ПСАЛОМ-МУДРОСТЬ
Псалом 24 - один из восьми псалмов, написанных акростихом (9; 24; 33; 36; 110; 111; 118; 144). Акростих - это расположение строк или стихов в алфавитном порядке: когда первый стих или строку начинают с первой буквы еврейского алфавита, второй - со второй буквы и т.д., пока во всех стихах или строках не используют по порядку все двадцать две буквы.
Авторы не всегда прибегали к совершенной форме акростиха, по каким-то причинам заменяя одну или две буквы. При переводе алфавитная форма псалма не всегда сохраняется, поэтому нам ее заметить довольно трудно.
Этот псалом написан несовершенным акростихом. Здесь не использованы буквы Бет и Коп; кроме того, два стиха начинаются с буквы Реш, а последний стих использует Пэ во второй раз. По какой-то причине - по замыслу или в результате перевода - псалом отступает от совершенной алфавитной формы.
Псалмы, написанные акростихом, считаются псалмами мудрости, или наставляющими. К этой категории относится и данный псалом. Он состоит из двух молитв, между которыми вставлены размышления о благочестии и вере в Бога. Хотя мысли строго не систематизированы, они принадлежат к самым прекрасным духовным мыслям во всей Псалтири.
Автором псалма считается Давид, и это, пожалуй, единственная дополнительная информация, которую мы имеем об этом псалме. Мы не можем ничего сказать ни о времени, ни об обстоятельствах его написания.
Эти не очень связанные между собой размышления можно объединить под такими заголовками, как благочестие и вера. Мы рассмотрим псалом под углом зрения тех качеств, которыми должен обладать благочестивый человек.
Каковы же характерные черты благочестия?
I. ВЕРА В БОГА (ст. 1-3)
Истинное благочестие - это вера в Бога.
«К Тебе, Господи, возношу душу мою. Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь, да не восторжествуют надо мной враги мои, да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя; да постыдятся беззаконнующие втуне» (ст. 1-3).
В предыдущем псалме говорилось, что Бог не приемлет поклонения от того, кто “клянется душою своею напрасно” (23:4), то есть от того, кто стремится к пустому и бессмысленному, кто поклоняется идолам. Здесь автор переворачивает фразу и говорит, что “возносит душу” свою к Богу. Его разум, желания и стремления нацелены на Бога. Такая сосредоточенность на Боге пришла к нему не вдруг; его привязанности и интересы всегда были направлены на Бога. Бог был центром его жизни.
Он полностью уповает на Бога и молится, чтобы Он ответил на его просьбу, дабы не разочароваться и не быть постыженным. Похоже, он уже просил избавить его от врагов. Если Бог не услышит его мольбы, враги будут злорадствовать, видя его унижение. Их радость бросит тень на Бога, потому что обращающийся к Нему в молитве уповал на Него.
Никто из “надеющихся” на Господа не будет забыт. Человек, надеющийся на Бога, - это тот, кто приходит к Нему как верный исполнитель Его воли, просит в молитве благословить его и затем продолжает свой путь с надеждой на то, что Бог ответит на его молитву в соответствии со Своей мудростью и благодатью. Всякий, кто именно так надеется на Бога, будет услышан и получит помощь.
Истинно и обратное: человек, который вероломно (предательски) отходит от Бога без всякой причины, постыдится или смутится. Неверный познает разочарование.
II. ИСКАНИЕ БОЖЬИХ ПУТЕЙ (ст. 4, 5)
Благочестивый человек ищет Божьего пути и постоянно приводит свою жизнь в соответствие с Божьей волей.
«Укажи мне, Господи, пути Твои... Направь меня на истину Твою и научи меня; ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день» (ст. 4, 5).
Молитва Давида о спасении от врагов сменяется просьбой открыть ему Свою волю. Недостаточно уйти от чего-то; нужно еще прийти к чему-то. Бог хочет от Своих людей такого поведения, какое стремится проявить псалмопевец. Давид хочет познать и получить то, что в Божьих глазах истинно, - и жить в соответствии с познанной истиной. Бог - его единственный источник избавления, Бог его спасения. Он всегда будет надеяться на Бога, твердо веря, что Бог услышит его молитву.
III. ПРИЗНАНИЕ ГРЕХА (ст. 6, 7)
Благочестивый человек, осознающий свою греховность, смиренно исповедует свои грехи и молит Бога о прощении.
«Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века. Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!» (ст. 6, 7).
Давид просит Бога вспомнить, что Он Бог милосердный и что Он проявлял милость (сострадание) к своему народу в прошлом. Псалмопевец взывает к неизменной сущности Бога. Милостивый Бог вчера - это пророчество того, каким Бог будет сегодня и завтра. Давид хочет, чтобы Бог взглянул на него с точки зрения Своей заветной верности (милосердия) и сострадания, ибо он грешил в прошлом - с самой юности. Грехи юности - это бездумные, легкомысленные промахи, грехи по незнанию или необдуманные греховные поступки без учета последствий. Грехи более зрелых лет - это беззакония, моменты непокорности, когда человек сознательно отворачивается от Божьей воли. Когда Давид думает о Божьей благости, все эти грехи и беззакония встают перед ним огромной стеной, препятствуя его общению с Богом.
Поскольку свою просьбу Давид основывает на Божьей благодати и милости, то прощение, если он его получит, прославит Бога: оно покажет, как Бог относится к Своим. “Я прошу не ради себя только, а «ради благости Твоей»”, - говорит псалмопевец.
Грех прервал общение Давида с Богом, нарушил его завет с Ним. Поэтому он умоляет Бога изгладить его грех из Своей памяти.
IV. ПРОСЛАВЛЕНИЕ БОГА (ст. 8-11)
Благочестивое сердце славит Бога.
«Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, направляет кротких к правде... Все пути Господни - милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его. Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно» (ст. 8-11).
Теперь псалмопевец от просьб переходит к прославлению Бога. Мысль о Божьей благости - как Он отвечает тем, кто нуждается в Нем, - заставляет псалмопевца восславить Его имя. Бог, говорит он, благ, добр, мягок и милостив; Он праведен и справедлив и никогда не уклоняется от истинного пути. Имея эти качества, Бог хочет, чтобы грешники познали праведные пути и ступили на них. В Своей благости Он протягивает руку грешникам, но Его праведность не позволяет Ему спасти их в их грехах. Бог покажет Свой путь тем грешникам, которых можно научить и наставить. Покорившиеся Божьей воле скоро обнаружат, что ходить Божьими путями - значит обрести благодать и истину. Они будут иметь радость Божьего прощения и руководство Божьего Слова.
Думая о непревзойденной Божьей любви, автор вновь вспоминает свои грехи и просит Бога помиловать его. Он просит потому, что Бог необыкновенно милостив, и потому, что его собственные грехи необыкновенно велики. Божье действие исходит из Его сущности. Поэтому Давид просит Бога, чтобы Он, рассматривая его просьбу, подумал о славе Своего имени.
V. БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД БОГОМ (ст. 12-15)
Благочестивый человек благоговеет перед Богом.
«Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать. Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю. Тайна Господня - боящимся Его, и завет Свой Он открывает им. Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои» (ст. 12-15).
Автор перечисляет благословения, которые Бог дает тем, кто боится Его, то есть благоговеет перед Ним. Таких благословений четыре: (1) Понимание. Бог поможет им познать истину. Он укажет им путь, которым они должны следовать. (2) Благополучие. Их душа не будет ни в чем нуждаться. Они получат всевозможные благословения при жизни на земле. (3) Потомство. Они будут благословлены потомками. Сыновья и дочери будут называть их благословенными. (4) Божье присутствие. Они будут в заветных отношениях с Богом. Эти отношения означают особую дружбу с Богом. Завет - это не какой-то контракт, построенный на каких-то условиях и предполагающий вознаграждение в обмен на послушание. Это особые, близкие взаимоотношения с Богом.
Глаза (сердце) благочестивого человека всегда обращены к Господу. Здесь говорится о его обычном душевном состоянии. Можно сказать, что он всю свою жизнь думает о Боге, молится Ему, желает познать Его волю и стремится к общению с Ним. Душа Давида успокаивается, когда он осознает, что Бог позаботится о нем, как заботится обо всех, кто любит Его. Враги не смогут поймать его, потому что Бог извлечет его ноги из их сетей. Он еще не попался в их ловушки и верит, что Бог и в будущем не позволит им одолеть его.
VI. НАДЕЖДА НА БОГА (ст. 16-22)
Благочестивый человек надеется на Бога.
«Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен... Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои. Посмотри на врагов моих, как много их. Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что на тебя я уповаю. Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь. Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его» (ст. 16-22).
Вновь автор обращается к молитве, взирая на Бога как на единственную свою надежду. Он взывает к Богу, чтобы Он повернулся к нему, посмотрел на него и укрыл его Своей благодатью. Он говорит, что у него нет друзей, что все его оставили, и он одинок. Он в беде и страдает. Он нуждается в Боге, ведь Бог - его убежище и сила.
Камень на его сердце становится еще тяжелей, когда он думает о своих грехах. Может, все эти беды каким-то образом связаны с его грехами? Во всем псалме прослеживается особая озабоченность Давида по поводу грехов: он трижды говорит о них Богу (ст. 7, 11, 18). В этом псалме Давид в молитве выражает двойную просьбу: “Прости мои грехи и избавь от врагов, что окружают меня”.
Определенно, вокруг него было множество врагов; они приступали к нему с тем, чтобы, вероятно, убить его. Он просит Бога избавить его от них. Если им удастся уничтожить его, его упование на Бога будет постыжено - ведь он передал свое будущее в Божьи руки. “Да будет, - говорит он, - моя непоколебимая преданность Тебе и моя праведная жизнь пред людьми достаточным основанием для того, чтобы Ты дал мне по моим просьбам”. В третий раз он говорит, что оставляет свое положение на усмотрение Бога. Он будет надеяться на Бога (ст. 3, 5, 21).
Давид завершает псалом молитвой о всем народе, переходя с “я” на “мы”. Вдобавок к своим личным просьбам он хочет, чтобы Бог избавил Свой народ от бед и скорбей. Он знает, что Бог позаботится не только об одном благочестивом человеке, но и обо всем Своем избранном народе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этом псалме дается полная картина благочестивого человека. Быть благочестивым - значит верить в Бога, молиться Богу, признаваться Богу в своих грехах, благоговеть перед Богом, благодарить Бога и надеяться на Бога. Благочестивый человек в изображении псалмопевца - это тот, кто всегда настроен на Бога и чья жизнь направляется Божьей волей.
Этот псалом наполнен благоуханием веры в Бога. Он идет от молитвы к восхвалению, от восхваления - опять к молитве. Вот те золотые нити, что пронизывают его: “человек, который верит в Бога”, и “Господь, в которого должен верить человек”.