Найти в Дзене

ПСАЛОМ 111:ЧЕЛОВЕК БОГА

Оглавление

ПСАЛОМ МУДРОСТИ/ВОСХВАЛЕНИЯ

Псалом 111 во многом схож с предыдущим. Оба написаны акростихом, состоят из десяти стихов и в общей сложности содержат по двадцать две строки. Эти строки начинаются в строгом соответствии с порядком расположения букв в еврейском алфавите. Будучи хвалебными псалмами, оба они начинаются с аллилуйя, что значит “славьте Господа!”

Эти сходства заставляют нас сделать вывод, что оба псалма сочинены одним и тем же вдохновенным анонимным автором. Однако дата их написания покрыта мраком неизвестности. Единственным ключом для вычисления этой даты являются намеки на другие псалмы и Книгу притчей. Эти ссылки позволяют нам отнести оба псалма к довольно позднему периоду — возможно, вскоре после возвращения из вавилонского плена.

Если псалом 110 написан как гимн хвалы Богу за Его великие, милосердные и праведные дела, то данный гимн прославляет чудесную жизнь благочестивого человека. Тему предыдущего псалма мы определили как “Бог человека”; теперь же внимание переключается, и темой становится “человек Бога”. Несколько добродетелей из характеризующих Бога в псалме 110 — праведность, благодать и слава — в 111:4-9 используются для характеристики праведного человека. Благочестивый человек отражает Божий образ; его портрет должен вызвать в нас желание восхвалять Бога, который создал его.

Этот псалом можно рассматривать как продолжение псалма 110, завершившегося определением мудрости: в нем дается описание тех благословений, которые приходят к мудрому человеку, боящемуся Бога.

Кто такой человек Бога, или Божий человек? Что он собой представляет? Давайте позволим псалму 111 развернуть перед нами его портрет.

I. ПОСЛУШНЫЙ (ст. 1-3)

Первая черта благочестивого человека — послушание. Он любит исполнять Божью волю.

“Аллилуия. Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его” (ст. 1).

Предыдущий псалом показывал, как нужно славить Бога за Его удивительные дела. Здесь же мы видим, что Бога нужно славить за то, как Он благословляет и формирует тех, кто истинно уповает на Него.

Призвав читателей псалма славить Бога, автор отвечает на вопрос, что значит бояться Бога. Ответ составляет основу для благочестивой жизни: здраво бояться Бога — значит охотно повиноваться Его заповедям. Благочестивый человек радостно и совершенно отдается всему, что заповедал Бог. Он подчиняется Божьему водительству. Страх Божий тесно связан с верой в Бога и упованием на Него. Когда человек имеет такой чистый и искренний страх Божий, он выражает его соблюдением Божьих заповедей и исполнением Божьей воли.

Слово “заповеди” не следует ограничивать только Десятью заповедями; под ними нужно понимать все Божьи наставления. Благочестивый человек не только повинуется Богу, но и делает это с удовольствием. Он изучает Его заповеди, размышляет над ними и неукоснительно исполняет их.

“Сильно будет на земле семя его, род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек” (ст. 2, 3).

Какие блага придут к тому, кто повинуется Богу? Стихи 2 и 3 говорят, что такой человек благословится Богом. Его потомки будут сильны на земле. В местах их проживания будут царить достоинство и добродетель. Они станут известны везде, где будут жить, и во всем, что будут делать. Благочестивый человек произведет праведных потомков, которые за свое благочестие тоже благословятся Богом.

От благочестивого человека благословения перейдут на его семью. Как он блажен, так будут блаженны и они. Его дети, скорее всего, пойдут по его стопам и тоже станут слушать Бога. Он научит их жить по справедливости. Его дела не принесут в его дом грех и нечестие; они будут широкой дорогой, по которой в его семью придут праведность и истина.

В ветхозаветные времена материальное благосостояние считалось знаком божественной милости, так как Господь часто даровал благочестивым земные благословения. Поэтому стих 3 говорит, что в доме благочестивого человека будет изобилие и богатство. Обычно так оно и было; однако случались и исключения, например страдания Иова.

Важнее земного благосостояния вечная природа духовных благословений, которые Божья благодать производит в жизни благочестивых людей. Праведность порождает в награду плоды, которые пребудут вовек.

II. МИЛОСЕРДНЫЙ (ст. 4, 5)

Еще одной чертой благочестивого человека является милосердие. Как описывает его псалмопевец, он с удовольствием помогает другим. Он бескорыстен и сострадателен.

“Во тьме восходит свет праведным, благ он и милосерд и праведен. Добрый человек милует и взаймы дает, он даст твердость словам своим на суде” (ст. 4, 5).

Благочестивый человек — это свет надежды, во тьме восходящий для правых. “Правые” — это богобоязненные бедняки, которым помогли праведные. Повинующийся Богу милосерд к бедным, как и Сам Бог.

Добрые дела, которые совершает этот человек, немедленно вознаграждаются. Поэтому нам говорится, что у такого и “жизнь хороша” (в Современном Переводе стих 5 переведен следующим образом: “Жизнь хороша у того, кто щедр, кто деньги ссужает людям, все хорошо у того, кто дело свое ведет справедливо”). Добродетель милосердия распространяет вокруг себя сладкое благоухание, окутывая им того, от кого оно исходит, и тех, кто соприкасается с ним. Милосердный выручает попавших в беду, ибо это служит во благо и принимающим помощь и оказывающему ее.

Бескорыстию и стремлению помогать другим обычно сопутствует здравый смысл. Имеющий эти качества всегда благоразумно ведет свои дела. Здоровая забота о других помогает человеку более эффективно справляться со своими делами. Он так ведет свой бизнес, что никому при этом не причиняет вреда и никто не может обвинить его.

III. УВЕРЕННЫЙ (ст. 6)

Правильные взаимоотношения с Богом и людьми придадут праведному человеку уверенности. Его отличительной чертой будет стабильность.

“Он вовек не поколеблется, в вечной памяти будет праведник” (ст. 6).

Его успех будет твердым и постоянным, а его самого будут помнить за оказанные им благодеяния. Среди его земных наград будет пожизненное уважение других и вечная память о нем после смерти. Поскольку в основание своей жизни праведник поставил Бога и поскольку на него потоком льются Божьи благословения, он не меняет своей позиции. Он обладает стойкостью, надежностью, к которой все тянутся.

IV. УПОВАЮЩИЙ НА БОГА (ст. 7, 8)

Праведный человек всем сердцем уповает на Бога. Он знает, что Бог позаботится о нем. Он не боится “худой молвы”, потому что совесть его чиста. Его не мучают угрызения совести и не терзает чувство вины.

“Не убоится худой молвы, сердце его твердо, уповая на Господа. Утверждено сердце его, он не убоится, когда посмотрит на врагов своих” (ст. 7, 8).

В случае нападок злых людей он не сомневается, что в свое время его дело — которое является и Божьим делом — победит. Он не живет в постоянном страхе, ибо сердце его утверждено в Господе, вечносущем Помощнике.

V. ЩЕДРЫЙ (ст. 9, 10)

Благочестивый человек щедр и не боится растратиться; он великодушно делится своим благосостоянием. Он охотно подает нищим. Он раздает, дарит и расточает.

“Он расточил, раздал нищим; правда его пребывает вовеки; рог его вознесется во славе” (ст. 9).

Как обычно, слово “рог” здесь означает силу и власть. Сила праведного человека будет крепкой, вознесенной и уважаемой. Люди всегда будут высоко чтить его.

“Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет” (ст. 10).

Когда нечестивый смотрит на праведного человека, его грызет зависть и досада. Желания праведного вознаграждаются, а нечестивый остается ни с чем. Благополучие праведного человека очень раздражает его. Успех благочестивого доведет неправедного до полного расстройства, ибо цели, которые он рисовал в своем воображении, не будут достигнуты.

Иначе говоря, Господь вознаграждает тех, кто действительно боится Его, и не дает исполниться планам врагов Своего народа. Хоть мы в жизни и видим некоторые исключения из этого правила, правило это реально. Истину, о которой говорит псалмопевец, может увидеть каждый, стоит только ему посмотреть вокруг. Завершаясь почти так же, как и псалом 1, этот псалом заканчивается объявлением, что нечестивый будет разочарован, а планы его рухнут.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Божий человек достоин восхищения и уважения. Его характеризует послушание, милосердие, уверенность, упование и щедрость. Тему псалма 111 можно определить так: человек, который боится Бога и славит Его в искреннем послушании, будет благословлен. В качестве побочной темы псалом описывает, как благословляется человек: его образ жизни повлияет на его семью, его благополучие, его отношение к другим людям, его стабильность в жизни и его репутацию.

В итоге, когда наши сердца с Господом, ни дурные вести, ни плохие люди не заставят нас поколебаться. Псалмопевец не обещает, что благочестивого человека минуют беды, но он обещает, что Бог, который заботится о нас, разрешит наши проблемы по Своей мудрости и благодати. Он приведет нас к конечной победе за наше повиновение Его воле и в силу Свой благости по отношению к Своим.

Псалом заканчивается резким контрастом: с одной стороны изображен добродетельный человек — праведный, стойкий, уповающий на Бога, живущий ради благородных целей, уважаемый в этой жизни и получающий награду после своей смерти. С другой стороны мы видим непокорного человека — живущего не по Божьей воле, терзаемого досадой, презираемого и постепенно превращающегося в ничто. Где будете вы? Что выберете — благословения подобно тем, кто описан в стихах 1-9, или гибель с теми, о ком говорится в стихе 10?

Школа Библии — онлайн — Изучение Библии онлайн