Английский писатель-историк Филип Зиглер – биограф многих известных британских деятелей: лорда Маунтбаттена, премьер-министров Гарольда Вильсона и Эдварда Хита. Ф. Зиглер работал дипломатом в Лаосе, Париже и Претории. Оставив службу, стал профессиональным писателем.
Книга «Черная Смерть» впервые вышла еще в 1969 году, но не утратила своей популярности и сегодня. Год за годом она с успехом переиздается, ведь количество болезней и эпидемией снова и снова обрушивается на человечество.
Автор пишет об истоках и причинах возникновения мора, процессах и способах его передачи, заражения. Рассматривая и сопоставляя множество свидетельств средневековых хронистов и работы по изучению эпидемии более поздних историков, Зиглер в своей книге характеризует состояние медицины, предрассудки общества того времени и ту роль, которую сыграла «великая чума» на экономическую и социальную жизнь Европы.
Середина прошлого тысячелетия среди прочих грозных событий мировой истории была ознаменована страшной пандемией «черной смерти» 1348–1350 годов. Черная смерть собрала невиданную доселе жатву – до сих пор ни одна из войн не уносила столько человеческих жизней, сколько это сделали эпидемии.
Чума - самая распространенная в Средние века и наиболее опасная из заразных болезней. «Черная смерть» имела значительные демографические, социальные, экономические, религиозные и культурные последствия. Люди бежали от смерти и строили новые города, создавали общины, начинали жить заново.
Один из самых удивительных фактов в истории эпидемий чумы – это возобновление их на огромных территориях после длительных промежутков (столетий) относительного благополучия. В Средние века чума и оспа не могли быть остановлены средствами, которыми располагала медицина того времени. Вот с каким отчаянием писал о чуме 1346–1351 годов Джованни Боккаччо, который был ее очевидцем:
«Ничего не могли с ней поделать догадливость и предусмотрительность человеческая, очистившая город от скопившихся нечистот руками людей, для этой цели употребленных, воспрещавшая въезд больным, распространившая советы медиков, как уберечься от заразы; ничего не могли с ней поделать и частые усердные моления богобоязненных жителей, принимавших участие как в процессиях, так равно и в других видах молебствований».
Первое в истории достоверное упоминание о чуме принадлежит перу Руфа Эфесского (I в. н. э.). Он описал крупную эпидемию инфекционного заболевания, распространившегося во многих городах цивилизованного мира. Болезнь сопровождалась развитием бубонов и высокой смертностью, особенно сильно мор прошелся по территории нынешних Египта, Ливии и Сирии.
Получившая название «черная смерть», прокатилась по всему миру в XIV веке. Она унесла, по разным оценкам, от трети до двух третей населения Европы и привела к изменениям в духовной, социальной и экономической сферах жизни общества.
Должно быть, где-то около 1346 года до Европы впервые дошли вести о странных и трагических событиях на далеком Востоке. Позже, уже во время не таких, как прежде, тяжелых путешествий и быстрого распространения новостей, бедствия в Китае воспринимались на Западе с вежливым, но отстраненным сожалением, с которым относятся к чему-то бесконечно далекому.
Существует несколько рассказов современников о самых первых днях эпидемии Черной смерти. Но они настолько схожи во всех подробностях, что позволяют предположить происхождение из одного источника. Едва ли не единственный человек, о котором известно, что он побывал на месте событий или близко к нему, это Ибн Баттута.
«Между Катаем и Персией прошел страшный огненный дождь; огонь падал хлопьями, как снег, и выжигал горы, равнины и другие земли, где жили мужчины и женщины. А потом поднялся страшный туман, и каждый, кто видел его, даже с расстояния в полдня пути, умер, так же как и всякий мужчина или женщина, которые посмотрели на тех, кто его видел…».
Так или иначе, но к концу 1346 года по меньшей мере в крупных морских портах Европы было широко известно, что на Востоке бушует мор ни с чем не сравнимой силы. Постепенно корабли торговцев разнесли заразу по всей Европе. Когда жители осознали, что за груз везут с собой гости, последовала достаточно бурная реакция. Они постарались отогнать опасность как можно дальше и тем самым лишь поспособствовали более быстрому распространению эпидемии.
«В январе 1348 года, – писал фламандский хронист, – в Геную зашли три галеры, прибитые сильнейшим восточным ветром. На этих кораблях, груженных различными специями и другим ценным товаром, свирепствовала страшная зараза. Когда жители Генуи об этом узнали и увидели, как быстро и неизлечимо они заражают других людей, их выгнали из порта горящими стрелами и плавучими военными орудиями, потому что ни один человек не смел к ним прикоснуться; и никто не мог торговать с ними, а если бы он это сделал, то наверняка тотчас умер бы. И так их гоняли из порта в порт…».
Но к тому времени, когда генуэзские власти отреагировали, было слишком поздно. Зараза уже была на берегу, и ничто не могло ее остановить. К весне 1348 года Черная смерть прочно завладела Сицилией и материком.
Масштабная эпидемия Черной Смерти еще раз охватила Европу во второй половине XVII века. Ее последствия были не менее ужасны, чем в XIV веке, но на этот раз эпидемия охватила гораздо меньшую территорию и погубила меньше человеческих жизней.
Филип Зиглер рассказывает о ситуации в Италии, Франции, Германии, об уровне медицинских знаний того времени и гигиене средневекового города. Подробно рассматривается приход чумы в Англию, распространение болезни в Лондоне, на срединных землях и у границ Уэльса, Ирландии и Шотландии. Влияние чумы на церковь и сознание людей и неизбежные социальные и экономические последствия.
Почему смертельные эпидемии имеют тенденцию возвращаться к людям, даже спустя столетия? Книга «Черная Смерть» - это глубокое историческое исследование, помогающее понять механизм возникновения и распространения эпидемий в мире.
Приятного чтения!
Резник Марина Васильевна, главный библиотекарь отдела городского абонемента