Дисклеймер.
В настоящем очерке:
1. нет информации о том:
1.1. где в Абхазии купить недорого/дорого чурчхелу/чачу/домашний (дикий) коньяк;
1.2. как/чем в Абхазии отравиться/не отравиться;
1.3. чем абхазы лучше/хуже армян/грузин/русских;
2. есть информации о/об:
2.1. сохранившихся артефактах минувших эпох;
2.2. культурных традициях абхазов;
2.3. исторических событиях, происходивших на территории нынешней Абхазии.
Об Абхазии, древней и первозданной. Часть 1
Об Абхазии, древней и первозданной. Часть 2
Об Абхазии, древней и первозданной. Часть 3
Об Абхазии, древней и первозданной. Часть 4
Я у моря живу. Открыт предо мной
Необъятный простор голубой.
И когда я спускаюсь к нему, то сперва
Камни крепкие под ногой.
Дальше – галька и мягкий песок...
Я на волны гляжу – белеют они,
Я на горы гляжу – синеют они.
Небосвод несказанно высок,
И сверкают звезды на нем
Золотисто-янтарным огнем.
Дмитрий Гулиа (Перевод с абхазского В. Державина)
Храм "Айлага-абыку"
Километрах в десяти от Гудауты, в сторону моря, по направлению к Бомборскому мысу (недалеко находится бывшая советская авиабаза "бамбора") отходит проселочная дорога, по которой вполне можно передвигаться и на авто.
Иное название мыса звучит не столь живописно, как выглядит сам мыс - "Серая Баба", а происходит это название из-за прозвища художницы польского происхождения, жившей здесь в 20-х годах прошлого века. История умалчивает о том, за какие "заслуги" одинокая художница получила столь странное прозвище.
Дорога же ведет к руинам интересного раннесредневекового памятника - однозальному храму "Айлага-абыку" (что, в переводе с абхазского, означает "Путающая вышка"). Его стены сохранились почти на полную высоту, апсида снаружи имеет пятигранную форму.
В углах, прилегающих к западной стене, высоко вверху вмурованы кувшины-голосники, улучшавшие звучание различного рода песнопений и христианских гимнов.
На некоторых кусках плохо сохранившейся штукатурки можно заметить следы фресок, которые также, к сожалению, не имеют следов "консервации" и, в будущем, будут утрачены полностью.
У южного дверного проема на стене было высечено на камне изображение креста, но до нашего времени оно, увы, не дошло.
С запада к храму примыкают фундаменты небольшого притвора, с юга - продолговатый зал, в восточной части имеющий небольшое алтарное полукружие.
Еще южнее возвышается большая платформа, сложенная из камня, на которой выступают фундаменты небольшого поминального храма, а в её толще скрыты склепы, не имеющие следов археологических раскопок (либо они проводились, традиционно, ещё в советское время).
Северо-западнее, в зарослях ежевики, видны развалины большого прямоугольного здания, разделенного на несколько помещений перегородками.
Вход в него вел через небольшое башнеобразное сооружение. В советское время, при раскопках были найдены фрагменты глиняной посуды VIII-X веков. Судьба этих фрагментов не известна, возможно, они пребывают в местном краеведческом музее Гудауты.
Ф. Дюбуа де Монперё, осмотревший эти руины в 1833 году, в своих записях отмечал:
"Маленькая церковь, красиво сооруженная... стоит на скале конгломерата вздымающейся на восемь футов над уровнем моря; волны морские временами разбиваются об отвесные скалы.
Землетрясение, которое всколыхнуло Бомбор 28 июля 1833 года в восемь с половиной часов вечера и отразилось на транспортном судне, одновременно раскололо также и камни монастыря Иолагу".
В эпоху генуэзской колонизации эта местность звалась Каво де Буксо, что в переводе с генуэзского диалекта лигурийского языка означает "Пальмовая гавань".
В XIII-XIV веках здесь находилась торговая фактория генуэзцев. В своё время генуэзцы довольно сильно культурно "наследили" и в этой, довольно глухой окрестности Причерноморья.
Местное население, а проживало в этих краях преимущественно абхазское племя абазгов, с приходом генуэзцев "переместилось" в горы; сложно сказать на добровольной (вряд ли) или принудительной (скорее всего) основе.
В 30-х годах XIX столетия здесь была построена русская крепость Бомбора, в которую ссылали оппозиционно но не очень настроенных к власти Российской империи, в том числе и нескольких офицеров, принимавших участие в восстании на Сенатской площади в декабре 1825 года.
26 декабря 1905 года на пустынном, заросшем кустарниками и лесом берегу группа товарищей (в то время не задававшихся вопросом: "Большевики мы или же не очень меньшевики") под руководством Г. Орджоникидзе выгрузила печеньки оружие, привезенное морем от наших западных "партнёров" (всё-таки интересно, откуда?). Оружием этим, однако, они воспользоваться не успели, ибо отряд царских палачей/сатрапов/жандармов (нужное - подчеркнуть) окружил неудачливых террористов, которые затем были расстреляны на месте при попытке сопротивления заключены в Сухумскую крепость суровым имперским режимом. Теперь, на месте выгрузки оружия стоит памятная плита, которую может сфотографировать любой желающий кроме автора.
Мнение автора может не совпадать с его точкой зрения ©
Список используемой литературы:
1. В мире архитектурных памятников Абхазии (Дороги к прекрасному). Воронов Ю.Н. 1978
2. Археологические древности и памятники Абхазии (V-XIV вв). Воронов Ю.Н. 1981
3. Диоскуриада, Себастополис, Цхум. Воронов Ю.Н. 1980
4. Археологическая карта Абхазии. Воронов Ю.Н. 1969