Жители оккупированных территорий, видя колонны немецких войск, продвигающиеся на восток, наверняка удивлялись. Вместо отборных, одетых в новенькую форму элитных частей, шли уставшие, изможденные, плохо одетые солдаты. Они видели, как их товарищи умирали, как их машины и танки разлетались в клочья от взрывов, как их надежды на возвращение домой таяли с каждым днем. Именно в этом мрачном мире рождалось дезертирство.
Основные причины дезертирства немецких солдат
В книге «Европа говорит» описаны разговоры с немецкими солдатами, которые дезертировали и сумели перебраться в нейтральные страны. Средний возраст таких дезертиров составлял 25 лет, но встречались и люди постарше. В мирной жизни они в большинстве своем были рабочими. Они дезертировали после госпиталя или отпуска, так как ими владел страх быть снова отправленными на Восточный фронт. Они приходили в ужас при воспоминании о русской зиме и смелости солдат противника. Многие немецкие солдаты психологически ломались, когда получали известие о том, что их дома разрушен во время авианалета, и что их жены, дети или родители погибли.
"Один из дезертиров рассказал, что, когда он получил такое известие, в нем произошла перемена, которую он не мог объяснить. У него было одно определенное чувство: «Я покончил с войной». Он уехал на велосипеде из своего расположения без всякого плана и прибыл в нейтральную страну, словно в трансе".
Другие немецкие солдаты были тяжело ранены и чудом выжили. После этого они зареклись возвращаться на фронт. Отступающее товарищи часто оставляли раненых умирать на поле боя, хотя, у них была возможность помочь.
"Из-за раны солдат был вынужден пролежать в грязи три дня. Его бросили умирать. Когда немцы предприняли новое наступление, они нашли его и отвезли в полевой госпиталь. За эти три дня он решил не возвращаться на фронт, где его сослуживцы вели себя так не по-товарищески".
В ходе допросов и бесед дезертиры рассказывали о ситуации внутри немецкой армии, об отсутствии товарищества и взаимовыручки в подразделениях:
"Каждый подозревал другого в шпионаже для гестапо и поэтому не осмеливался говорить открыто…. Отношения между рядовыми солдатами и военнослужащими Waffen SS были натянутыми. Последние считали себя арийской элитой и относились к другим солдатам презрительно. Подразделения Waffen SS несли огромные потери, так как обычно первые шли в бой. Это воспринималось большинством солдат других подразделений с нескрываемым удовлетворением и злорадством".
Политические взгляды немецких дезертиров
У большинства дезертиров нацистская идеология проникла в сознание лишь поверхностно, а опыт войны полностью ее разрушил. Когда Гитлер пришел к власти, они были еще мальчишками 10 и 12 лет.
"В их сознании Веймарская республика в основном ассоциировалась с огромной безработицей, с которой успешно справились нацисты. Это, по их мнению, было главным преимуществом режима".
После своего опыта в России большинство из них по-прежнему были настроены против большевизма. Но ненависть к англичанам и американцам в сто крат превосходила неприязнь к большевикам.
"Они боялись, что англичане и американцы реквизируют немецкие фабрики и сделают немецких рабочих своими рабами... Напротив многие, побывав на Восточном фронте считали, что русские после победы не причинят вреда простым немцам, рядовым солдатам и рабочим".
Немецкие солдаты читали листовки, в которых говорилось, что Сталин призвал русских солдат изгнать захватчиков. В листиках не было никакой угрозы возмездия и преследования за пределами границ.
Никто из дезертиров не демонстрировал антисемитских взглядов. Эта проблема, казалось, их вообще не интересовала. Они утверждали, что не знали об истреблении евреев и были крайне возмущены, когда им предъявляли доказательства нацистских преступлений.
"Из разных лагерей — лагерей для дезертиров и гражданских и военных интернированных — некоторое количество людей было отправлено на общие курсы подготовки лагерных поваров. Среди стажеров были и евреи. Между различными стажерами никогда не возникало ни малейших трений. Они вместе играли в пинг-понг, предлагали друг другу сигареты и в целом имели вполне естественные человеческие отношения друг с другом".
Дезертиры и отказники среди немцев были уже в августе 1941 г.
В докладной записке в ЦК ВКП (б) от 19 августа 1941 г. секретарь ЦК КП (б) Белоруссии П.К. Понамаренко писал:
"Участились случаи перехода на нашу сторону, некоторые переходящие называют себя коммунистами. Один из них рассказал, что у них в роте 19 коммунистов. У Жлобина на кладбище расстреляли 8 солдат за прямой отказ идти в бой…В отнятых обратно местечках встречаются надписи, сделанные немецкими солдатами «Es lebe genosse Stalin». Это чрезвычайно симптоматично, так как происходит в условиях успехов немецкой армии. Можно заранее представить, что же будет при серьезных неудачах немцев. Сейчас в полесском направлении действует австрийская дивизия. Австрийцы ходят по деревням, выпрашивают поесть и заявляют крестьянам о том, что с русскими воевать не будут. Пока от перехода к нам сдерживают немецкие офицеры".
Почтить память дезертиров
В крупных немецких городах насчитывается более 20 мемориалов и памятников дезертирам вермахта. Потребовалось несколько десятилетий, чтобы дезертиры получили признание за их отказ сражаться за Третий рейх.
После войны приговоры немецким дезертирам не были отменены и многие из них подвергались дискредитации и нападкам в послевоенной Германии. Дезертир Второй мировой войны Людвиг Бауманн основал «Федеральный союз жертв национал-социалистической военной юстиции».
Организацию поддержали центральный совет евреев Германии и синод протестантской церкви. Благодаря совместным усилиям только в 2009 году, Бундестаг одобрил реабилитация дезертиров.
P.S. Около 100 000 солдат вермахта дезертировали, 30 000 из них предстали перед судом и были приговорены к смертной казни. Около 20 000 дезертиров были казнены.
А как вы относитесь к дезертирству как явлению? Считаете ли вы дезертиров достойными мемориалов и памятников?
При написании статьи использовались источники: Europe speaks (http://library.fes.de/fulltext/isk/es-33.htm); Русский архив: Великая Отечественная. Том 20 (9). Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – М.: ТЕРРА, 1998