Дисклеймер.
В настоящем очерке:
1. нет информации о том:
1.1. где в Абхазии купить недорого/дорого чурчхелу/чачу/домашний (дикий) коньяк;
1.2. как/чем в Абхазии отравиться/не отравиться;
1.3. чем абхазы лучше/хуже армян/грузин/русских;
2. есть информации о/об:
2.1. сохранившихся артефактах минувших эпох;
2.2. культурных традициях абхазов;
2.3. исторических событиях, происходивших на территории нынешней Абхазии.
Об Абхазии, древней и первозданной. Часть 1.
Римское городище в Пицунде
В позднеантичный период после РХ (I - VI вв. н. э.) на побережье Абхазии римлянами, и впоследствии, византийцами возводится множество оборонительных сооружений. В кладке этих стен использовались как валуны, так и тесаные блоки и кирпич. Стены укреплялись башнями и контрфорсами. На защищенном стенами пространстве размещались воинские казармы, бани, склады, языческие, а затем и раннехристианские храмы.
Пицунда в этой связи не является исключением. Так, на её территории существует Государственный историко-архитектурный заповедник "Великий Питиунт". Основными охранными объектами заповедника являются римское городище II-VI веков (казарменные постройки, дворец командующего легионом, римские бани, винные погреба, колодец). До настоящего времени это всё великолепие дошло, к сожалению, в руинированном виде.
Вот, что об этом месте писал выдающийся историк-исследователь Закавказья Юрий Воронов в своей книге "В мире архитектурных памятников Абхазии":
"Великий Питиунт" впервые упоминает географ Страбон на рубеже н. э. Затем римский историк Плиний Секунд, погибший при извержении Везувия в 79 году н. э., сообщал, что "богатейший город Питиунт разграблен гениохами". Документированная история Пицунды начинается во второй половине II века н. э., когда римляне построили здесь кастеллу - прямоугольную крепость с башнями по углам и у ворот.
Ворота имели закругленный массивный фасад и прямоугольное внутреннее помещение, что было характерно и для воротных башен самого города Рима того времени. Внутри кастеллы раскопаны фундаменты большого каменного здания - претория, свидетельствующего наряду с другими данными о том, что в Питиунте тогда размещалось центральное командование целой группы гарнизонов, находившихся в северной Колхиде.
Интересные сведения о событиях у стен Питиунта в середине III века н. э. содержатся в "Новой истории" автора V века Зосима, рассказывающего о том, что после предоставления правителями Боспора готам кораблей для набегов на черноморские берега "варвары прежде всего напали на Питиунт, окруженный огромной стеной и имевший весьма удобную гавань.
Когда Сукессиан, стоявший во главе местного гарнизона, выступил с бывшими там силами и прогнал варваров, то скифы (то есть готы. - Ю. В.), опасаясь, чтобы гарнизоны других укреплений, узнав об этом и соединившись с питиунским отрядом, не уничтожили их окончательно, захватили какие могли суда и с величайшей опасностью удалились домой, потеряв под Питиунтом многих из своих.
Жители Понта, спасенные... искусными действиями Сукессиана, надеялись, что скифы, отбитые сказанным способом, никогда больше не осмелятся переправиться. Но когда Валериан отозвал Сукессиана, дал ему должность при дворе и вместе с ним занялся делами Антиохии и ее заселением, скифы снова взяли у боспорцев суда и переправились в Азию.
Удержав суда и не позволив боспорцам, как прежде, возвратиться с ними домой, они пристали вблизи Фасиса, где, как говорят, было построено святилище фасианской Артемиды во дворце Ээта. Сделав безуспешную попытку взять святилище, они пошли прямо на Питиунт; без малейшего затруднения взяв укрепление и вырезав бывший в нем гарнизон, они двинулись дальше".
Это нашествие, однако, не привело к запустению Пицунды. В начале IV века здесь стояли уже не только полностью восстановленные и укрепленные дополнительными башнями стены кастеллы, но появилась и канаба - обширная, окруженная стенами и башнями территория, где располагалось поселение отставных легионеров и их семей. В таком восстановленном виде Питиунт сохранился до наших дней.
В 542 году персы вторглись в Восточное Причерноморье - началась 13-летняя персо-византийская война. В том же году, согласно сообщению византийского историка VI века Прокопия Кесарийского, византийцы, занимавшие Питиунт, "сожгли дома, до самого основания разрушили стены и, без малейшего промедления сев на суда и переправившись на противоположный материк, ушли в город Трапезунд.
Правда, они причинили ущерб Римской империи разрушением этих крепостей, но этим же они доставили ей большую пользу, потому что враги не смогли завладеть этой страной; не достигнув никакого результата вследствие разрушения крепостей, враги вернулись в Петру".
Вход на территорию крепости абсолютно доступен всем желающим, включая крупный и мелкий рогатый скот, следы которого во множестве встречаются на остатках былого римско-византийского великолепия. Впрочем, с таким отношением к собственной истории можно вполне столкнуться и в местах зарождения этой истории, а именно, в Греции и Италии.
Руины в туристических местах, да, пытаются сохранять, в местах же отдалённых от туристических маршрутов, пасутся козы, а местное население спокойно укрепляет свои домостроения греко-римской каменной кладкой.
Собор Андрея Первозванного
Город Питиунт на месте нынешней Пицунды был основан греческими купцами, выходцами из Милета. Во II в. римляне построили здесь крепость — кастеллу, обладавшую совершенными оборонительными сооружениями своего времени: стенами из булыжника и кирпича, башнями и сложными воротными системами, водопроводом, торговыми складами. Крепость, наряду с Сухумом, который тогда имел название "Себастополис" (о нём будет отдельный исторический экскурс), входила в единую оборонительную систему городов-поселений восточного Причерноморья, служа сначала, римским, а затем - восточно-римским (после разделения Римской империи на Западную, со столицей в Риме и Восточную, со столицей в Константинополе) византийским форпостом в регионе до середины VI века.
О Писундском соборе речь шла в предыдущей Части. Тем не менее, снова обратимся к книге Юрия Воронова "В мире архитектурных памятников Абхазии":
Вблизи городища за зелеными остроконечными вершинами кипарисов белеют гладкие светлые стены и купол Пицундского собора - крупнейшего раннесредневекового храма Абхазии.
Он относится к типу крестовокупольных, трехнефных и трехапсидных храмов, а размеры его в плане составляют 43,3x22,7 метра. Возведен он из камня и кирпича, причем в распределении этих материалов наблюдается определенный порядок. Стены храма внизу от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нем купол, внутренние опоры - столбы сложены полностью из кирпича неодинакового размера, в арках он тоньше, в несущих частях (устои, стены) - гораздо толще, почти брусовидный.
В IV в. на территории крепости римлянами был возведён раннехристианский храм-базилика, в котором служил епископ Стратофил, участвовавший во Вселенском соборе 325 года в Никее. В конце V — начале VI века пол храма был украшен богатейшей мозаикой, состоявшей из геометрических орнаментов и сюжетных композиций. Часть мозаики находится в музее, примыкающему к Пицундскому собору.
В ходе работ по укреплению фундамента крепостных стен вблизи собора были выявлены остатки древних стен IV–VI веков, согласно рабочей версии, резиденции епископа Стратофила Питиунтского. Византийский император Юстиниан I Великий, под властью которого находилась Пицунда в VI веке, считал Питиус важнейшей стратегической крепостью на Кавказском побережье Черного моря. В VI в веке в крепости на месте уже обветшавшего храма IV века по его приказу был возведен новый величественный храм. В 541 г.н.э. в нем находилась епископская кафедра, где происходило первое крещение абхазов. Расположенные на территории Пицундского комплекса развалины храмов IV-VI веков были раскопаны также в 50–60-х годах прошлого века.
В верхних частях южной и западной стен видны декоративные вставки поперечных кирпичей - в одних рядах одиночных, в других парных. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами выложены толстым кирпичом кресты. Лишь северная стена снаружи совершенно лишена декоративных элементов. На западной стене на уровне хор видны следы заложенной в древности двери, через которую проходили женщины, допускавшиеся к богослужению только через хоры. Позднее ведущая на хоры наружная лестница была разобрана, а внутри возведена другая. Храм полон воздуха и света, его гладкие стены покрыты штукатуркой, некогда украшенной фресками, от которых теперь сохранился лишь пояс медальонов в алтаре, и каждый вошедший сюда сразу ощущает, что храм этот создан для праздничных, торжественных богослужений.
Конструктивные особенности Пицундского собора объединяют его с группой раннесредневековых церквей Абхазии (Лыхны, Симона Кананита и др.), что, по мнению историков, позволяет относить этот памятник к VIII-IX векам.
В настоящее время в соборе, после проведения реставрационных работ в советский период, разместился концертный зал; установлен орган, созданный потсдамской органной фирмой "Александр Шуке" (из бывшей, а возможно, и будущей ГДР).
Руины Питиунтского храма вблизи собора Андрея Первозванного
В пятистах метрах севернее римского городища, с противоположной стороны от Пицундского собора скрываются руины уникальной двухзальной церкви с двумя шестигранными снаружи апсидами.
Каменный свод храма, ныне обрушившийся, держался прежде на арках, опиравшихся на центральный столб и пилястры, выступавшие из стен.
Сведения о подобных постройках чрезвычайно скупы, но исторические изыскания свидетельствуют о только двух таких "двойных" храмах, находящихся в Анатолийской части Турции и датирующихся временем от второй половины VI до XI века.
В настоящее время в хорошую погоду внутри стен храма проводятся богослужения.
Богослужения проводит служитель соседнего храма-часовни Пицундских святых.
Храм-часовня Пицундских Святых
Собственно, некой реинкарнацией разрушенного храма служит соседствующий с ним храм-часовня, построенный в середине XVIII века.
Храм возведён в довольно типичном, греко-византийском стиле, свойственным небольшим церквям на территории практически всего Средиземноморья.
Слева видны руины раннехристианского храма и священник, проводивший богослужение.
Гагра. Храм Ипатия Гагрского.
В старой Гагре на территории крепости Абаата, в окружении кипарисов, уютно расположен один из самых небольших, но прекрасно сохранившихся (с учётом реставрации) раннехристианских (по мнению некоторых историков) храмов Причерноморья.
Это - храм священномученика Ипатия Гангрского. Приблизительно 15 веков назад христиане в крепости Абаата, древнейшем оборонительном сооружении тех мест, построили церковь Покрова Божией Матери.
Позже ее освятили во имя святого Ипатия Гангрского, епископа города Гангры, что в Пафлагонии, малоазиатской области.
Как пишет Юрий Воронов:
Стены храма сложены из крупных блоков известняка, достигающих 1,5 метра в поперечнике. Две такие громадные плиты, поставленные вертикально, образуют своими гранями углы в западной стене церкви.
Блоки в облицовке подогнаны не очень тщательно, сложены без соблюдения рядов. Фактура блоков перекликается с квадрами, из которых сложен древнейший слой крепостных стен: не исключено, что часть строительного материала для храма взята оттуда.
Храм отличается простотой плана: это зал с массивными пилястрами и с примыкающей с востока полукруглой алтарной апсидой, никак не выделенной снаружи, и двумя приделами - южным и северным.
Коробовый свод восстановлен в начале века. Временем сооружения храма чаще всего с легкой руки краеведов XIX столетия считают VI век.
Однако в его конструкции отсутствуют черты, характерные для раннесредневековой храмовой архитектуры Абхазии, представленной Пицундским, Лыхненским, Бзыбским, Мсыгхвинским и другими храмами.
Прямоугольные очертания наружного плана восточной части и другие особенности позволяют отнести Гагрскую церковь к памятникам грузинского храмового зодчества не ранее конца X-XI века.
К входу в храм ведет дорожка из больших, отшлифованных до блеска тысячами ног известняковых плит, обсаженная высокими кипарисами, которые образуют тенистую аллею.
Внутри, в полутьме, голые стены из плит с грубо, неровно обработанной поверхностью производят суровое, даже какое-то дикое впечатление. Мощь и простота.
Массивные столбы и арка алтарной преграды, лаконично украшенная в своей вершине рельефным крестом, низкие широкие дверные проемы, словно напоминающие о том, что здесь молились, совершали обряды суровые молчаливые люди.
Храм, не избежал разорения и запустения, но восстановленный в 1902 году на средства принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, внучки Николая I, собирал на молитву сотни верующих.
В 1917 году церковь вновь закрыли, теперь уже большевики, и открыли лишь как музей абхазского оружия в конце 50-х годов ХХ века, в котором были выставлены кремневые рубила и наконечники дротиков, бронзовые топоры, кинжалы и боевые браслеты, античные шлемы, щиты, наконечники копий, мечи, топоры, средневековые кольчуги, шлемы, сабли. Сейчас это всё великолепие расположено в отдельном музейном здании, а в храме, как и тому положено, проводятся богослужения.
Историко-археологический экскурс представлен в рамках веломаршрута Сириус🚲 Пицунда 🚲Гагра 🚲Сириус 💪
Мнение автора может не совпадать с его точкой зрения ©
Список используемой литературы:
1. В мире архитектурных памятников Абхазии (Дороги к прекрасному). Воронов Ю.Н. 1978
2. Археологические древности и памятники Абхазии (V-XIV вв). Воронов Ю.Н. 1981
3. Диоскуриада, Себастополис, Цхум. Воронов Ю.Н. 1980
4. Археологическая карта Абхазии. Воронов Ю.Н. 1969