Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

О хорошеньких рукавчиках

Обсудим сегодня одну милую деталь гардероба, которая была просто необходима дамам середины XIX века. Вроде бы мелочь, но без неё никуда! Причём мы часто видим её на портретах той эпохи, но в глаза она не бросается. И меня всегда радует, когда выставленные в музеях платья тоже ею дополнены.

Итак, это съёмные рукава, которые называли "ангажантами", "engageantes". В XVIII веке это слово обозначало пышные воланы, которыми отделывали рукава (почитать об этом можно здесь), а вот теперь термин тот же... а выглядит по-другому (коварна в этом отношении история моды!)

Слева - дневное платье, ок. 1858, из коллекции Художественного музея Филадельфии. Справа - дневное платье, ок. 1858, из коллекции музея Кентского университета (Огайо)
Слева - дневное платье, ок. 1858, из коллекции Художественного музея Филадельфии. Справа - дневное платье, ок. 1858, из коллекции музея Кентского университета (Огайо)

Дело в том, что это как раз то время, когда юбки становятся всё пышнее и пышнее. А вместе с ними начинают расширяться и рукава. Они были узкими у плеча, а затем расходились этакими раструбами, порой довольно широкими. Такие рукава получили прозвище "пагода". Но!

Дамы открывали руки исключительно вечером. Днём всё должно быть закрыто полностью - никакого декольте, никаких коротких рукавов. А модные рукава-пагоды, естественно, могли бы демонстрировать больше положенного - особенно, если вы руку поднимаете. Могли бы - но не демонстрировали! Потому что женщины тут же добавили к ним съёмные короткие рукавчики. "Подрукавники", "нарукавники".

"Портрет молодой женщины в розовом платье", Аристидес Иконому, 1857. (с) из частной коллекции
"Портрет молодой женщины в розовом платье", Аристидес Иконому, 1857. (с) из частной коллекции

Выглядит это так, как будто под платье надета блузка, но нет - зачем дополнительный слой ткани? Эти милые рукавчики закрывали руку от запястья до локтя. Прилично и удобно. А ведь их, к тому же, ещё можно было менять, освежая образ!

Как правило, они были белыми, из хорошо держащей форму ткани. Использовали батист, муслин и даже тюль. Могли быть плотными, а могли быть и полупрозрачными. Могли быть совсем простенькими, а могли быть нарядными, отделанными кружевом.

Форма у них была тоже разной. Популярный повседневный вариант - с узкими манжетами, которые плотно охватывали руку. Даже без отделки они выглядели довольно эффектно, поскольку из-под рукавов вашего платья виднелись пышные белые буфы.

Другой вариант, более нарядный - открытый, не присобранный у запястья, а расширяющийся почти так же, как рукава-пагоды. Такие рукавчики, как правило, украшались кружевом, порой в несколько рядов.

Рукавчики, 1850-е. (с) Из коллекциии Метрополитен-музея
Рукавчики, 1850-е. (с) Из коллекциии Метрополитен-музея

Их можно было приобрести в магазине, а можно было и сделать самостоятельно - благо, крой очень простой, вся прелесть в ткани и отделке. В модных журналах той эпохи регулярно публиковались самые разные вариантыв качестве образцов. И вышивка, и "английское шитьё", и вставки в виде кружевных медальонов... На любой вкус!

Иллюстрация из модного журнала, 1854. (с) Из коллекции Рейксмюсеума
Иллюстрация из модного журнала, 1854. (с) Из коллекции Рейксмюсеума

Нередко делали целый комплект, в который входил или воротничок, или шемизетка (вставочка в декольте). И эти белые детали очень оживляли закрытый дневной наряд, будь он ярким или тёмным.

А вот если речь о траурном наряде, тогда рукавчики делали, конечно, чёрными.

Можно возникнуть вопрос - а как же они держались в районе локтя? С помощью эластичных лент с добавлением каучука!

Иллюстрация из модного журнала, 1858. (с) Из коллекции Музея северных стран
Иллюстрация из модного журнала, 1858. (с) Из коллекции Музея северных стран

Хорошая, удобная и практичная вещичка, согласитесь!

P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!