ПСАЛОМ МУДРОСТИ/ВОСХВАЛЕНИЯ
Псалом 110 — первый в серии из трех псалмов, которые начинаются с “аллилуйя” и являются безусловно хвалебными гимнами.
Обычно считающиеся близнецами, псалмы 110 и 111 содержат по десять стихов, заимствованных, в основном, из более ранних псалмов и из Книги притчей. Кроме того, оба они состоят из двадцати двух строк или фраз, каждая из которых начинается со следующей по порядку буквы еврейского алфавита. Оба псалма относятся к периоду после вавилонского пленения, но более точно указать время мы не можем. Авторство псалма также остается неясным.
Не известен и повод для сочинения псалма 110, так как в нем нет никаких конкретных ссылок на людей, места и периоды времени. В общем, это хвалебный псалом, подчеркивающий чудесную сущность Бога, нашего Отца.
На еврейском, языке оригинала, большинство строк псалма содержит ровно по три слова. Это совершенный акростих. Другие псалмы, написанные акростихом, — это 9, 24, 33, 36, 111, 118 и 144.
Псалмопевец как бы готовит сцену для поклонения, используя еврейское слово “аллилуйя”, которое означает “Славьте Господа!”
«Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим в совете праведных и в собрании» (ст. 1).
Автор заявляет, что он будет делать: он хочет славить Господа на богослужении. Далее он уточняет, как он будет это делать: он решил, что будет поклоняться всем своим существом. Он будет славить Господа охотно, без всякого стеснения и прилюдно. И наконец он говорит, где он будет поклоняться Богу: в кругу своих верных друзей он будет радоваться о Боге, в общине поклоняться Ему.
Из глубины сердца псалмопевца поднимаются восхваление и глубокое почитание, потому что Бог одарил Свой народ многими благословениями. Этот псалом воистину о Боге. Местоимение “я” подразумевается только в первом стихе. Кроме стиха 1, все внимание направлено на Божьи дела.
Псалом говорит нам, за что мы должны славить Господа.
I. ЗА ЕГО ВЕЛИКИЕ ДЕЛА (ст. 2, 3)
Мы должны славить Бога за Его великие дела.
«Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные. Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек» (ст. 2, 3).
Одной из причин восхваления Бога является Его активная любовь, которую Он проявляет по отношению к Своему народу. Его дела были, есть и будут великими. Любящие Господа будут прилежно исследовать Его дела, чтобы найти в них еще больше величия и еще больше познать Его откровение. Божьи дела показывают, как Он славен и величествен. В основе Его великих дел лежит Его праведность. Верный Своему завету, Бог осуществляет правосудие во имя Своего народа. Он явил Свою праведность, когда вывел Израиль из Египта. Его могущество находится под контролем правоты.
II. ЗА ЕГО МИЛОСТИВЫЕ ДЕЛА (ст. 4-6)
Во-вторых, Бога нужно славить за Его благость, или милость. Божьи дела говорят о Его свойствах. Его деяния обнаруживают Его благость и милосердие. Бог — это милостивый Бог, творящий милостивые дела.
«Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь. Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой. Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников» (ст. 4-6).
Его дела нужно помнить. Они настолько замечательны, что никто не может забыть их. Разве можно забыть, как Он вызволил Свой народ из египетского рабства? Бог не хочет, чтобы люди забыли Его дела. Пасха и другие обряды были установлены для напоминания Его народу о том, что Бог сделал для них (Исх. 12:24-28). Он удовлетворял нужды израильтян в пустыне, посылая манну (Исх. 16; Чис. 11:31), и Он позаботится о Своем народе во всякое время. Насыщение израильтян было связано с тем заветом, который Бог заключил с сынами Израиля. Посредством этого сверхъестественного обеспечения их пищей Он доказывал, что помнит Своей завет-договор с ними быть их Богом и заботиться о них в трудные времена.
Избавление Израиля из египетского рабства служило свидетельством того, что Бог помнил Свой завет с патриархами (Исх. 2:24; 6:5), и залогом того, что Он никогда его не забудет. Изгнанием хананеев и передачей их земли Израилю в качестве наследия Бог ясно продемонстрировал Свое могущество. Он дал Своему народу наследие язычников.
На свидетельства Божьей активности в настоящее время человек отвечает тем, что помнит о делах, которые Он уже осуществил, и ищет других свидетельств.
III. ЗА ЕГО ПРАВЕДНЫЕ ДЕЛА (ст. 7-10)
В-третьих, мы должны славить Бога за Его праведность. Его милосердие не отрицает Его правосудия.
«Дела рук Его — истина и суд; все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте. Избавление послал Он народу Своему; заповедал навеки завет Свой. Свято и страшно имя Его! Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек» (ст. 7-10).
Бог всегда верен Своим обещаниям и неизменно справедлив в Своем нравственном управлении миром. Его верность и справедливость сходятся в Его деяниях. Например, Он отдал Ханаан в дар Израилю во исполнение Своего обещания патриархам, а изгнание хананеев было справедливым возмездием за их греховность.
Божье слово непоколебимо. Оно твердо и надежно, непогрешимо и безошибочно. Если мы будем стоять на Его слове, оно поддержит нас (Мф. 24:35). Когда все остальное исчезнет, Его слово останется. Его заповеди основаны на Его истине и праведности.
По Своей великой любви Бог послал спасение Своему народу. Стих 9 главным образом говорит об избавлении Израиля от египетского рабства и передаче закона у подножия Синая. Когда части иудеев было позволено вернуться в Иерусалим из вавилонского плена, чтобы восстановить город и храм, Бог демонстрировал непоколебимую верность Своему завету, которая в мрачные дни пленения могла казаться вовсе отсутствующей. Этим избавлением и другими актами благодати Яхве явил Себя Богом святым, которого нужно бояться.
Страх Яхве был основополагающим принципом религиозной философии Израиля. Своими действиями Бог внушил людям, что Его нужно бояться, поэтому страх Господень является началом мудрости. Божье имя свято, обособленно и уникально; оно превыше всякого имени. Божье имя могущественно; оно вызывает страх у грешников и восхваление у Его святых. Мудрость начинается с должного уважения к Богу и проявляется в повседневном благоговении перед Ним. По всему видно, что эта мысль заимствована из Прит. 1:7 и 9:10. Понимание всей глубины Божьей любви и праведности приходит лишь к тем, кто исполняет Его заповеди. Повиновение Божьему закону доказывает и усиливает разумение тех, кто следует Его повелениям. Божьи свойства требуют того, чтобы их восхваляли, поэтому восхваление Бога будет продолжаться столько, сколько будет существовать Бог, то есть вечно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В псалме 110 даются три причины для восхваления Бога: Его величие, Его милость и Его праведность. Бог никогда не бездействует; Его работа во благо Своего народа никогда не прерывается. Мы сможем увидеть Божью сущность, если будем тщательно исследовать Его дела. И когда мы уразумеем Его дела, то не сможем не разразиться хвалой в Его адрес.
Как этот псалом велит нам жить? Какой план он дает для доброй, праведной жизни? Мы должны стремиться к истинной мудрости, проявляя глубокое благоговение перед Ним и Его Словом. Истинный страх и благоговение перед Богом приводят к повиновению Его Слову. Живя пред Ним в послушании, мы все глубже проникаем в суть Божьей любви, Его путей и воли. Венчающий результат такого образа жизни — восхваление Бога и радостное восприятие даруемых Им благословений. Такую жизнь можно кратко выразить в четырех словах: “благоговение”, “послушание”, “понимание” и “хвала”.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻