Найти тему
Тёмная Эстетика

Darkthrone, обзор дискографии (труЪ, без панктрона)

Оглавление

Если вы открыли данную статью, то вы и так практически наверняка хорошо знаете кто такие Darkthrone и что о чем, так что давайте сразу ближе к делу! Статья и без того совсем не короткая.

Frostland Tapes (Compilation) (2008)

В данную трехдисковую компиляцию входит всё творчество группы до дебютника, 1988-1991 год. Если вам нравится их дэт метальный дебютник, то оно практически обязательно к ознакомлению. В противовес рядовому раннему дэту, который очень часто тяготеет к трэш метальной долбе, ранние Darkthrone были весьма и весьма тягучи, что делало их достаточно уникальными, для той эпохи наиболее ранней дезни. Darkthrone известны как вечный дуэт Fenriz с Nocturno Culto, однако на самом деле так оно было не всегда. Более того, Nocturno Culto в наиболее раннем составе так даже и не было вовсе. Открывает данный релиз демка '88 Land Of Frost – единственный релиз Darkthrone без легендарного Nocturno Culto, а так же один из двух единственных релизов где Fenriz был на вокале. И того, демо было записано в составе: барабанщик и вокалист Fenriz, Dag Nilsen на басу, Zephyrous и Anders Risberget на гитарах.

Уже в том же году Anders Risberget покидает группу, ему на замену приходит Nocturno Culto. Фенриз к тому моменту уже решил, что больше не хочет быть вокалистом, но Ноктурно назначить на замену ещё не успел, так что релиз инструментален. Собственно говоря, всё демо A New Dimension состоит из всего лишь двух треков, и один из них – интро, так что формально это релиз одной песни... но зато какой! Snowfall с лёгкостью можно назвать одним из наиболее эпичных дэт метал треков группы, да и кто в 88-ом играл дэт метал песни продолжительностью в 9 минут?! Только Darkthrone.

Если предыдущие две демки заметно отличались от материала с дебюта, то следующие два демо 1989 года, Thulcandra и Cromlech, это уже материал сильнее напоминающий дебют, только куда более нечёсаный. Обе демки идут по 3 трека каждая, из этих 6 песен 4 были перезаписаны для полноформата. Ещё больше тогда ещё неизданного материала можно услышать на записи концерта в Дании 1990 года. Норвежцы отыграли 7 из 11 песен с тогда ещё несуществующего альбома. Помимо всего этого, имеются так же же две весьма редкие записи, но как минимум один из них того точно вообще не стоит.

Закрывает данный релиз инструментальная версия будущего альбома Goatlord, репетиционная запись 1991 года. Помимо привычных 10 альбомных треков здесь так же присутствует A Blaze In The Northern Sky, а так же драм соло Фенриза. Сегодня эта часть компиляции уже в разы менее актуальна, поскольку эта запись была переиздана в 2023 году с радикально более чистым и качественным звуком, но до 2023 года тогда ещё было ой как далеко.

Подводя итог, хочется сказать две вещи: во-первых, Darkthrone были офигенны и как дэт метал группа тоже, играя музло несравнимо круче своего тогдашнего уровня известности, во-вторых, уже тогда было видно, что группа обязательно перейдёт в блэк метал – слишком уж нетипично мрачная и атмосферная музыка у них был для раннего дэт метала. Они были блэкерами уже тогда, просто сами ещё об этом не знали.

Soulside Journey (1991)

-2

Не знаю как сейчас, а раньше дебютник Darkthrone был весьма поляризующим мнения и нередко привлекал внимания людей которые в целом не особо хорошо относятся к группе. Дело в том, что на Soulside Journey норвежцы играют намного более техничное и композиционно сложное музло чем на любом из дальнейших альбомов (разве что не считая Goatlord). Ещё в большей степени это относится к качеству записи – оно радикально превосходит всё их дальнейшее творчество. Но это про очевидное. Из менее очевидного: возможно из-за того, что альбом записывался в шведской студии, Soulside Journey крайне часто называют образцом шведского дэт метала... только вот между Soulside Journey и шведской дезнёй общего – примерно абсолютно ничего! Я не знаю почему люди так настойчиво приплетают шведский дэт к этому альбому, это какой-то абсурд. Soulside Journey из себя представляет атмосферный и холодный космо-хоррорный дэт, где вместо более традиционной для шведов трэш метальной долбы преобладает более техничный и неторопливый подход. Насколько я знаю, во всей Швеции 90-ых не было ни одного такого альбома. Более того, шведская дезня записывалась более грязно и неряшливо, здесь же звук кристально чистый. Фенриз нередко называет сабж техникал дэт, что с точки зрения жанровой принадлежности неверно – это классический дэт метал, но сыгранно действительно мудрёней чем большинство дезни того времени. В остальном же, Soulside Journey несколько более пресный чем дальнейшие релизы и здесь может быть трудно выделить какие-то конкретные песни. Однако, не смотря на это, это весьма годный образец ранней дезни и недооценённая работа в масштабах развития жанра. Как по мне, то для 1991 года это была одна из наиболее убедительных пластинок тогда ещё совсем молодого жанра. Ну и обложка у альбома – просто замечательная! Наверное одна из самых лучших метал-обложек в принципе.

A Blaze In The Northern Sky (1992)

-3

По сути, самый важный альбом в истории всего блэк метала. Именно по дате выхода A Blaze In The Northern Sky проходит конец так называемой первой волны блэк метала и начало второй – настоящего блэка. Всего в Норвегии в 1992 году вышло 3 блэк метал альбома, в такой последовательности: Darkthrone –> Burzum –> Immortal, что делает Darkthrone самой первой группой которая официально дебютировала в жанре блэк метала, окончательно сформированного блэка. Конечно же, все отлично знают, что фактически первой норвежской блэк метал группой были Mayhem, однако те дебютировали только лишь в 1994 году, а за это время уже произошло крайне много чего. Можно так же вспомнить про существование альбомов Marduk и Master's Hammer того же года, но обе те пластинки чисто блэк металом не были, в отличии от норвежской тройки. Лейбл был против этого релиза: они хотели заставить Darkthrone перезаписать альбом, однако те поставили ультиматум что или давайте так как есть или мы отдамим релиз на лейбл Евронимуса, и лейбл решил пойти на уступки. Видимо частично на это повлияло то, что у Darkthrone был конкракт аж на 4 альбома и сабж был всего лишь вторым из них, так что если бы группа резко покинула их, лейбл бы выглядел не особо красиво. Музыкально же A Blaze In The Northern Sky это олицитворение классического блэк метала во всех его проявлениях (хотя сама группа считает будто бы альбом слегка дэт метален и не настолько блэк как следующие) и, как по мне, то лучший альбом Darkthrone. В том числе и потому, что тогда они ещё просто играли музыку и не загонялись на тему того как должен звучать истинный норвежский блэк метал, подбивая своё звучание по собой же придуманные стандарты. A Blaze In The Northern Sky это вечная классика, альбом мрачный как ночные лесные болота. В ретроспективе интересно отметить Paragon Belial с её специфическим риффом – в некотором смысле норвежцы тогда частично предсказали тренд диссонансного блэка, в далёком будущем. Не смотря на общую примитивность (особенно на фоне дебютника), альбом достаточно разнообразен, все песни достаточно сильно отличаются друг от друга. Помимо лейбла, сменой курса так же остался крайне недоволен басист Dag Nilsen, так что пускай он и записал все свои партии, но сразу же после этого покинул коллектив. Ну а лейбл быстро поменял своё мнение когда увидел, что это 'непонятно нечто' моментально стало новой классикой.

Under A Funeral Moon (1993)

-4

На этом альбоме все партии гитары записал Zephyrous, в то время как Ноктурно Култо отошел на роль басиста. Классические и наиболее востребованные релизы 92-94 годов нередко называют unholy trinity, и среди фанатов Under A Funeral Moon общепринят как наиболее слабый релиз в данной трилогии, что, в прочем, ни разу не делает его менее хорошим или культовым. И кстати, из всей данной трилогии бас здесь наиболее вразумительный и заметный, так что Ноктурно со своей задачей справился. Zephyrous, в свою очередь, по не совсем известным причинам поссорился с остальной группой, что в итоге сократило Darkthrone до их классического дуэта, сразу же после выхода альбома. Интересно так же, что на нескольких песнях альбома были задействованы тексты которые пересекаются с тогда всё ещё неизданным Goatlord. И общей массы несколько выбиваются 2 трека: медляк To Walk The Infernal Fields, а так же Inn I De Dype Skogers Favn, которая не только первая песня группы на норвежском, но и крайне редкий образец микса в блэке когда бас-гитара основательно так приглушает обычную гитару. В остальном же, альбом получился достаточно зажигательно энергичным и чуть шустрее предшественника.

Transilvanian Hunger (1994)

-5

В отличии от предыдущих альбомов, на этот раз все партии струнных инструментов записал Фенриз, причем записал у себя дома, на диктофон. После этого в студии он записал барабаны, так что Ноктурно Култо оставалось только записать вокал. Интересно так же, что лирику к половине песен (вторая половина альбома) написал Варг из Burzum, тогда уже пребывающий в заключении. Альбом так же ознаменовал появление крылатой фразы true norwegian black metal, которая на самом деле является политкорректной изменением оригинала про "норвежский арийский блэк метал". В связи со всеми громкими событиями 1993 года, Фенриз тогда отдалился от сцены и самоизолировался, попутно сочинив и записав данный альбом. Ноткурно по началу был менее оптимистично настроен на счет успеха данного релиза, мол круто и всё такое, но сейчас все так играют, однако Transilvanian Hunger всё смог поднять популярность данного коллектива. Данная пластинка обладает слегка необычной комбинацией двух плохо совместимых качеств – музыка стала быстрее и депрессивнее. Так же, в отличии от предыдущих альбомов, полностью изчезло всякое разнообразие – все песни выдержаны в практически одном и том же бите, с первой до последней секунды альбома, что куда больше соответствует техно электронике чем типичному метал альбому. Интересно так же, что бит пускай и одинаковый, но от песни к песни он очень медленно и незначительно ускоряются. Слушая релиз от корки до корки это почти что не заметно, однако если проскакивать песни, особенно с первой на последнюю, то разница становится достаточно очевидна. У альбома так немного необычный тон бас-гитары: в том плане, что она звучит достаточно похоже на обычную гитару и занимается почти столько же места сколько и обычная гитара, но при этом когда слушаешь вовсе не кажется будто бы баса в миксе много, скорее даже наоборот. По сути, бас здесь занимает роль ритм-гитары. Надо признать, что с этим альбомом группа пошла на некий риск, ещё сильнее загубив качество записи и ещё сильнее упростив свою музыку, но как показала практика, риск себя полностью оправдал, а титульный трек так и вовсе стал одной из самых знаменитых песен во всём блэк метале.

Panzerfaust (1995)

-6

Оригинальный контракт закончился, Darkthrone переходят на независимый лейбл Сатира из Satyricon. Подобно предыдущему альбому, Фенриз записал все партии струнных инструментов на свой домашний диктофон, а затем – ударные в студии, но, не смотря на это, качество записи Panzerfaust всё же выше чем у предшественника. Очевидно, песни En Vind Av Sorg и Hans Siste Vinter были записаны в стилистике Transilvanian Hunger, однако весь остальной альбом – значительно более неторопливый чем музло unholy trinity релизов. В прочем, обычно на Panzerfaust обсуждается вовсе не инструментальная составляющая музыки, а вокал – на этом альбоме Ноктурно Култо решил отойти от стандартного блэк метального скриминга в пользу более низкого и грубого ора. Подобную манеру блэк метал скриминга иногда называют грим и Panzerfaust был самым первым альбомом с подобным звучанием. Что же до самой музыки, то материал стал не только более замедленный, но и куда более разнообразный чем когда либо ранее. Особенно сильно отличается Quintessence: лирику к этой песне вновь написал Варг, в то время как группа подбила музыку под стилистику Burzum. На альбоме даже присутствует электронное оутро, со spoken word вокалом от Фенриза. Изначально Panzerfaust был менее востребован чем классически альбомы unholy trinity, однако похоже, что со временем Panzerfaust догнал по популярности те альбомы, и классическую трилогию уже смело можно расширять до классической антологии.

Total Death (1996)

-7

Выход этого альбома ознаменовал резкое падение качества материала и конец легенды Darkthrone как идеальной блэк метал группы, но альбом всё равно очень даже неплох. Одним с факторов изменения сонграйтинга стало то, что на всех предыдущих релизах основным композитором был Фенриз, в то время как начиная отсюда и до самого конца их блэк метального периода основным композитором был Ноктурно Култо. Распределение ролей на этом альбоме несколько странное: партии к струнным инструментам Фенриз и Ноктурно записали пополам, каждый по 4 трека. Более того, по совпадению, лирику ко всем песням к которым Фенриз записал все инструменты написали сторонние музыканты: текст Earth's Last Picture написал Garm из Ulver, к Black Victory of Death – Ihsahn из Emperor, к Blasphemer – Carl-Michael Eide из Ved Buens Ende, а к The Serpents Harvest – Satyr из Satyricon. Ко всем остальным песням тексты написал Ноктурно. На Total Death 2 песни немного выделяются из общего потока, причем строго по тому же принципу как и на Under A Funeral Moon: медляк The Serpents Harvest, а так же один трек с сильно выдвинутой вперёд бас-гитарой в лице Blackwinged. В остальном же, альбом получился достаточно по трэш метальному весёлым, большинство треков сильно похожи друг на друга, даже не смотря на весь этот сумбур с распределением ролей. Так что неплохая, но не особо важная страница в истории блэк метала.

Goatlord (1996)

-8

Изначально Goatlord должен был стать вторым альбомом и наследником Soulside Journey, однако группе надоел дэт метал и они решили никогда не публиковать данный материал... Что же, "никогда" продлилось 5 лет, от силы. Инструментальная составляющая это репетиционная запись 1991 года, так что альбом записан в том же составе, что и первые 2 полноформата. Внезапно, второй альбом за год, да и ещё преимущественно дэтовая запись от культовой блэк метал группы – это уже само по себе достаточно чтобы раздробить фанатов, однако настоящим камнем раздора стал вокал. Все партии вокала записал Фенриз и здесь он решил разыграть несколько абсурдный, поехавший театр, с постоянным чередованием различных типов вокала, включая женский (который на самом деле тоже Фенриза, просто удачно пропущенный через компьютер). В качестве гостя на альбоме так же мимолётно засветился Сатир: это его вопли открывают треки Rex и Sadomasochistic Rites. На мой взгляд, короткий период в 1991 году, после выхода дебютника, был пиком композиционной мысли данного коллектива: что Goatlord, что A Blaze In The Northern Sky – именно в том квартете Darkthrone сочиняли свой наиболее продвинутый материал, инструментальная составляющая данных альбомов была интереснее чем когда либо до или после. К тому же, Goatlord это откровенно уникальный и неповторимый релиз, второго такого уже банально никогда не будет. Несколько жаль, что данный альбом остался недооценённым фанатами, но я могу сказать точно, что мной Goatlord переслушивался чаще чем большинство их более культовых пластинок.

Ravishing Grimness (1999)

-9

Стоит отдать должное, Darkthrone никогда не делали больших перерывов между своими релизами, и здешний трёхлетний пробел – один из самых продолжительных в их карьере. Ravishing Grimness и Transilvanian Hunger являются наиболее депрессивными альбомами в каталоге Darkthrone, но если Transilvanian Hunger был интенсивно депрессивен и более эмоционален, то Ravishing Grimness это неторопливый, апатичный депресняк, когда на всё уже всё равно и ничего не имеет значения... что наверное делает Ravishing Grimness наиболее неторопливой пластинкой норвежцев за всю дискографию. Вокал частично возвращается к стилистике Panzerfaust, только на этот раз без элемента этого бухого ора, а скорее как просто скриминг, чтобы больше соответствовать настроению альбома. Очевидным хитом альбома является The Claws Of Time, в остальном же – более скромно, но всё же достаточно хорошо, а так же большой шаг вперёд после куда более посредственного Total Death. В контексте норвежской блэк метал сцены, Darkthrone тогда однозначно были наиболее ретроградной группой: в том же 1999 году вышли куда более вызывающие пластинки Immortal, Satyricon и Emperor, а Ulver – так и вовсе навсегда забросили метал-музыку, плюс ещё более радикально более вызывающие альбомы Enslaved и Mayhem в 2000 году – на фоне всего этого Ravishing Grimness звучит как прошлый век, но преимущественно в хорошем смысле. Для многих блэк метал фанатов Ravishing Grimness это последний альбом трона на который люди относительно активно обращают внимание.

Plaguewielder (2001)

-10

С лёгкостью наименее востребованная пластинка норвежцев. У других альбомов имеются свои сторонники и противники, но у этого – у Plaguewielder своих сторонников толком нет. И не то, чтобы на счет него есть что-то конкретно плохое – вроде бы нет. Но, в то же самое время, это весьма скучный альбом.

Hate Them (2003)

-11

Последняя трилогия блэк метал альбомов обычно игнорируется, и в целом – заслуженно, за исключением этого альбома. На Hate Them норвежцы последний раз собрали волю в кулак и, как на мой вкус, это был последний раз когда они смогли записать хороший полноформат. Это конечно далеко не классические альбомы, но тоже очень даже ничего, и куда лучше Total Death. Вокал – максимально близкое что у них потом было к Panzerfaust после самого Panzerfaust, что плюс. Звук у альбома несколько любопытный – наиболее чистый и качественно записанный за все их блэк метал альбомы, но при этом всё же не потерял в ощущении блэк метальной сырости. Так что если вам когда либо было интересно как Darkthrone могли бы звучать с (относительно) чистым звуком, то вот – Hate Them.

Sardonic Wrath (2004)

-12

Последний блэк метал альбом трона пускай и лучше Plaguewielder, но ненамного. Единственным исключением является Hate Is The Law, в которой задействован один из их старых риффов, а так же гостевой вокал Apollyon (тот самый который потом будет вместе с Immortal в роли басиста в эпоху All Shall Fall, а так же бывший участник Dødheimsgard). Но, к сожалению, это альбом одной песни. Если вам нравится панктрон, то возрадуйтесь, если нет – то время хоронить группу.

Under Beskyttelse Av Mørke (EP) (2005)

-13

Изначально я даже не хотел включать данный релиз в статью. Обычно у Darkthrone репетиционные записи достаточно высокого качества, но только не в этот раз. Тройка треков с Under A Funeral Moon, и все они звучат так, что вам вряд ли захочется регулярно переслушивать, или даже повторно слушать.

Preparing For War (Compilation) (2006)

-14

Как 'счастливый' обладатель Preparing For War (а так же Frostland Tapes с Panzerfaust) скажу, что самый сок здесь в буклете, но обо всём по порядку. Изначально Preparing For War вышла в 2000 году как своего рода "the best of" компиляция, в перемешку с более редким материалом. У лейбла тогда были авторские права только на первые 4 альбома, так что здешний материал – преимущественно с них. Помимо этого, здесь имеются три песни с разных демок (Snowfall ошибочно подписана как Snowball), что на тот было первой попыткой издание раннего материала демок, после официального релиза. В добавок к этому, здесь так же имеется несколько концертных записей: один трек с датского концерта 1990 года который можно целиком послушать на Frostland Tapes, а так же полная запись коротенького концерта в Осло в 1989 году. Откровенно говоря, треклист вызывает некоторые вопросы и в целом создаёт впечатление как будто создавался людьми которые вряд ли являются фанатами группы, да и радикальная перемешанность материала откровенно мешает погружению в материал, почти что каждая следующая песня – из другого периода группы. Я так понимаю, видимо это должно было показать, что Darkthrone достаточно сильно менялись за короткие промежутки времени, но по факту оно слушается коряво.

В 2006 году выходит special edition версия, и компиляция расширяется до трёх дисков (2 CD и 1 DVD). Тут уже начинается куда более эксклюзивный материал. Второй диск существенно так добавляет в дэт метальных демках; и того, если сложить песни с первых двух дисков между собой, то можно сказать, что здесь покрыты все демки кроме Land Of Frost. Однако, что более важно: здесь имеются эксклюзивные репетиционные записи 5 треков с A Blaze In The Northern Sky и 3 песни с Under A Funeral Moon: шершаво, но в относительно нормальном качестве записи. Песни с A Blaze In The Northern Sky – инструментальны и более неровны в своей записи, а так же с непривычно большим количеством баса. На записях треков с Under A Funeral Moon звук будет получше, вокал присутствует на двух из трёх треков, а само звучание – заметно массивнее студийного.

На третьем диске нас ждёт куда более эксклюзивный материал: видео записи концертов. Стоит отметить, что за всю свою карьеру Darkthrone отыграли всего лишь (официально, достоверно известных) 10 концертов, и 9 из них – пришлись на дэт метал годы. И половину из этих концертов можно заценить! 1 датский на Frostland Tapes, и 4 здесь: вновь тот самый в Осло 1989 года, 2 финских 1991 года, а так же единственный их блэк метал концерт вообще – в Осло 1996 года! К сожалению, запись некоторых концертов – неполные, но что поделать (к тому же, полные версии этих концертов существуют на ютубе). Как можно догадаться, качество записи у всех этих видео релизов – соответствующее, но вполне себе в пределах допустимого. Концертные записи 1991 года особенно любопытны с той точки зрения, что весь состав носит корпспейнт, будучи ещё дэт метал группой! Помимо концертных записей, на этом DVD так же имеются кототкие бонустые интервью для каждого из четырёх полноформатов, но ничего толкового там считай нет. Совсем другое дело – бутлег. Тут Фенриз накатал весьма много текста про историю группы, и оно определённо того стоит. К Frostland Tapes, кстати, тоже относится, но там всё только про дэт метальные годы, здесь же взят немного более широкий промежуток времени.

Другие статьи про норвежскую блэк метал сцену:

Immortal, обзор дискографии

Enslaved, биография

Фильм про Mayhem

Трибьют Mayhem (альбом каверов)

First Spell, рецензия

IX Equilibrium, рецензия

Rebel Extravaganza, рецензия

Blodsgard, биография

Интервью с Blodsgard