Дисклеймер.
В настоящем очерке:
1. нет информации о том:
1.1. где в Абхазии купить недорого/дорого чурчхелу/чачу/домашний (дикий) коньяк;
1.2. как/чем в Абхазии отравиться/не отравиться;
1.3. чем абхазы лучше/хуже армян/грузин/русских;
2. есть информации о/об:
2.1. сохранившихся артефактах минувших эпох;
2.2. культурных традициях абхазов;
2.3. исторических событиях, происходивших на территории нынешней Абхазии.
Об Абхазии, древней и первозданной. Часть 1
Об Абхазии, древней и первозданной. Часть 2
Об Абхазии, древней и первозданной. Часть 3
Об Абхазии, древней и первозданной. Часть 4
Об Абхазии, древней и первозданной. Часть 5
Об Абхазии, древней и первозданной. Часть 6
Об Абхазии, древней и первозданной. Часть 7
Камни белой борозды
Вспоминают грустно
Говор ключевой воды–
Золотое Русло.
Здесь молчание царит,
Тайна здесь хранима,
Камень с небом говорит,
Время льется мимо.
В тишине, грозя бедой,
Буря соберется –
Злой, грохочущей водой
Русло захлебнется.
Волны мутные пройдут–
Взяв, что поддается.
Камни дух переведут,
Камень не сдается!
И. Хварцкиа, Перевод Ю. Лакербая
Храм святого апостола Симона Кананита
Вблизи возведенных еще в конце XIX столетия плотины и здания гидроэлектростанции, одной из старейших в России, видны белокаменные стены небольшого крестовокупольного трехапсидного храма, наиболее значительного архитектурного объекта, композиция которого характерна для раннесредневековой (IX-X вв.) Абхазии.
Можно предположить, что при закладке храма перед строителями стояла задача не нарушить верхний слой почвы, чтобы не потревожить что-то очень ценное в представлении заказчиков. В этом факте можно усмотреть подтверждение поздних сообщений, что храм был выстроен на месте погребения святого (или над святым местом). Стены храма, как и утраченных теперь притворов, были когда-то покрыты изнутри штукатуркой с фресковыми росписями.
С легкой руки новоафонских монахов этот храм обычно связывали с именем апостола Симона, уроженца Каны Галилейской, спутника апостола Андрея, который, согласно церковной традиции, проповедовал на обширной территории вокруг Черного моря и на Кавказе.
В 55 году н. э. они достигли пределов Абхазии, где апостол Андрей оставил Симона для распространения христианства среди абхазов. Благодаря этим проповедям, согласно преданию, были уничтожены жестокие, кровавые обычаи - приносить в жертву богам младенцев и людоедство.
Симон Кананит вскоре умер и был похоронен на берегах Псырцхи. Впоследствии на его могиле был возведен белокаменный храм в память первых контактов абхазов с христианством. Согласно же другой, имеющей большую древность легенде, этот проповедник был похоронен в Никопсии, расположенной западнее современного города Туапсе.
Появление в IX в. нового для Абхазии крестовокупольного типа церковной постройки свидетельствует о привлечении образца с территории византийской империи, также о быстроте внедрения широкой церковной реформы на территории царства, связанной с новыми литургическими правилами, установленными в империи. Известный русский паломник и описатель священных древностей, А. П. Муравьев, посетив это место в 1848 году, написал о нем:
"Историческое предание указывает на церковь эту, как на погребальную св. Апостола, находящуюся на довольно обширной поляне, омываемой волнами речки Псыртсхи. Дикое живописное место как бы нарочно создано природою, чтобы приманивать на жительство людей. Посредине поляны стоит церковь небольшая, но почти совершенно уцелевшая, кроме обвалившегося купола; западный ее притвор завален камнями и зарос дикими растениями, как и сама вершина церкви, вход - от южного притвора, над коим виден еще полустертый лик Спасителя. Устройство храма греческое, с тройным разделением алтаря, и полукружием горнего места. Поразительна тонкость стен и высота стройных сводов, которые опираются на чрезвычайно легкие столбы; живопись уже стерлась, но на западной стене еще видны Успение Богоматери и два мученика."
Анакопийская крепость на Иверской горе
По свидетельствам римского путешественника Флавия Арриана («Путешествие по берегам Черного моря») на вершине Анакопийской горы под влиянием Римской империи во II в. оформляется религиозный и политический центр санигов (племён, впоследствии весьма "недружественно поглощёнными" предшественниками абхазов - абазгами), имевших собственного базилевса (верховного правителя), который, надо полагать, выделился из жреческой среды, контролировавшей их главную святыню. Политические границы античного «царства абазгов», как протекторат Римской империи, на рубеже III-IVвв. расширяются на запад.
Оборонительные стены, венчающие вершину Иверской горы, позднее образующие цитадель, стали хронологически первым звеном в оборонительной системе Анакопии. Наличие полноценных признаков оборонительной фортификации дают возможность считать «цитадель» первым оборонительным рубежом Анакопии, несмотря на незначительность площади, которую они защищают.
На основании материала, собранного археологами из мусорного отвала у цитадели: фрагментов керамики позднего бронзового века, чернолаковых сосудов, исследователи достоверно утверждают о существовании на вершине горы античных (греческих и римских) построек, имеющих сакральный (культовый) смысл, а также цистерны и других вспомогательных помещений времени строительства стен периода ранней античности.
Вероятно, цистерна была реконструирована, в связи с широкой строительной деятельностью Византийской империи, предполагавших превращение поселения Анакопии в мощную военную базу в VI в.
По результатам исследования (по-видимому, методом радиоуглеродного анализа) известкового раствора, взятого изнутри кладки древних Западных ворот, была получена датировка - конец II в. н.э. Очередная реконструкция цистерны и всей системы водосбора и хранения воды, внутри цитадели, проведенная по указанию византийского императора Константина Мономаха, относится к середине XI в.
Роль и качество участия Византийской империи в процессах VI – VIII вв., происходивших на территории Западного Кавказа, трансформировались, в частности, для VI в. во времена правления императора Юстиниана Великого - это укрепление военных баз и опорных пунктов практически по всей прибрежной полосе этой части Причерноморья.
Конец VI – начало VII вв. характеризуются возрождением местной власти в Абазгии, очередное сближение Византии и Абазгии наметилось к концу первой четверти VII в., что связано с личностью деятельного византийского императора Ираклия, в период правления которого римское наследие в виде официального языка латыни было заменено на греческий.
Полная христианизация абазгов со стороны Византии привела к переходу от конфронтации к "межгосударственному" сотрудничеству. При этом, в течение всего VII в., абазги отстаивают право на самостоятельное внутреннее самоуправление, выступая союзниками Византии во внешнеполитических вопросах. Что интересно, в этом можно увидеть определённое историческое сходство между уже современными "взаимоотношениями" нынешних Абхазии и России.
Попытка Византии вернуть свое политическое влияние приводит к передаче в первой половине VIII в. значительных территорий Абазгии, номинально относившихся к её сфере влияния, архонтству Абазгии и фактически установлению двоевластия в Абазгском царстве.
В результате внутренних потрясений в середине VIII века, начиная с периода правления императора Константина V, Византийская империя теряет оставшиеся рычаги влияния на Абазгию. Архиепископия Абазгии добивается независимости от Константинополя, а цари Абазгии впоследствии противопоставляют себя византийским императорам.
Новые "институты" Абхазского царства на обширной и этнически разнообразной территории замещают ранее существовавшие имперские структуры управления.
Исходя из наличия датированных христианских памятников, как в окрестностях Анакопии, так и за её пределами (например, Цандрипшский храм в селе Цандрипш: Об Абхазии, древней и первозданной. Часть 1. или храм священномученика Ипатия Гангрского в старой части Гагр: Об Абхазии, древней и первозданной. Часть 2) следует, что материальных свидетельств возникновения христианской общины ранее VI в. не имеется. Лишь во времена правления императора Юстиниана I Великого, в VI в. Византийская империя начинает процесс христианизации абазгов.
Первая христианская церковь появляется на вершине Анакопийской горы, скорее всего, на фундаменте античного святилища (остатки которого находятся в Краеведческом музее Нового Афона) в конце VI в. усилиями, ценных зарубежных специалистов завезённых в добровольно-принудительном порядке, византийских строителей.
При строительстве первых христианских храмов периода VI-VII вв. была сохранена преемственность в части сохранения ландшафтно-визуальных связей между святилищами времён античности на возвышенных точках вокруг главного культового объекта на вершине Иверской горы.
Со времён правления императора Никифора I (начало IX века) и вплоть до X вв., когда Византийская империя вновь получила некоторое влияние над Абхазским царством, строятся храмы внутри крепости, например, зальная церковь на восточном гребне Иверской горы, гарнизонная зальная церковь у второй линии обороны, которая, по мнению исследователей, была освящена именем святого Феодора Тирона, сожженного на костре во времена очередных гонений на христиан во времена правления римского императора Галерия в III в.
На этот период времени можно отнести всплеск храмостроительства, связанный с церковной реформой, проведенной Абхазскими царями, напрямую связанной с реформами византийских патриархов.
На основе обновленных византийских принципов храмостроения, связанных с изменениями в литургии, формируется абхазская архитектурная школа с центром в Анакопии.
Строится на особо почитаемом месте крестовокупольный храм святого Апостола Симона Кананита (см. начало очерка), перестраивается храм в Анакопийской цитадели.
Согласно комплексу исторических источников, сакральное значение Анакопии на протяжении тысячелетий устойчиво сохранялось, но подвергалось сильным изменениям, изначально являясь источником власти отправителей культов над соплеменниками, а впоследствии - религиозным центром, вокруг которого формировалась политическая власть санигов и абазгов, вплоть до возникновения Абхазского царства, включительно.
Анакопийская крепость была сформирована в качестве основного военного форпоста Византийской империи на Западном Закавказье в VI в. Комплекс выявленных архитектуроведческих данных, описание которых также можно найти в Краеведческом музее Нового Афона.
Объемно-планировочные решения, масштабы и качество строительства указывают на императорский заказ с весьма серьёзным финансированием, что находит подтверждение в ряде схожих памятников VI в., например: в Греции (Дидимотеихон) и Турции (Мамур, Иогурчу и др.).
Западный и южный участки стен второй линии обороны сочленяются посредством предвратной башни (Воротной) – наиболее монументального и выразительного памятника архитектуры Анакопийской крепости.
В ходе обширных полевых работ Анакопийской экспедиции 2014 -2015 гг. археологами были детально изучены воротный узел и предвратная башня, а также проведено архитектурно-археологическое обследование Воротной башни. В дополнение к более ранним исследованиям, современными исследователями были выявлены конструкция и конфигурация сводов, которые в силу своей уникальности получили определение в качестве «абазгского свода».
Также были проведены уточнения по строительным этапам в предвратной башне и на воротном узле в целом. Первый строительный этап относится к строительной деятельности Византийской империи во второй половине VI в., примерно после 562 г. Воротная башня состояла из двух этажей и боевой площадки, обрамленной парапетом с зубцами.
К Воротной башне примыкали две крепостные стены: одна с северо-востока, другая с севера, между которыми были организованы входы на её оба яруса. Боевая площадка имела выходы на боевые тропы обеих стен, которые по высоте были равными между собой. В окнах-амбразурах и на верхней боевой площадке башни располагались метательные машины, вполне вероятно использовавшие в качестве снарядов не только обычные каменные ядра, но и "сифоны" со знаменитым "греческим огнём", который в случае "нештатной ситуации" представлял значительно меньшую опасность для каменной крепости, чем для деревянного корабля (т.к. "греческий огонь" применялся византийцами, в основном, в морских сражениях).
Западная стена – участок между предвратной башней и воротами - и воротный узел времени постройки второй линии обороны, отличались приземистой монументальностью, служащей выверенной функцией активной обороны от массового противника, использовавшего весь спектр осадных средств того периода.
На отрезке стены, примыкающей к воротам с севера, в ее толще были устроены два наклонных прямоугольных отверстия с выделанным полукругом ложем для сброса горючих жидкостей, в случае скопления неприятеля у ворот. Эти факты интересны ещё тем, что в период "тёмных веков", после падения Западной Римской империи замковое и крепостное строительство в Европе, отсутствовало напрочь, не говоря уже о различных технических "нюансах" проведения оборонительных осадных "мероприятий". Завоёванная варварскими племенами Европа в отличии от Восточной Римской империи (Византии), "ютилась" в римских руинах, уколхоженных перестроенных под повседневные нужды.
Завершение строительства второй линии обороны на западном и юго-восточном участках происходило, скорее всего, после отбытия ценных иностранных специалистов из Средней Азии византийских строителей из Абазгии. Возникновение мощной оборонительной системы второй линии обороны в VI в. превратило первую оборонительную линию Анакопии в цитадель – укрепленный рубеж, в котором формируется комплекс церковных и жилых построек.
Древний античный храм цитадели, который был впоследствии, согласно косвенным данным, посвящен Пресвятой Богородице, представлял из себя однонефную постройку, вытянутую по продольной оси с нартексом, снаружи и в интерьере с полукруглой апсидой. Три больших окна освещали алтарную часть храма. Их полуциркульные перемычки были выложены из известняковых блоков и плинфы, без какой-либо системы.
Храм имел стропильное двускатное перекрытие, по которому укладывалась плоская (коробчатая) черепица, накрываемая на стыках желобчатой. В продольных стенах были устроены большие окна с параллельными откосами, три из которых могут угадываться на северной стене. Древняя постройка имела три автономных входа; по одному с северной, южной и западной сторон.
Дверные проемы не были снабжены специальным выступом, четвертью, для прижима дверного полотна, также, как и оконные проемы. Этот отличительный строительный признак четко прослеживается на объектах второй линии обороны, выстроенных в VI в. Впоследствии храм Богородицы был перестроен, а Крещальный и Мемориальный культы были вынесены из основного объема постройки в дополнительные приделы.
Сохранился эпиграфический памятник, в котором указано, что какой-то Анакопийский храм был посвящен Св. Феодору. Ряд исследователей считают, что именно храм в цитадели был переосвящен во имя великомученника Феодора Тирона, упомянутого ранее, что, однако, не является утвержденным фактом и оспаривается другими историками.
Анакопийский храм чаще других объектов становился предметом исследования археологов, искусствоведов, архитекторов, относящих его строительство к VII в. В искусствоведческом анализе Анакопийских рельефов выделяются мраморные детали VI в., что подразумевает существование храма в этот период и позволяет отнести его к древнейшим христианским храмам не только Абхазии, но всего Причерноморья вплоть до Босфора.
Время основания храма на вершине Иверской горы, исходя из идентичности строительной техники со второй оборонительной линией, а именно: наличия в кладке строительной керамики, а также сквозных отверстий округлой формы, образующих систему крепления опалубки, вполне можно связать с концом VI в., либо рубежом VI-VII вв.
Формирование храмового комплекса на вершине Иверской горы происходило по пути выделения из объема первоначальной постройки различных культов, состоящих из Евхаристического (освящение хлеба и вина и причащение верующих), Мемориального (поминание усопших) и Крещального (обращение в веру). Нартекс (экзонартекс), состоящий из двух смежных помещений, южной постройкой уже на раннем этапе, надо полагать, служил местом упокоения привилегированных лиц.
Смежное ему северное помещение могло еще какое-то время служить Крещальному культу, и по времени должно было соответствовать эпохе массового крещения византийцами абазгов, занявших Анакопийскую крепость, скорее всего, к началу VII в.
В результате археологических работ в 2015 году в Анакопийской крепости были достоверно описаны: накопительная цистерна у внешнего фасада стены, принципы устройства фундаментов стен, их примыкание к скальному основанию, связи с соседними объектами, исследованы кладочные растворы, которые разграничивали два основных строительных этапа на данном участке; прослежена горизонтальная стратиграфия подъездной дороги в соотношении с комплексом сооружений от нижних узлов к воротному проему с фиксацией у приступа и прохода к внутреннему двору укрепления.
Среди архитектурных объектов были также обнаружены два смежных помещения, одно из которых могло быть цистерной либо купальней. Смежное ему помещение сейчас представляет из себя пространство, ограниченное с юга и запада стенами; однако со сторон севера и востока стены, к сожалению, не сохранились.
В крепости сохранилось еще одно строение, похожее на обжигальную печь. Его стены выложены из бутового камня на глине. В таком случае печь вполне могла служить для обжига керамики. На одной из террас, расположенных ниже цитадели, с юго-западной стороны, сохранилось прямоугольное каменное строение со следами штукатурки изнутри. Возможно, что описываемый объект, в средневековье служил в качестве накопителя воды (либо её распределителя).
Анакопийская цитадель на временном отрезке середины VII-X вв. формировалась в условиях зарождения независимых или квазинезависимых, как от Византийской империи, так и друг от друга, институтов царской и религиозной властей. Правители Абазгии, с одной стороны, стремились к независимости от Византии, с другой, использовали суммарные достижения Византийской цивилизации, проникавшие в местную среду, как в более ранние периоды времени, так и в последующие, о чем говорят архитектурные и строительно-технические правила, использованные в строительстве.
Бытовая материальная культура на отрезке времени VII-IX вв. мало чем отличается от предыдущего этапа. На этом фоне выделяются столовые кувшины, расписанные бурыми красками, а также мелкие тонкостенные кувшинчики, формировавшиеся в Анакопии из более ранних местных форм. Особо проявляется строительное ремесло, получившее большее развитие в указанный период времени. Оформлявшиеся политические и религиозные центры Абхазского царства нуждались в дополнительных постройках бытового, оборонительного и религиозного назначения, часть из которых призвана была служить для презентации высшей власти.
В течение периода IХ-X вв. производилось масштабное строительство фортификационных и религиозных объектов, реконструировались и старые постройки крепости. На этом строительном этапе были реконструированы предвратная башня и воротный узел второй линии обороны.
Башня получила два дополнительных этажа, каждый из которых завершался сводом уникальной конструкции. Участок стены, соединяющий башню и воротный проем также был значительно надстроен в высоту.
Воротный проем получил дополнительную стену – выступ, под параллельный противоположной стене, совместно с которой оформляется дополнительный коридор перед ранее существовавшими воротами. Схожие конструкции воротных проемов были выявлены в античном Херсонесе, но для Абхазского царства этот архитектурный прием не имел аналогов.
О фортификационной мощи воротного узла крепости свидетельствует и внутренний треугольный дворик, огороженный со всех сторон стенами. Причем северная стена не одновременна остальным участкам. Можно предположить лишь то, что во время событий 30-х гг. VIII века (вторжение арабов в Закавказье) она уже существовала.
Исходя из тактических соображений, защитники цитадели могли ударить с тыла наступающим арабским войскам во главе с Мерваном Кру (Глухим) из дополнительных ворот, расположенных в трех местах на южном участке оборонительного рубежа. Исследование кладочных растворов второго строительного этапа у ворот крепости показывает, что реконструкция производилась в середине X в.
Дополнительные фортификационные сооружения Анакопии должны были возникнуть в связи с усилением мощи Абхазского царства. С восточной стороны подходы к Анакопии защищал форпост, являющийся вполне самостоятельным оборонительным сооружением – прибрежной оборонительной линией Анакопии.
Прибрежная крепость, согласно летописной хронологии, третья линия обороны Анакопии – являла собой четырехугольную крепость, укрепленную четырьмя башнями, известными по иконографическим данным. В настоящее время от описываемых стен ничего не осталось.
Прибрежная крепость стояла на берегу древнего канала, по которому морские суда могли заходить во внутреннюю бухту, превратившуюся к XIX веку в заиленное малярийное болото. Подобные климатические "метаморфозы" были свойственны практически всей равнинной субтропической части Абхазии, вплоть до Имеретинской низменности за рекой Псоу (в настоящее время, федеральная территория "Сириус"). Крепость "контролировала" и сухопутный тракт, разработанный вдоль берега моря.
Появление пятиугольных зубцов на башне прибрежной крепости, скорее всего, связано с более поздним, в XIV-XV вв., присутствием в Анакопии генуэзцев, в рамках некоторых историко-архитектурных концепций по определению времени возведения прибрежной крепости, опирающихся на архитектурно-строительные принципы, показывающие ее "военно-уведомительный" характер.
Она была выстроена по римско-византийским объемно планировочным решениям, реализованным ранее во второй линии обороны. В частности, все известные башни были выдвинуты вперед за линию стен, с которыми они были перевязаны.
Прямоугольные в плане сооружения были снабжены закругленными углами, стены по внешним фасадам имели наклон внутрь, в них были устроены бойницы. Стратегическое положение крепости, расположенной в устье реки Псырдзха, предполагало защиту Анакопии, как столичного города, от угрозы с восточной стороны по суше, а также со стороны моря.
На это также указывает тот факт, что храм Симона Кананита (см. начало очерка), выстроенный в ущелье реки Псырдзха, вероятнее всего не мог появиться ранее, чем прибрежный оборонительный рубеж. Хронологически возведение прибрежной крепости связывается с отрезком времени после ухода арабов из Абасгии в 30-х гг. VIIIв. до конца IX в., что получило экспериментальное подтверждение, полученное методом рентгенофазового анализа проб известкового раствора.
Мнение автора может не совпадать с его точкой зрения ©
Список используемой литературы:
1. Воронов Ю.Н. 2002. Археологические древности и памятники Абхазии (V-XIV вв.) // Проблемы истории, филологии и культуры. Вып. 12. Магнитогорск.
2. Русский монастырь св. великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афонской Архивная копия. Типография И. Ефимова. Бол. Якиманка, д. Смирновой, Москва, 1886 г.
3. Аргун А.В. 2019. Историко-культурное исследование Анакопийского архитектурного комплекса в контексте истории Абхазии II-XV вв. Дис. … канд. ист. наук. Сухум (на правах рукописи).
4. Виноградов А.Ю., Белецкий Д.В. 2015. Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства. Конец VIII-X вв. М.
5. Орелкин В.С. 1965. Отчет комплексной экспедиции Научно-исследовательского института туризма по памятникам в районе Н. Афона, обследованным с 12 июля по 2 августа 1965 г. (Рукопись из личного архива Ю. Н. Воронова).
6. Пачулиа В.П. 1961. Список памятников культуры, взятых на учет по Абхазской АССР. Сухум.
7. Пачулиа В.П. 1968. Исторические памятники Абхазии, их значение и охрана. М.