Перед каждым начинающим селлером стоит дилемма, что выбрать – Ozon или Wildberries. Оба маркетплейса пользуются популярностью, но новичку стоит выбрать что-то одно, чтобы не потеряться в многочисленных вкладках, регламентах.
А как понять, что лучше для старта? Я работаю на обеих площадках уже не один год и готов делиться своим опытом! Разбираемся вместе в этой статье.
✅ Если вы прямо сейчас хотите начать продавать на маркетплейсе Озон, то смотрите три моих бесплатных урока для новичков, из которых узнаете:
- как выйти на озон;
- как найти товары для продажи;
- что не стоит делать на старте;
- и другие полезные рекомендации по работе на маркетплейсе.
Оферта
Первое, с чего начинается ваше взаимодействие с маркетплейсом – это заключение договора, а именно подписание регламентов, по которым вы будете работать.
На Озоне достаточно жесткие регламенты, соблюдение пунктов договора является приоритетным. Маловероятно, что вам, например, задним числом начислят непонятный штраф. Если с Озоном такой риск исключен, то для Wildberries является обычной практикой.
Вайлдберриз каждый четверг вносит значительные изменения в оферту. Например, ввели штраф за самовыкупы в размере 100 тыс. руб., затем резко была отредактирована реклама (её полностью убрали в поиске и сделали автоматической) и т.д. У Озона тоже есть периодические обновления, но не такие частые.
Интерфейс личного кабинета.
Интерфейс внутреннего кабинета OZON интуитивно понятный, прозрачный. Вы всегда видите стоимость логистики и комиссии вместе. То есть перед вами все денежные средства, которые с вас списывает маркетплейс по конкретному товару.
- Если Озон поднимает комиссию, то вы просто заходите в личный кабинет и видите, что сумма в графе списания становится больше. Соответственно, пересчитываете юнит, если всё нормально – продаете дальше или же поднимаете цену.
В ВБ для сбора этих данных необходимо путешествовать по разным вкладкам по всему личному кабинету! Поэтому многим продавцам, особенно начинающим, которые ещё не до конца понимают, как считать свою юнит-экономику, здесь может быть непросто.
- К тому же у ВБ стоимость логистики, стоимость приемки с каждым обновлением оферты может меняться, и вам придется переходить по вкладкам, искать и самому считать, сколько маркетплейс у вас берет с товара. Это неудобно, так как сжирает ваше время.
Достоверность отчетов.
Для того, чтобы вести бизнес, необходимо владеть достоверными финансовыми данными – это факт.
После того как Вайлдберриз предоставляет вам финансовый отчёт, вы получаете еще к нему корректировку, в которую могут вписать расходы на логистику, штраф. Затем этот отчет еще раз может скорректироваться.
- Допустим, вам начислили 1,3 млн руб. Далее вы видите корректировку, в которой появляется штраф и дополнительные расходы на логистику. В результате происходит перерасчет и у вас от 1,3 млн остается 800 тыс. руб. Согласитесь, работать, планировать, прогнозировать с такими плавающими цифрами достаточно сложно.
Безусловно, маркетплейс делает перерасчет в правильном направлении, но представьте, какой это стресс для продавцов, когда они сидят и каждый раз думают: верная эта сумма или нет?
Соответственно, всем, кто начинает продавать на ВБ, я рекомендую самостоятельно просчитывать финансы, количество заказов, чтобы сравнивать эти данные с данными Вайлдберриз, поскольку зачастую ВБ вам могут не доначислить денежные средства.
В случае с Озон всё просто и прозрачно. Предоставляется 3 отчета:
- Отчет о реализации товаров и УПД, в которых вписаны дополнительные услуги.
- Последняя миля, то есть это логистика от склада до ПВЗ.
- Реклама, которую мы используем на маркетплейсе, в том числе кросс-докинги, отзывы за баллы и другие инструменты.
Имея данные из этих отчетов, раз в месяц, используя очень простую формулу вы можете посчитать свою чистую прибыль за вычетом абсолютно всех услуг маркетплейса. Это существенно упрощает работу с площадкой и становится преимуществом при выборе маркетплейса, особенно для старта.
📌 Почитать отчёт, как мы сделали 2,3 млн рублей выручки в новом магазине на 1 товаре, можно здесь: https://t.me/shorobura_proMP/531
Работа поиска и география продаж.
Алгоритмы работы поиска у Озон и ВБ абсолютно разные.
При этом я бы отдал свое предпочтение Озону, поскольку он сравнивает ваш товар по огромному количеству факторов, а в ВБ примерно 80% ранжирования – это выручка с вашего товара.
Но текущий способ поиска у ВБ меняется и сейчас всё больше становится актуально распределение товарного остатка по разным складам, что на Озоне реализуется уже на протяжении пары лет.
📌 Последние обновления FBO связаны с тем, чтобы селлеры как можно больше распределяли свои товарные остатки. Начался этот процесс с создания ВРЦ и сейчас мотивируется индексом локализации, когда продавцам начисляют дополнительную стоимость за логистику, если они не распределяют товары по разным регионам.
Вайлдберриз сейчас идет по этому же пути и пытается в вес вашего товара в поиске добавить его нахождение на конкретном складе для того, чтобы увеличить свою оборачиваемость.
Согласитесь, удобно, когда 500 единиц товара распределяют не только на московский склад, например, а дробят по всей России, благодаря чему огромное количество покупателей могут получить доставку в течение одного-двух дней.
Поиск в Озоне более современный еще и потому, что товару на основе самовыкупов невозможно долго продержаться в топе, тогда как в ВБ до сих пор можно таким образом продвигать свои карточки, несмотря на штрафы.
Когда включать ПРОДВИЖЕНИЕ В ПОИСКЕ, читать подробнее здесь: https://t.me/shorobura_proMP/172
Развитие маркетинга внутри площадки.
Крайне важен для продвижения товара маркетинг. И на ВБ, и на Озоне сейчас происходит перестроение сервисов, которые продвигают ваш товар внутри маркетплейса.
Вайлдберриз выигрывает тем, что в акции можно достаточно резко прекратить свое участие, когда вы поднимаете стоимость товара. Озон такую возможность не предоставляет, соответственно, если мы хотим принять участие в распродаже и отгружаем товар на FBO, то Озон заставит нас держать эту стоимость товара до конца распродажи. То есть вернуть стоимость к исходной вы уже не сможете!
При этом редактирование цены на ВБ происходит более сложным образом – через Excel-таблицу, хотя можно было бы это делать при помощи специальных кабинетов.
Огромное значение имеет реклама и её эффективность!
В ВБ была очень популярна реклама в поиске. Её активно настраивали, селлеры через ключевые слова выгодно продвигали свои карточки. Тем не менее количество мест рекламы в поиске было сокращено маркетплейсом и осталась только автореклама.
На Озон предусмотрены продвижение в поиске и трафареты, у которых за последний год также отняли много возможностей, что создало определенные сложности для рекламы.
В целом, инструментов больше внутри Озона. Например, это:
- отзывы за баллы – потрясающий инструмент для того, чтобы не делать самовыкуп и достаточно быстро законным путем набирать отзывы на свои товары;
- заявки на скидку – инструмент, который периодически дает хороший результат особенно для тех, кто только запускает свой товар.
Большая разница в рекламных кабинетах.
На ВБ для целей рекламы нужно пополнять отдельный счет.
На Озоне способ оплаты рекламных кампаний прозрачен: вам не нужно отдельно пополнять рекламный бюджет, всё списывается взаиморасчетом. Достаточно нажать синюю кнопку «продвигать» и наша рекламная компания запустится. Так существенно экономится время!
Инструменты аналитики.
У Озона много инструментов внутренней аналитики, которые позволяют эффективно анализировать ваши товары. Они предоставляют достоверные данные в отличие от ВБ, который может предоставить аналитику, а после её скорректировать.
База Озона – вкладка «Графики». Там мы можем посмотреть огромное количество показателей:
- конверсия в корзину,
- количество посетителей,
- ежемесячная выручка и т.д.
Интересны для анализа разделы «Популярные запросы» и «Популярные товары».
Инструмент «Товары» в поиске показывает каждый фактор, который влияет на ваш поиск, и показывает, как вы можете повлиять на эти значения. Условно, мы видим, что у нас низкое соответствие запросу по какому-то ключу, мы берем вписываем полноценно фразу, поднимаем соответствие запросу и поднимаемся соответственно в поиске.
У ВБ появляются новые сервисы аналитики, но они слабо развиты.
Очевидно, что аналитика Озона более масштабна и создает более полноценную картину, благодаря которой вы сможете делать выводы и управлять своими товарами на маркетплейсе.
При всех обозначенных мной преимуществах Озона есть ряд позиций, в которых ВБ является несомненным лидером.
1. Количество трафика
ВБ приносит больше денег. В огромном количестве категорий на Озоне выручка у топов может быть 500 тыс. руб., у ВБ 1 млн. 300 руб.!
2. ВБ = одежда.
Выручка в данной категории действительно больше, чем на маркетплейсе Озон. Несмотря на то что Озон активно развивается в этом направлении, подключил возможность заказать товары с примеркой, делать возвраты, ВБ в этом лидер и сформировал покупательскую привычку идти за одеждой именно на маркетплейс ВБ.
Итоги.
Я выделил ряд факторов, которые отличают Озон и ВБ. Для меня – преимущество за Озон. Хотя больше трафика на ВБ и, если вы продаете одежду, именно ВБ станет для вас приоритетным маркетплейсом.