200 девочек из благородных семейств. Но уже в 1765 году начали принимать «мещанских девиц», на это отделение могли попасть девочки из всех сословий, кроме крепостных. На практике на мещанское отделение попадали в основном девочки из семей обслуживающих дворец слуг и дочери гвардейских унтер-офицеров.
Обедневшим дворянам, а тем более представителям низких сословий, было выгодно отдавать дочерей в казенные заведения на полный пансион — экономно и перспективы неплохие. Государство тоже было в плюсе: молодые образованные дворянки возвращались в провинцию, выходили замуж и потихоньку распространяли свет знаний до самых отдаленных уголков страны. За все время существования Смольного института благородных девиц из его стен вышло несколько сотен учителей, это было очень значимо для страны.
Надо упомянуть, что идея создания системы женского образования была шире и принадлежала она личному секретарю Екатерины и по совместительству главе Академии художеств Ивану Бецкому. Он предлагал создать ряд закрытых женских учебных заведений (отдельно для каждого сословия) «для развития души и тела».
Программа обучения
Пусть вас не смущает слово «институт», по сути Смольный стал аналогом школы-интерната, а то и монастыря, но никак не университета: воспитанницы изымались из семьи на долгий срок (12 лет — с 6 до 18 годков) и, помимо среднего, по нашим меркам, образования, получали образцовое воспитание, которому уделялось не меньше, а то и больше, внимания, чем обучению. Но акцент делался не только на этикет, но и на религиозное воспитание.
1 класс (6–9 лет) — арифметика, грамматика, иностранные языки* (3 штуки, обязательно — французский и немецкий), творчество (рисование, вокал, музыка и др.).
2 класс (9–12 лет) — история и география.
3 класс (12–15 лет) — литература, ведение хозяйства, архитектура и скульптура; позже добавили физику, химию, астрономию.
4 класс (15–18 лет) — повторение, углубленное изучение Закона Божьего.
*Иностранные языки девушки знали хорошо во многом благодаря дням языка, которые устраивались не реже раза в неделю, переходить на любой другой язык в эти дни строго запрещалось.
Если сравнивать эту программу с подобными заведениями для мальчиков при той же Екатерине II, то можно увидеть много отличий. Смолянки были по сути гимназистками — их образование являлось преимущественно гуманитарным. Хотя некоторые воспитанницы и проявляли особый интерес к технике. Например, Прасковья Гагарина, выпускница 1782 года, первой из россиянок поднялась на воздушном шаре.
Мальчики обучались дольше на три года. Они углубленно изучали точные науки: физику, химию, военное искусство. В программу входили право и экономика. Само собой, джентльменский набор дворянина никто не отменял. Танцы, творчество, фехтование — куда ж без них!
В целом же благородные юноши, в отличие от благородных девиц, получали среднее довузовское, а то и, бери выше, среднее специальное военное образование. Если продолжить аналогии, то Смольный можно сравнить с пушкинским Лицеем. Царскосельский Лицей изначально создавался для воспитания государственных деятелей, а Смольный — для воспитания фрейлин.
При выпуске дворянки-отличницы получали награды и для них проводился императорский бал, на котором с ними танцевали великие князья, иностранные принцы и особы высочайшей свиты. Об этом пишет А. Соколова в своей книге «Из воспоминаний смолянки».
И еще один момент: программа мещанского отделения была серьезнее, чем дворянского, так утверждают в музее Смольного. При обучении дворянок делали больший акцент на языки и искусства, а будущим горничным все это нужно было лишь для общего развития, поэтому часы, сэкономленные на искусстве, уходили на более серьезную подготовку по другим, земным, предметам.
Выпускницы Смольного
Как и с Лицеем (из пушкинского выпуска шестеро стали госслужащими, но двое вразрез с планом — декабристами), цели разбились о действительность: из первого выпуска Смольного фрейлинами стали одиннадцать девушек. Остальных ждала участь образцовых дворянских домохозяек. Некоторые оставались в Смольном учительницами или классными дамами. Или шли работать гувернантками. (По воспоминаниям, девушек не учили готовить фарш — только жарить котлеты. Не учили готовить все блюдо — максимум что-то нарезать для него. То есть, сегодняшними словами, не давали в руки удочку, только рыбу. Но и на том спасибо… Попыталась представить фрейлину, жарящую котлеты, — не получилось🙃)
Дочь Тютчева Екатерина после института писала книги и занималась журналистикой, Мария Ватсон сделала первый перевод «Дон Кихота», а вот свободолюбивая Ахматова выдержала в Смольном всего несколько месяцев.
Позже смолянок стали знакомить и с медициной. Они работали сестрами милосердия во время Первой мировой, а некоторые даже стали врачами и работали в больницах.
В числе выпускниц: руководитель отделения Общества Красного Креста и руководитель лазаретов во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., мать легендарного военачальника Ольга Скобелева; химик Вера Попова, популярная журналистка Александра Соколова и многие другие известные личности своего времени.
Стоит отметить, что в Смольном учились и иностранки: немки, француженки, полячки, финки. К примеру, одной из первых и самых известных финских оперных певиц стала смолянка Александра Ангер.
Распорядок дня
Все смолянки должны были строго соблюдать подробно прописанные правила поведения и являть собой образец скромности. С этой целью они носили одинаковую одежду и прически. Коса должна была выглядеть гладкой, если у девушки волосы вились от рождения, то это ее проблема: сказано «гладкая» — значит гладкая! 😂
Каждому классу полагался свой цвет формы:
1 класс — форма кофейного цвета,
2 класс — синяя форма,
3 класс — голубая форма,
4 класс — белая форма.
Выпускниц всегда называли белым классом, хотя маркий белый цвет со временем заменили на зеленый. К форменному платью прилагались передник, пелерина и нарукавники. И никаких украшений!
Девушки-смолянки были стройны как на подбор. Секрет прост — в заведении заботились об их закалке и иммунитете: занятия физкультурой несколько раз в неделю; скудный, как в богадельне, рацион, на который многие выпускницы пеняли в мемуарах; умывание холодной водой. Прямо не фрейлины, а спартанки какие-то должны были вырасти!
Далеко не каждая девица могла позволить себе лишнюю чашку чая или запретные сладости, которые тайком за отдельную плату мог иногда приносил сторож. В мемуарах встречаются описания дневного рациона: утренний чай с булкой, на завтрак — хлеб с маслом и сыром, каша или макароны, на обед — жидкий суп с маленьким пирожком и мясо, на котором варили бульон для супа, на ужин — чай с булкой. Во время поста — пожестче. (Вообще-то я не увидела ничего страшного в описанном рационе. Понятно, что в казенном заведении устриц не будут подавать. Другое дело, если перечисленные блюда были невкусными или рацион однообразным.)
Судя по воспоминаниям и дневникам воспитанниц, распорядок дня в Смольном напоминал колонию строгого режима: ранний подъем и ранний отбой, в комнатах жили по 4-9 человек.
К испытаниям можно добавить пуританскую строгость классных дам (опять же по дневникам и мемуарам воспитанниц) — не всегда высокообразованных, но часто грубых и придирчивых старых дев, большинству из которых уже было за 40 (т. е. практически без надежд на замужество, отсюда делайте выводы о характере и отношении к молодым девицам; что поделаешь, это правда жизни). То бишь воспитать совершенных женщин должны были по большей части несовершенные женщины. Несостыковочка! Опять же, совершенные женщины строем на обед, в церковь и на прогулку не ходят. (Но это мы сейчас такие умные и свободные 👩🔬)
Учителями, естественно, на первых порах были мужчины. Их подбирали по критериям, удовлетворяющим требованиям сохранения нравственности воспитанниц: либо женатики, либо старики и увечные. Надеюсь, хорошие преподаватели при таком строгом отборе тоже попадались 🤦♀️ К середине XIХ века мужчин-преподавателей значительно поубавилось.
Зато не было телесных наказаний! А с другой стороны, в пушкинском Лицее, где в Уставе тоже утвердили отказ от телесных наказаний, надзиратели также присутствовали и могли в любой момент заглянуть в окошко в каморке любого лицеиста. Так что это не Смольный такой, это времена такие — надзирали за детьми строго. Даже переписку воспитанниц читали!
Чтобы воспитанницы не подвергались дурному влиянию, им запрещалось покидать стены института даже в каникулы. Родители могли навещать девочек по выходным и праздникам, и только в присутствии начальницы.
«…Хорошо еще, если родители или близкие родственники жили в Петербурге, могли раз в неделю навещать девочку; а бывало и так: родители привезут дочь, уезжают обратно к себе за тысячу или более верст и только по окончании являются взять из института уже взрослую девушку. При мне были такие случаи, что ни дочь, ни мать с отцом не узнавали друг друга». (Н. Ковалевская. Воспоминания старой институтки)
Но все-таки Смольный институт не был ни монастырем, ни тюрьмой. Воспитанницы иногда «выходили в свет»: их возили в театры и на выставки, на дворцовые праздники и на каток. При Марии Федоровне и эта дверка захлопнулась, оставались лишь редкие прогулки в Таврическом саду. (Не представляю, как можно было в то время обучать искусству без посещения театров и выставок.)
Смольный после Екатерины II
После смерти Екатерины бразды правления взяла на себя Мария Федоровна, жена Павла I. Она установила порядки, которые неукоснительно соблюдались до 1917 года. Условия стали жестче: годы учебы сократили до 9 (с 8 до 17 лет, мещанок принимали с 10 лет), зато набор стал больше (до 800 воспитанниц), поэтому пришлось потесниться: общие спальни стали делать больше — до 30 кроватей, эти большие помещения, естественно, хуже прогревались. По воспоминаниям, некоторые девицы даже специально стремились попасть в лазарет, на теплую кроватку.
Появились экзамены, проводившиеся два раза в год. По их итогам воспитанниц распределяли по классам: первый — для сильных учениц, второй — для имеющих средний балл, третий — для самых несообразительных (класс коррекции по-нашему). На экзаменах дворянского отделения присутствовали члены императорской семьи.
Это еще что! В институте стали практиковать наказания стыдом: не заштопала носок вовремя, не убрала прядь, не погладила как следует одежду, не оттерла с пальца чернильное пятно, повернулась к окну во время занятий, много вопросов задаешь и проч. — будешь носить нестираный носок или «бумажку позора» в виде украшения на своем переднике. Или весь обед простоишь на глазах у товарок, с аппетитом вкушающих хлеб насущный сидя. Или за сквернословие и дерзость будешь неделю носить на шее огромный картонный язык. Я уж не говорю про повышение голоса, да что там, крики на воспитанниц. Крайняя мера наказания — ношение грязного носка на груди даже в родительский день.
Настольная книга смолянок «О должностях человека и гражданина» сменилась на «Отеческие советы моей дочери». То есть затея с воспитанием фрейлин себя дискредитировала, решили воспитывать умных, но покладистых жен.
В 1848 году на базе Смольного института благородных девиц открыли двухгодичный класс для подготовки педагогов, а мещанское отделение реформировали в отдельное учебное заведение — Санкт-Петербургское Александровское училище (позже — институт).
Большие перемены к лучшему принес инспектор Смольного с 1859 года Константин Ушинский, имя которого слышали многие. Для повышения качества образования он значительно обновил педагогический состав, ввел естествознание, увеличил количество часов на русский язык и литературу, сделал классы одногодичными, обязал использовать наглядные пособия и ограничил вмешательство воспитательниц в личную жизнь смолянок. Эти реформы оценили не только сами девушки, но и их родители. Но уволенные педагоги засыпали надзорные органы доносами, и… почти все вернулось на круги своя.
Всем известно, что во время Октябрьской революции 1917 года здание Смольного было занято революционными матросами. Институт эвакуировали в Новочеркасск, и там в 1919 году состоялся его последний выпуск.
За полтора века Смольный пережил 85 выпусков и сыграл свою положительную роль в развитии женского образования в России. А воспоминания о жутких условиях и в то же время достижения многих выпускниц в профессиональной или общественной деятельности говорят лишь о том, что устремления у девушек, как и во все времена, были разными; не все готовы были жить в разлуке с близкими и терпеть ограничения, в том числе свободы; с классными дамами, как и во все времена, не всем везло; обиженки тоже были во все времена; а возможности и перспективы были доступны для всех желающих учиться, любознательных и целеустремленных смолянок.
Лингвистические изыски от смолянок
Как и во всех школах, в Смольном придумывались свои словечки, понятные всем воспитанницам учебного заведения. Некоторые выражения ушли в народ.
Благодаря воспитанницам Смольного в нашем языке появилось выражение как шерочка с машерочкой. Не буду повторяться подробно, о нем я писала ранее.
Зато воспитанницы из дворянских семей отлично владели французским языком (еще при поступлении они сдавали не только русский, но и французский). Так что очень логично, что шерочка и машерочка, преобразовавшись из chère и ma chère (дорогая/дорогой и моя дорогая, соответственно), обросли русскими суффиксами и стали обозначать танцевальную пару, состоящую из двух девушек.
Из не вошедшего в общее употребление можно назвать слова мовешки (фр. «mauvaise» – дурная) и парфетки (фр. parfaite – совершенная). Мовешками дразнили хулиганок и двоечниц, парфетками — заучек и слишком правильных девиц.
Заключение
«Смольный институт стал важной экспериментальной площадкой для внедрения в педагогический процесс составляющих, без которых его невозможно сегодня представить. Определялось оптимальное количество учащихся в классе, вырабатывались санитарные и гигиенические нормы, решались вопросы освещения учебных помещений и многие другие. Смольный институт стоял у истоков среднего женского образования в России и сыграл важную роль в развитии педагогического процесса в целом». (В. Пономарева, д.и.н., снс МГУ)
Замечу, ко времени революции бо́льшая часть населения по-прежнему оставалась неграмотной. Согласно первой общероссийской переписи населения 1897 года, грамотных насчитывалось в среднем 21,1 % (26,5 млн из 125 млн человек). Следующая перепись проводилась 17 декабря 1926 года, так что промежуток в 30 лет дает большой простор для исследований и мифологии. Что совершенно точно: ХХ век сильно ускорил все процессы, в том числе и образовательные.
Хотела рассказать еще про другие женские институты благородных девиц, но лимит — всё! Не буду вас больше утомлять. Может, как-нибудь в другой раз.
Спасибо за внимание!
Возможно, вас заинтересует пока небольшая подборка материалов по теме «Образование».
А ваша подписка поможет развитию блога!