Для норвежской блэк метал сцены рубеж тысячелетий был периодом когда многие группы пустились в эксперименты. Будь то протест против популяризации жанра или же просто попытка подчеркнуть свою индивидуальность и уникальность, факт остаётся фактом – в те годы сцену постигли серьёзные трансформации. Одним из таких релизов стал четвёртый полноформатный альбом Rebel Extravaganza 1999 года, группы Satyricon.
Предыстория
В 1992 году выходят первые студийные полноформаты (норвежского) блэк метла: второй альбом Darkthrone (их дебютник был выдержан в жанре дэт метала), а так же дебютники Burzum и Immortal. В 1993 году все эти 3 группы вновь выпускают по альбому, но на этот раз появляется четвёртая группа, со своим дебютником – Satyricon. Таким образом, можно сказать, что Satyricon были крайне близки к корням жанра, пускай и не были среди самых-самых первых. Как и все другие ранние группы жанра, Satyricon пытались подчеркнуть свою уникальность. Их дебютник Dark Medieval Times трудно назвать особо инновационным и в чем-то он тяготел к подаче ближе к Burzum, но он имел ряд своих существенных отличий от остальных групп того времени: музыка была существенно спокойней, неторопливей и менее агрессивной чем у остальных, было место для дополнительного мелодизма в лице некого налёта фолковости (под средневековье) и использования клавишных. В 1994 году новые группы и альбомы повырастали как грибы после дождя в норвежском лесу, популярность жанра стремительно увеличивалась. Следующие два альбома группы, The Shadowthrone (1994) и Nemesis Divina (1996), были выдержаны в существенно более быстром темпе чем дебютник, но основная фишка сохранилась: Satyricon заняли нишу (классического) блэк метала с чуть более мелодичной подачей, не в последнюю очередь за счет клавишных. Отдельно стоит отметить, что Сатир, лидер Satyricon, так же является владельцем музыкального лейбла Moonfog Productions на котором издавались альбомы этой группы, а так же некоторых других коллективов, включая альбомы Darkthrone с 1995 по 2004 год.
Intermezzo II (EP)
Предвестником резких изменений стилистики был мини-альбом Intermezzo II того же года, который как правило все оставляют без внимания, да и в 1999 году тоже вроде бы остался незамеченным. Релиз состоял из четырёх треков: демо-версией песни с будущего альбома, абсолютно нетипично брутальным для Satyricon кавером на Sarcófago и альтернативным миксом песни с предыдущего альбома. Однако больше всего привлекает внимание завершающий релиз медляк Blessed From Below, совершенно не похожий ни на что другое в дискографии Satyricon.
Рецензия
Satyricon это группа двух человек: Frost сидит за ударной установкой, а Satyr – вокал и все струнные инструменты. Однако, на этом альбоме было задействовано не мало сессионных музыкантов, включая Фенриза из Darkthrone и Снорре из Thorns.
Rebel Extravaganza это белая ворона в дискографии Satyricon, и на то есть множество причин. Самая очевидная из них – Rebel Extravaganza совсем не вписывается ни в ранний период (классического) блэк метала, ни в позднее 'мейнстримное' творчество группы. Впервые у Satyricon появился современный продакшен, с объёмным звуком, музыка и вокал стали многократно агрессивнее чем раньше, клавиши практически полностью исчезли. В некотором смысле, Rebel Extravaganza так даже более блэковый чем их ранние альбомы. Но есть много 'но'.
Наверное самым большим камнем преткновения являются споры о жанровой принадлежности альбома – многие записывают данный альбом в индастриал блэк метал. Это крайне сложный вопрос. С точки зрения основного жанра это крайне маловероятно, элементов индастриала здесь кот наплакал чтобы говорить, что это industrial black metal. С другой стороны, на альбоме присутствуют редкие сэмплы в духе (пост-)индастриала, сильный гитарный дисторшн звучит слишком механически железно для традиционного блэка, да и у альбома очень холодная атмосфера. Не та холодная, что зима и битвы на севере в духе Immortal, а механически, по индастриальному холодная. Так что можно сказать, что это industrial black metal. Дополнительным аргументом в пользу индастриального тега можно считать гостевое присутствие Снорре, ведь его Thorns был частью индастриальных экспериментов в норвежском блэк метале, и Сатир у него там был, кстати, и не только как сессионщик, но и как один из продюсеров. Но на мой взгляд, наиболее точным жанровым определением является post-black metal. Да, сегодня оно уже давно как не звучит поскольку пост-блэк ассоциируют с гибридом блэка с пост-рок/металом и шугейзингом, но изначально пост-блэком называли любой блек который обрастал дополнительными элементами, частично выходящий за рамки традиционного блэк метала. И это именно то чем является Rebel Extravaganza – это настоящий блэк метал, но в то же самое время это нечто намного большее чем просто блэк метал. Можно сказать, что трудности классификации альбома хорошо отражаются в названии релиза – это экстравагантный протест против начала застоя в жанре блэк метала.
На этом альбоме перемешано много чего: конкретная блэк метал долбёжка, более "типа просто рок" пассажи, индастриальные семплы. Даже сам гитарный звук одновременно может напоминать и классический блэк, и индастриал метал, и даже будущие диссонансные тренды, на подобии тех, что потом пошли у французов Blut Aus Nord и Deathspell Omega, а затем – у практически всей исландской сцены. Лирика тоже потерпела некоторые изменения: это мешанина из типичных для блэк метала богохульщины и тьмы в комбинации с агрессивным нигилизмом, мизантропией и anti-establishment тематикой, что уже куда ближе к группам как, например, Slipknot, но не к блэк металу. Мне кажется, что во многом настроение альбома (музыкально и лирически) хорошо характеризует строчка из финального трека The Scorn Torrent – "In a world where our justice is replaced by mercy ...mercy for the inferior".
Таким образом, Rebel Extravaganza попал в сложное положение: его нередко воспринимают в штыки как фанаты раннего периода Satyricon, так и фанаты более позднего творчества. Для более консервативных фанатов сдвиг в сторону индастриальности 90-ых это сразу же 'не труЪ', а для кого-то из них – слишком немелодично. Но при этом стандартный наезд в духе "фу, продались, опопсели" в данном случае не работает, поскольку этот альбом – объективно самое жесткое и экстремальное, что Satyricon когда либо записывали. И именно поэтому данный альбом не подходит для тех, кто предпочитает более современные релизы: начиная со своего пятого альбома Volcano (2002) данный коллектив стал пытаться протаскивать тему блэк метала для более широкой аудитории... но как для них можно протащить альбом который даже для фанатов классического периода 'зашел слишком далеко'? С таким релизом сложно угодить. Тем более, что продолжительность треков далеко не самая короткая: от 6 до 11 минут, не считая интерлюдий. Однако, не смотря на это, у Rebel Extravaganza есть своя аудитория, и она достаточно большая. Например, лично для меня Rebel Extravaganza это с лёгкостью лучший релиз группы и входит в число наиболее интересных норвежских блэк метал альбомов 90-ых. Ну и на последок, несколько цитат Сатира о лирике альбома и о причине смены стилистики:
The lyrics are very misanthropic and I feel the album itself is quite cold and cynical. It's not that emotional, it's more lifeless in a way.
Black metal had come to a point where romance and bloodsucking seemed more important than darkness and extremity.
В 2019 году выходит ремастер, с радикально подчищенным звуком. Может кому такое ближе, но как по мне, ремастер вышел неудачным и сделал общее звучание слишком уж плоским и пластмассовым. Так что я бы рекомендовал оригинальный релиз. Помимо ремастера, в 2019 году группа так же отыграла весь альбом целиком на концерте в Норвегии.
#музыка #рок #метал (музыка) #обзоры музыкальных альбомов