Найти в Дзене

ПСАЛОМ 144: ВОСПОЕМ БОГУ ХВАЛУ

ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ В псалме 144, последнем в Псалтири из тех, которые имеют подзаголовки, сказано, что он принадлежит Давиду. Этот прекрасный гимн хвалы напоминает нам другие псалмы Давида. Это первое из семи славословий, завершающих Псалтирь (144-150). Псалом является также последним из тех, что написаны акростихом. Каждый его стих, за исключением одного, начинается с последующей буквы еврейского алфавита. Исключение состоит в том, что между стихами 13 и 14 пропущена буква нун, так что в гимне использована 21 из 22 букв еврейского алфавита. Септуагинта (LXX) между стихами 13 и 14 содержит дополнительный стих, в котором сказано: “Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих”. В обратном переводе на еврейский этот стих начинается с буквы нун. Вероятно, он был в той копии еврейского текста, которой пользовались переводчики Септуагинты. Подзаголовок, “Хвала Давида”, — единственный такого рода в Псалтири. Используемое здесь еврейское слово техилла, переведенное как “хвала”
Оглавление

ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ

В псалме 144, последнем в Псалтири из тех, которые имеют подзаголовки, сказано, что он принадлежит Давиду. Этот прекрасный гимн хвалы напоминает нам другие псалмы Давида. Это первое из семи славословий, завершающих Псалтирь (144-150).

Псалом является также последним из тех, что написаны акростихом. Каждый его стих, за исключением одного, начинается с последующей буквы еврейского алфавита. Исключение состоит в том, что между стихами 13 и 14 пропущена буква нун, так что в гимне использована 21 из 22 букв еврейского алфавита. Септуагинта (LXX) между стихами 13 и 14 содержит дополнительный стих, в котором сказано: “Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих”. В обратном переводе на еврейский этот стих начинается с буквы нун. Вероятно, он был в той копии еврейского текста, которой пользовались переводчики Септуагинты.

Подзаголовок, “Хвала Давида”, — единственный такого рода в Псалтири. Используемое здесь еврейское слово техилла, переведенное как “хвала”, стоит в единственном числе.

Центральное место в псалме занимает тема Божьего величия и Его неизменной любви к тем, кто уповает на Него. Она достигает кульминации в заявлении о том, что благословлять Его святое имя должен не только Израиль, а все человечество.

Как типично для всех хвалебных гимнов, основная часть псалма отвечает на вопрос: “За что мы должны славить Бога?”

I. ЗА ЕГО СИЛУ (ст. 1-7)

Во-первых, нам говорится, что мы должны славить Бога за Его великую силу. Какое подходящее начало для псалма!

“Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твое во веки и веки. Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки” (ст. 1, 2).

Обращаясь непосредственно к Богу как к своему Богу и Царю, автор дает обет бесконечно благословлять имя Господа. Личные взаимоотношения с Богом предполагают, что восхвалять Его нужно непрестанно, днем и ночью, всю жизнь.

“Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо. Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем. А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих. Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоем. Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою” (ст. 3-7).

Бога надо восхвалять за то, что Его величие безгранично и непостижимо. Верующие из поколения в поколение передают рассказ о Его невероятных и изумительных делах. Они не в состоянии выразить словами всю глубину и все разнообразие Его дел.

Великие деяния Божьи раскрывают о Нем две истины — Его славу и Его силу. В Его делах мы видим славное великолепие Его величия. За ними стоит Его всемогущая сила. Его дивные дела вызывают страх в сердцах нечестивых и наполняют сердца уповающих на Него удивлением и хвалой. Размышляя о великой Божьей благости, люди воспевают Его праведность.

II. ЗА ЕГО БЛАГОДАТЬ (ст. 8-13)

Во-вторых, мы должны восхвалять нашего Бога за Его удивительную благодать. Его сила находится под контролем Его милости.

“Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его” (ст. 8, 9).

Это прекрасное описание Божьей любви и милости, похоже, частично взято из Исх. 34:6, 7. О Боге говорится как о сострадательном и сочувствующем царе. Он милостив и долготерпелив. Свою благость ко всем Он являет в заботе об их нуждах. Он щедр ко всякому Своему творению.

“Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют тебя святые Твои; да проповедуют славу царства Твоего и да повествуют о могуществе Твоем, чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего. Царство Твое — царство всех веков, и владычество Твое во все роды” (ст. 10-13).

Божьи дела и Божьи работники сообща славят Бога. Они восхваляют Его за Его славное правление сердцами людей, покорившихся Его воле. Они воспевают Его славу, силу и великие деяния. Слово “царство” просто означает “Божье правление”. Это не то вечное царство, церковь, о котором ясно пророчествует Дан. 2:44, а Божье царствование в сердцах людей. Такое правление происходит везде, где человек склоняется перед Его волей. Тем, кто принадлежит Богу, доставляет радость рассказывать другим о великих Божьих деяниях, о Его великой силе и славе. Это правление Божье, конечно же, никогда не закончится. Бог никогда не оставит Своего престола и никому не передаст Своей власти. Люди в каждом поколении покоряются Его правлению, когда признают Его волю.

III. ЗА ЕГО СОСТРАДАНИЕ (ст. 14-16)

В-третьих, мы обязаны славить Бога за Его сострадательную заботу о нас как части природного мира.

“Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных. Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению” (ст. 14-16).

Божье сердце не остается равнодушным к тем, кто подавлен и сбит с ног, ко всем, кто нуждается в воодушевлении. Если попранные будут уповать на Него, то обретут Его сострадание и помощь. Бог любит людей и поэтому заботится обо всех — как плохих, так и хороших. Он посылает пищу, дождь, воздух и все необходимое для жизни. Весь мир ожидает проявления Божьей щедрости в светлом дне, солнечном тепле, весеннем обновлении и осеннем урожае. Воистину, мы можем сказать вместе с Иаковом: “Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов...” (Иак. 1:17). От Него зависит не только человечество, но и мир природы. Всякое живое существо питается из Его благодатной руки.

IV. ЗА ЕГО ВЕРНОСТЬ (ст. 17-19)

В-четвертых, мы должны восхвалять Бога за Его верность Своему народу. К верующим в Него Он проявляет особую любовь.

“Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих. Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их” (ст. 17-19).

Две истины о Боге должны вдохновлять каждого: это Его праведность и Его благость. Мы можем рассчитывать на исполнение Им Своих обещаний и не сомневаться, что Он ответит на наши призывы по Своей благодати, а не по нашим грехам. Он всегда рядом, чтобы помочь тем, кто призывает Его искренне и в истине. Он исполняет желания боящихся Его. Это означает, что те, кто почитает Его слово и искренне стремится следовать ему, благословляются согласно с Его воле и в соответствии с их нуждами. Он отвечает тем, кто взывает к Нему о помощи.

V. ЗА ЕГО ПРАВЕДНОСТЬ (ст. 20)

В-пятых, мы должны восхвалять Бога за Его праведность. Этим качеством Он обладает в совершенстве.

“Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит” (ст. 20).

Он хранит всех любящих Его и отдает нечестивых в руки судьбы, которую им определят их же грехи. Божью благость всегда уравновешивает Божья справедливость, Его осуждение греха. Поэтому псалмопевец говорит о Его благодати к праведным, но строгости к нечестивым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Какие у нас замечательные причины для того, чтобы наши сердца и уста с воодушевлением славили Бога! Ему присущи великая сила, обильная благодать, неизменное сострадание, абсолютная верность и совершенная праведность.

“Уста мои изрекут хвалу Господу, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки” (ст. 21).

Свой псалом псалмопевец открывает и завершает обещанием хвалить Бога. Учитывая высказанные им истины о Яхве, он делает вполне естественный вывод о том, что его уста будут вечно восхвалять Его. Даже более того: он говорит, что Его имя должна хвалить всякая живая тварь и все сущее во вселенной.

Нельзя заставить других восхвалять Бога, но можно показать им путь к восхвалению. Самое лучшее, что мы можем делать, — это благословлять перед ними Его имя, рассказывая им, кто Он, каков Он и что Он сделал в нашей жизни.

Школа Библии — онлайн — Изучение Библии онлайн