Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Волшебство ангажантов

Ах, эти кружевные манжеты галантного XVIII века... Помню, как мы с преподавательницей классической хореографии разучивали т.н. "менуэт Петипа". И она говорила, показывая одно из движений: "Вы не просто протягиваете руку. Вы поворачиваете кисть так, чтобы опадали кружева ваших воображаемых манжет..." И это работало! Я видела эти кружева почти как наяву.

Можно называть их просто "манжетами", а можно - красивым словом "ангажанты", от французского "engageants", что означает "приятный, заманчивый, соблазнительный". Согласитесь, они в самом деле приятны, а ещё очень заманчиво и соблазнительно окружали женские ручки.

Дэвид Гаррик со своей супругой Еврой Марией Вигель, уильям Хоагрт, 1757-64. (с) из Королевской коллекции
Дэвид Гаррик со своей супругой Еврой Марией Вигель, уильям Хоагрт, 1757-64. (с) из Королевской коллекции

Ангажанты были, конечно, съёмной деталью. Так что одно и то же платье вы могли надевать с разными манжетами, и наоборот - одни и те же манжеты могли украшать разные платья. Как правило, они состояли из двух, а иногда и трёх пышных воланов. Делали их из тонких и воздушных тканей, так что они обрамляли руки подобно пышной морской пене. Например из вышитого батиста, муслина или тюля. Могли быть и с отделкой из кружев. Но самые роскошные, конечно, это полностью кружевные ангажанты!

Деталь портрета мадам де Помпадур в её кабине, Морис Квентан де ла Тур, 1749-55. (с) из коллекции Лувра
Деталь портрета мадам де Помпадур в её кабине, Морис Квентан де ла Тур, 1749-55. (с) из коллекции Лувра

Nакой аксессуар был очень дорогим... На одну пару мог уйти год работы. Так что неудивительно, что в царствование Елизаветы Петровны, среди прочих указов об ограничении роскоши, был и такой: "Того ради отныне и кружева кроме первых пяти классов отнюдь никому не носить, а тем пяти классам кружева носить не свыше трех пальцев". Всего-то три пальца! Да ведь этого мало для роскошных ангажантов!

Деталь платья "а ля франсез", ок. 1765. (с) Из коллекции Института костюма в Киото
Деталь платья "а ля франсез", ок. 1765. (с) Из коллекции Института костюма в Киото

Батюшка её, Пётр I, пропагандировавший европейский костюм, важность всех его элементов понимал, и писал своему "сердешнинкому другу Катеринушке" в 1717, мол, "посылаю тебе кружива на фантанжу и агажанты". А как же! Вся "Эуропа" носит!

Ангажанты смягчали броские платья, делая их более изящными, и, наоборот, оживляли платья лаконичные и скромные. Освежали их своим белым или кремовым цветом.

Миссис Винторп, Джон Синглтон Копли, 1773. (с) из коллекции Метрополитен-музея.
Миссис Винторп, Джон Синглтон Копли, 1773. (с) из коллекции Метрополитен-музея.

И если у вас есть блузка, рукава которой украшены пусть и более скромными, но похожими воланами, вспомните ангажанты XVIII века. Очень уж они были хороши!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!