ПСАЛОМ-БЛАГОДАРЕНИЕ
Псалом 33 сочинил человек, который хотел возблагодарить Бога за оказанную ему особую помощь. Он содержит два раздела: личное благодарение и учение. Согласно подзаголовку, его написал Давид. Западает в душу, как трогательно он описывает Божью личную заботу о Своих чадах.
Мысли в псалме расположены в алфавитном порядке, при котором каждый куплет начинается с очередной буквы еврейского алфавита, как в псалме 24, только здесь использован полный еврейский алфавит за исключением буквы Ва. Вместо нее последний куплет начинается с буквы Пэ, так что полный счет - двадцать две буквы - все равно достигнут.
В подзаголовке указывается, что псалом сочинен в воспоминание о том случае, когда Давид притворился безумным перед Авимелехом, что описано в 1 Цар. 21:10-15. (В связи с подзаголовком возникает один вопрос: почему здесь царь Гефский назван Авимелехом, а в 1 Цар. 21:10 - Анхусом. Возможно, этот царь был известен под двумя именами, и Авимелех было его династическое имя. В таком случае разночтения в тексте и подзаголовке нет). Преследуемый Саулом, Давид бежал в филистимский город Геф, думая, что филистимляне не узнают его. Он надеялся хоть на какое-то время найти среди них убежище и спастись от меча Саула. Но его сразу же узнали, и ему нужно было что-то предпринимать. Он притворился безумным и стал чертить на дверях и пускать слюни по бороде. Царь поверил в сумасшествие Давида и отослал его из Гефа, не желая связываться с ним. Давид спасся благодаря притворству, но теперь ему нужно было бежать в другое место, чтобы укрыться там от Саула. Судя по заголовку, Давид вспомнил этот акт избавления и написал псалом, в котором выразил благодарность Богу за Его защиту.
Темой псалма является та утешительная истина, что Бог заботится о тех, кто уповает на Него и боится Его. Автор славит Бога за Его заботу о Своих людях и призывает других присоединиться к нему. Псалом вдохновляет и ободряет каждого последователя Яхве.
Давид начинает с заявления о своей решимости хвалить Бога непрестанно.
«Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною и превознесем имя Его вместе» (ст. 2-4).
“Благословлять” по отношению к Богу означает поклоняться Ему, хвалить и благодарить Его. Бог благословляет нас тем, что дает нам, а мы благословляем Бога тем, что думаем о Нем и говорим Ему. Слова Давида иллюстрируют некоторые истины о поклонении: оно должно быть направлено на Бога, оно должно быть непрестанным, и оно должно исходить от благодарного сердца.
Автор говорит, что он будет “хвалиться” Господом. Не поздравлять себя со всем, чего он достиг или что приобрел, а напоминать себе, что самое его ценное приобретение - это то, что он избрал Господа своим Богом. Это свидетельство должно быть доброй вестью для тех, кто сломлен обстоятельствами и врагами. Бог будет прибежищем для всякого, кто ищет Его!
Давид призывает других вместе с ним величать Господа. Своими словами и делами мы не можем сделать Бога более великим, зато можем рассказать другим, как Он велик, тем самым возвеличивая Его в их глазах. Цель такого поклонения - не поднять себе настроение, а вместе исповедать Божью сущность и то, что Он сделал для нас.
Псалмопевец будет верно поклоняться Богу и призывать других делать то же самое; но этого ему недостаточно. Он приводит еще несколько причин, побуждающих его выразить свою признательность Богу.
I. ОН ОТВЕЧАЕТ НА НАШИ МОЛИТВЫ (ст. 5-8)
Вспоминая, что Бог сделал для него, Давид прежде всего говорит, что Бог ответил на его молитвы.
«Я взыскал Господа, и Он услышал меня и от всех опасностей моих избавил меня. Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. Сей нищий воззвал, - и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (ст. 5-8).
Псалмопевец сам ходил с Богом и теперь делится своим собственным опытом. Его слова - не проповедь, а скорее свидетельство. Когда ужасы окружали его, он в молитвах искал убежища у Бога, и Бог проводил его через темную ночь. Он удалял от Давида все его страхи.
Благодаря получаемой от Бога помощи те, кто обращает свой взор к Нему, сияют отблесками победы. Они никогда не разочаровываются. Когда они с триумфом выходят из смертельного боя, их лица излучают радость победы.
Бедный изгнанник, без дома и денег, Давид обращается к Богу с просьбой - и Бог слышит его. Ему нечего предложить Богу, кроме своего сердца, но Бог, великий Царь земли, сражается за него. Давид говорит, что будто ангел Господень возвел вокруг него невидимую стену, чтобы силы этого мира не смогли причинить ему никакого вреда. Господь так защищал Давида, потому что тот боялся Его.
II. ОН ВОСПОЛНЯЕТ ВСЕ НАШИ НУЖДЫ (ст. 9-15)
Думая о следующей причине своей благодарности, Давид говорит, что Бог восполнил его нужды и даст все необходимое тем, кто любит Его.
«Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его. Скимны [львы молодые; Современный Перевод] бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» (ст. 9-11).
Всякий, кто сомневается в этом всеобъемлющем утверждении, должен уповать на Господа - и тогда он увидит. Слова Давида напоминают известное выражение “Все проверяется практикой”. Чтобы познать истину, нужно проверить ее на опыте. Бог - это не сказка. Он существует, и Он избавляет. Согласно Давиду, всякий, кто ищет в Боге прибежища, обнаружит, что Он реален и всемогущ.
Давид взывает ко всем истинным святым - тем, кто отделен для Бога - бояться Господа и следовать Ему в благоговении и любви, и тогда Он удовлетворит все их законные человеческие нужды. Самонадеянные же и гордые, вроде диких львов, могут разориться и стать нищими, но с Божьими людьми такое никогда не случится.
«Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас... Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (ст. 12-15).
Далее Давид становится учителем и объясняет, что значит бояться Господа. “Позвольте сказать вам, что это значит - должным образом почитать Бога и жить для Него в послушании”, - как бы говорит он.
Чтобы долго и хорошо жить на земле, поучает он, мы должны иметь три свойства характера, которые вырастают из покорности Богу. Во-первых, это чистота языка. Во-вторых, это добрые дела. С одной стороны, мы не должны нарушать Божьи законы и требования нашей совести. С другой стороны, мы должны поступать по Божьей воле от сердца, исполняя наши обязанности и проявляя добродетель. Третья черта - это миролюбие. Мы должны избегать конфликтов, не враждовать между собой и не ссориться.
Описанный Давидом образ жизни вознаграждается в этом мире. Бог одобряет такую жизнь и увенчает ее милостью и благодатью как здесь, на земле, так и на небесах. Петр воспользовался объяснением Давида, что такое страх Божий, когда в своем письме советовал страдающим христианам, как жить в тех трудных обстоятельствах, в которых они оказались (1 Пет. 3:10-12).
III. ОН ЗАЩИЩАЕТ НАС (ст. 16-23)
Хотя следующая причина в некоторой степени повторяет уже высказанные мысли, Давид говорит, что Бога нужно благодарить за то, что Он защищает Своих.
«Очи Господни обращены на праведников, и уши Его - к воплю их. Но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасает» (ст. 16-19).
В своих псалмах Давид постоянно возвращается к той мысли, что праведник имеет общение с Богом, а делающий зло не имеет. Бог не может делать для нас того, что Он задумал, если мы не делаем для Него того, что должны делать. Бог неослабно заботится о благочестивом человеке и внимательно слушает его молитвы. Он осуждает зло за то, что оно делает людям, и потому, что ненавидит его. Он противостоит ему и, в конце концов, истребит его. Наш образ жизни определяет отношение Бога к нам.
У Господа доброе сердце, и Он протягивает Свою милостивую руку бедному праведнику. Праведная жизнь отнюдь не означает, что нам никогда не будет грозить никакая беда. Наоборот, поступая правильно, мы можем навлечь на себя гонение, которого в противном случае могли бы избежать. Однако быть праведным - значит иметь Бога с нами в тяжелые времена и получать от Него защиту и избавление.
«Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится. Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут. Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет» (ст. 20-23).
Образный язык помогает Давиду показать, что Господь защищает Своих совершенным образом. Много превратностей судьбы обрушится на праведного, но ни одна не станет неожиданной для Бога и не превысит Его силу справиться с ней. Он выведет праведника из любой беды, в которую тот может попасть.
Злодея, в конце концов, одолеют его проблемы. Зло таит в себе семена погибели. Те, кто в своей жизни держится зла, однажды погубят сами себя. Кто-то сказал: “Пусть я лучше буду избавлен от тысячи испытаний, чем буду иметь только одно, которое одолеет меня!” Праведнику не о чем волноваться, ибо Бог бережет его. Неважно, сколько испытаний встанет на пути праведника: десять тысяч или всего одна, - он будет победителем, а не побежденным. Бог не забудет нас, не проигнорирует размеры врага и не подведет, когда мы будем нуждаться в Нем. Если мы находим свое прибежище в Нем, нам нечего бояться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Давид знал, что ему нужно хвалить Бога, и наше знание о Боге должно убедить нас в том же. Он видел, что Бог отвечал на его молитвы, и был свидетелем Его непрестанной защиты. Эти щедрые Божьи дары вложили в сердце и уста Давида нескончаемую хвалебную песнь.
Давид беспокоится не столько о жизни, сколько о своих взаимоотношениях с Богом. Он лучше будет хвалиться жизнью с Богом, чем своими собственными успехами. В своих помыслах он отводит Богу центральное место; он будет думать о Нем всегда, а не время от времени и в тех мыслях, которые имеют для его жизни второстепенное значение. Основной вопрос жизни для Давида - пребывать в Боге и иметь Бога в себе!