Дисклеймер.
В настоящем очерке:
1. нет информации о том:
1.1. где в Абхазии купить недорого/дорого чурчхелу/чачу/домашний (дикий) коньяк;
1.2. как/чем в Абхазии отравиться/не отравиться;
1.3. чем абхазы лучше/хуже армян/грузин/русских;
2. есть информации о/об:
2.1. сохранившихся артефактах минувших эпох;
2.2. культурных традициях абхазов;
2.3. исторических событиях, происходивших на территории нынешней Абхазии.
Об Абхазии, древней и первозданной. Часть 1
Об Абхазии, древней и первозданной. Часть 2
Об Абхазии, древней и первозданной. Часть 3
Лыхны – гордость моя и душа,
Совесть, сила, мечта и судьба.
Лыхны – горы седые вблизи,
Солнце и благородство души!
О. Шамба (Перевод с абхазского)
Несколько километров от Гудауты - центра Бзыбской Абхазии и любой турист оказывается в селе Лыхны, позднесредневековой столице Абхазии. Подразбитое шоссе уходит в сторону гор через плато, утопающее в густой зелени садов, лесов и виноградников, а с возвышенности открывается замечательный (как неожиданно) вид на цепь вершин Бзыбского хребта. Справа от дороги высятся стройные массы лыхненского Успенского собора (находящегося на реставрации), о котором речь пойдёт ниже, а рядом на краю обширной поляны со свежескошенным газоном, видны руины дворца абхазских средневековых правителей.
Дворец князей Чачба-Шервашидзе
Корректорам названий яндекс-карт, очевидно, неведома разница, между ШеРвашидзе и ШеваРшидзе, однако, в филологическом контексте, она примерно такая же, как между "хуситами" и "хуистами"☝️.
Итак, юго-восточнее храма расположены руины двухэтажного дворца абхазских правителей, так называемых "Бзыбских Чачба". Деформированная поверхность стен, возведенных из целого массива различных материалов - известняка, песчаника, кирпича и грубо обтесанных камней, - прерывается неровными отверстиями окон и дверей. В стенах ясно прослеживаются несколько строительных слоев, причем наиболее древняя "кладка" (по свидетельству историков ХVI- XVII вв.), возведена из массивных известняковых плит. Наиболее выразительными являются главный вход и прилегающая к дворцу с северо-западной части постройка. Главный вход представляет собой кирпичную арку на столбах-колоннах, выложенных из блоков, которые чередуются с прослойками тонкого кирпича, поставленного на ребро.
В нижнем этаже портальной башни расположен вестибюль дворца. Его стены оформлены каменными арками, а купол опирается на низкий восьмигранный барабан. Паруса сводов в углах между арками под барабаном выложены так, что кирпичи выступают наружу углами, образуя зубчатую поверхность, создававшую своеобразную игру света и теней.
На северном фасаде дворца в позднейшей сплошной кладке XVII века прослеживаются две кирпичные арки, покоящиеся на столбах той же конструкции, что и у портала главного входа. Над средним столбом выложена черным узким кирпичом печать Соломона - шестиконечная звезда, образованная пересечением двух треугольников. С восточной стороны сохранились два пилонообразных выступа и отдельно стоящий столб, которые вероятно могли быть соединены деревянным помостом. Историки полагают, что эта постройка была связана с водозаборным устройством, т.к. внизу под обрывом протекает ручей, а все постройки в гористой местности, как правило старались возводить вблизи рек и ручьев, дабы упростить "логистику доставки" воды до "конечного потребителя".
Позже, уже в XIX веке, дворец был перестроен и значительно расширен. Стены XIX века отличаются грубостью кладки и довольно скверным качеством известково-глинистого раствора. В каждой из комнат, как в первом, так и во втором этаже видны камины, сложенные из песчаниковых плит. До настоящего времени отсутствует единое историко-археологическое "мнение" о времени и об обстоятельствах возведения Лыхненского дворца, тем не менее, существуют некоторые легенды, в фольклорном контексте описывающие его происхождение, например:
Владетелем в Лыхны в далекие времена был князь Чачба. Решил он построить дворец невиданных размеров. Уложили фундамент и стали класть стены. Но никак не шла работа : разрушаются стены, словно земля трясется под ними. Позвал князь самых лучших мастеров, повелел им сложить стены вновь и трижды прочнее прежних. День и ночь трудились мастера, но все напрасно: первый же ливень размывал стены и башни. Совсем опечалился князь. Сгоряча велел казнить мастеров. Созвал на совет старейшин. Поднялся с места древний старик и сказал: "Ведаю, как построить дворец, нужна жертва великая, человеческая. Выслушал князь старца и велел отобрать из ·простого народа самых красивых юношу и девушку. Дали им еды на неделю. А потом князь приказал замуровать их в дворцовую стену, ибо только так, по словам старца, можно было сделать дворец неприступным. Замуровали обоих и возвели новый дворец. И никто из врагов не мог его взять. До сих пор стонут стены старинного дворца...
Храм и дворец расположены на краю огромной поляны. Руины дворца и поляна перед ними, известная под названием, Лыхнашта, являются свидетелями многочисленных событий, в том числе и не слишком радостных, из прошлого Бзыбской Абхазии. Так, например, в 1866 году семь тысяч человек собрались на поляне, дабы устранить некоторые "разногласия" с представителями администрации Российской Империи.
К смертельному сожалению для администрации возникли "трудности перевода" фразы: "Ваши женщины снимут свои шаровары и будут ходить в платьях, как во всем мире", которая была воспринята, как оскорбление. Кто-то не выдержал, произвел выстрел и убил начальника Сухумского военного отдела (название Абхазии в те далёкие времена) полковника В. М. Коньяра. Так началось Лыхненское восстание, приведшее к гибели многих чиновников администрации и военных, пытавшихся скрыться во дворце...
С тех пор дворец был заброшен и постепенно разрушался. В таком полуразрушенном виде он прибывает и поныне, "оживая" только в праздник "Ацоуныхва" - ежегодного моления и возблагодарения Всевышнего к предстоящему урожайному лету, на котором собираются, как правило, представители большого рода, или группа людей, живущих в давнем соседстве в селе Лыхны. Из праздничных блюд готовятся только мамалыга, мясо жертвенного быка, ачарвшь (вареники с сыром), соль и красное вино; допускаются минеральные напитки, однако исключены красная аджика и чача. Мамалыгу варят в огромных котлах, быка жарят на вертеле, а далее происходит моление, который проводит старший из рода. На столе в момент моления находятся только вино, соль и нанизанные на грабовую палку жареные сердце и печень жертвенного животного.
Храм Успения Пресвятой Богородицы - Успенский собор
Храм полускрыт за древней булыжниковой оградой и возвышающимися над нею зарослями. Слева, у тропинки, - заброшенные кирпичные стены часовни, поставленной в память полковника Коньяра, убитого здесь во время, ранее упомянутого, абхазского восстания 1866 года.
Зайдя в ворота под тяжелой каменной колокольней, включенной в ограду действующего и поныне храма, укрытого в настоящее время деревянными реставрационными "лесами" с крышей, можно наблюдать дубовые двери с крепким засовом, а за ними двор с редкими могилами, аккуратными мощеными дорожками, различными постройками жилого и хозяйственного назначения.
Успенский собор, относится к широко распространенному в раннесредневековой Абхазии типу крестовокупольных трехапсидных сооружений. Наружный облик храма, как и облик практически всех византийских храмов Средиземноморья, прост: гладкие плоскости стен, облицованных крупными плитами красноватого известняка, выступающие с трех сторон притворы, восьмигранный барабан с низким куполом. Подобная простота форм унаследована и древнерусским белокаменным зодчеством домонгольского периода, хотя, конечно, имеющим и существенные отличия.
К сожалению, в момент посещения села Лыхне на закате дня храм уже был закрыт до следующего утра, поэтому воочию наблюдать и запечатлеть древние фрески и интерьер помещений не получилось.
Но, как пишет Юрий Воронов в своей книге "В мире архитектурных памятников Абхазии (Дороги к прекрасному)":
Гораздо более значителен, впечатляющ этот храм изнутри. Сначала входим в нартекс - западнее поперечное помещение, отделенное от центрального зала монументальной стеной с арочным проходом в ней. Нартекс двухэтажный, из нижнего этажа в верхний ведет узкая каменная лестница. Здесь располагаются хоры, связанные с залом тремя широкими арочными проемами, через которые открывается превосходный вид на подернутые дымкой ладана столбы и стены, украшенные богатой фресковой живописью. Восточная часть храма представляет собой специальные ритуальные помещения: алтарь центральной апсиды, придел - жертвенник с северной стороны и придел - диаконник с южной стороны. Перед ними находятся маленькие прямоугольные помещения - вимы.
Исключительно богаты росписи Лыхненского храма. Древнейшие из них представлены в диаконнике - это элементы геометрического линейного орнамента, возможно относящегося к VIII-IX векам, и изображение головы старца с грузинской надписью Закария с фрагментами других фигур, относящееся к рубежу X-XI веков. Основные же росписи храма относятся к XIV веку. В верхней части центральной апсиды изображена сидящая на троне Богоматерь с младенцем и двумя ангелами, многофигурная композиция Евхаристии в двух видах, сцена с женами у гроба (с ангелами и поверженными воинами), встреча двух жен с воскресшим Христом.
В среднем ярусе изображений той же апсиды - сцена гостеприимства Авраама с тремя сидящими ангелами, сцена жертвоприношения Авраама, изображения ангелов и святителей; в нижнем ярусе - фигуры святителей (св. Василий, св. Григорий Богослов, св. Кирилл и св. Фока), на западной стене - фрагменты композиций Успения Богородицы и передачи Богоматерью пояса апостола Фоме.
На столбах и пилястрах - изображения Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, Иоанна Евангелиста и др. Снаружи над дверным проемом южного придела изображена сидящая на троне Богоматерь, а за нею два ангела. Основные росписи Лыхненского храма исполнены одновременно, о чем "говорит" единство красок, композиции и буквенных (греческих и грузинских) начертаний. В то же время прослеживается почерк по меньшей мере трех живописцев. Одним из них, последователем более ранней палеологовской живописи, была исполнена роспись на столбах, два других художника, работавших в линейно-графической манере, характеризующей палеологовское искусство середины XIV века, расписывали центральную апсиду.
Стены храма были также украшены различными грузинскими и греческими надписями. Одна из них сообщала: "Христос, являешься ты благословлен богом и господином всего сущего. Это произошло от сотворения мира
лета 6669, в царствование Баграта, сына Георгия. В апреле месяце появилась звезда, из недр которой исходили лучи возвышаясь перед ней, подобно святому сиянию".
Таким способом кто-то в 1066 году сообщал о появлении в небе Абхазии кометы.
В Лыхненском храме похоронен владетельный князь Абхазии Сафар-бей (Георгий II Чачба, назначенный императором Российской империи Александром I правителем Абхазии ), умерший в 1821 году. На надгробии сохранилась надпись на греческом языке.
Мнение автора может не совпадать с его точкой зрения ©
Список используемой литературы:
1. В мире архитектурных памятников Абхазии (Дороги к прекрасному). Воронов Ю.Н. 1978
2. Археологические древности и памятники Абхазии (V-XIV вв). Воронов Ю.Н. 1981
3. Диоскуриада, Себастополис, Цхум. Воронов Ю.Н. 1980
4. Археологическая карта Абхазии. Воронов Ю.Н. 1969