Про какие релизы интереснее писать? Всем нравится возвращаться к прослушиванию и обсуждению широко любимых альбомов от культовых групп. Слушать такие релизы действительно может быть здорово, но интересно ли про них писать статьи? Скорее сомнительно. Да и как тут ещё сказать что-то дельное, если релиз все восхваляют и он выдержан в типичной для группы стилистике? Сложно, очень сложно. Совсем другое дело – когда группа резко что-то меняет. Вот тут то и начинается самое интересное – искра, споры, эмоции, восторги и негодования. С точки зрения написания рецензий на именитые коллективы, намного интереснее писать именно про такие альбомы.
Сравнительно не так давно на этом канале была рецензия на альбом Rebel Extravaganza группы Satyricon – один из тех альбомов который сыграл заметную роль в трансформации норвежской блэк метал сцены на рубеже тысячелетий. Сегодня я бы хотел затронуть другой альбом того же года который так же ознаменовал уход от изначального звучания в пользу нечто немного иного – это альбом IX Equilibrium группы Emperor.
Предыстория
Emperor лучше всего известны как основатели поджанра симфо блэк метала. Ну или как одни из его основателей, в зависимости от того как на это смотреть – тут есть немного места для различных интерпретаций и споров, сегодняшняя статья далеко не об этом. Первый мини-альбом, одноименный группе, вышел в 1993 году, как и у Enslaved, однако лучше всего эти два релиза известны именно как сплит, причем это наверное с лёгкостью самый знаменитый сплит норвежский 90-ых. Emperor тогда ещё не играли прям явный симфо блэк, но обе группы выделялись тем, что играли классический блэк метал с сравнительно большим использованием клавиш как вспомогательного инструмента. Чуть позже группа выпустила свои первые 2 полноформатных альбома: In The Nightside Eclipse (1994) и Anthems To The Welkin At Dusk (1997) которые можно смело назвать одними из наиболее важных работ в становлении этого поджанра. По какой-то причине у англоязычных музыкальных сми особой популярностью пользуется альбом Anthems To The Welkin At Dusk, они его нередко позиционируют чуть ли не как самое главное достижение всего норвежского блэк метала.
Нельзя не отметить, что Emperor не обошла стороной криминальная слава норвежского блэка: Faust, их оригинальный ударник, в 1994 году сел в тюрьму за убийство гея-педофила которое он совершил двумя годами ранее. Гитарист Samoth тоже сел в тюрьму в 1994 году, но относительно ненадолго (16 месяцев), за соучастие с Варгом в сжигании одной из церквей. Достоверно известно, что Faust тоже был соучастником в сжигании как минимум одной другой церкви, но на фоне его срока за убийство это уже мало что меняло. Faust получил срок в 14 лет, но отсидел из них только чуть больше девяти и был освобождён досрочно, за хорошее поведение. К слову, история этого убийства была затронута в художественном фильме про Mayhem.
Помимо прочего, Emperor так же были первой норвежской блэк метал группой кто отказался от использования корпспейнта, причем это вроде бы было ещё аж в 1993 году и до того как жанр взорвал норвежские криминальные хроники, с лёгкой подачи Варга.
Рецензия
Альбом записывался тремя музыкантами: Ihsahn – вокал, гитара, бас-гитара и клавиши, Samoth – гитара, Trym – барабаны (оригинальный барабанщик Enslaved, между прочим). Считается, что этот альбом выпал на период когда все музыканты якобы стали понемногу терять интерес к (традиционному) блэк металу: Samoth и Trym стали тяготеть к дэт металу, а Ihsahn – к более экспериментальному звучанию. И если последнее отчетливо слышно на последнем четвёртом альбоме группы Prometheus: The Discipline of Fire & Demise (2001), то на третьем IX Equilibrium (1999) скорее произошло смещение больше в сторону интересов остальных двух участников группы. Причем, я бы даже сказал, что первые дуновения со стороны дэта начались ещё с Anthems To The Welkin At Dusk, я бы даже взял смелось на себя предположить, что там не обошлось без влияния альбома Legion (1992) от Deicide, но это уже так, второстепенно и скорее догадки. Что более важно: как так вышло, что группа которая первые два альбома крайне назойливо повсюду пихала клавиши, иногда чуть ли не вытесняя ими гитары, вдруг к третьему альбому от них почти что отказалась? Не, клавиши здесь всё ещё есть и связь группы с симфо блэком полностью не улетучивалась... но её мало. По меркам Emperor, весьма мало. Ещё одна вещь которая удивляет это конкретная плотность музыки. Как по мне, то в более ранние годы Emperor это было что-то типа музыка – от Immortal (только с клавишами), а имидж – от Darkthrone, но вот если раньше они пытались угнаться за скоростью исполнения и долбёжностью Immortal, то здесь они их наверное даже перегнали. Стремительность данного альбома просто зашкаливает, прям главный бодрячок норвежских 90-ых! Что по своему иронично, ведь в том же 1999 году Immortal резко отошли от своего наиболее экстремального звучания и выпустили свою самую мелодичную пластинку – At The Heart Of Winter.
Данный альбом легко неправильно понять. Например, когда я его впервые услышал я его вообще не понял и решил, что это что-то типа "очередной Dark Funeral". Видел где-то англоязычную рецензию в духе "IX Equilibrium – самый консервативный альбом Emperor, для наиболее заядлых фанатов группы и блэк метала". Ха! Да щас прям. Наверное дело в том, что на первый взгляд здесь действительно не так много что обсуждать: барабаны – люто долбят, гитары – визжат, иногда и вокалист – тоже, и на этом плюс минус всё. Это же экстремальный метал, чего вы ещё хотели? Но вот всё же нет. Дело не сколько в том что, сколько в том как они играют. Не смотря на относительную минималистичность, формула музыки Emperor поменялась практически полностью: гитары, ударка, изредка даже вокал с текстами (хотя тут совсем минимально) – всё так или иначе потерпело некоторые изменения, и все они скорее отдаляют IX Equilibrium от обычного рядового блэка чем приближают к нему. И как уже ранее обозначалось – для группы которая сделала себе имя на крайне активном использовании клавиш резкое уменьшение роли этого инструмента, вплоть до ухода на второй план – это тоже такая вещь которая способна разделить фанатов на два лагеря. Собственно говоря, примерно так оно и произошло: трудно не заметить, что вплоть до того что Emperor играли до Anthems To The Welkin At Dusk включительно, и что после него – в среде блэк метал фанатов как правило относятся по разному. Какой период популярнее – объяснять не нужно.
Как и в случае с альбомом Rebel Extravaganza от Satyricon, я бы сказал, что подобный релиз больше всего подходит под понятие пост-блэк метала, в том смысле в котором этот термин изначально использовался – как бы всё ещё тот самый настоящий блэк метал, но уже нечто за его пределами. Наверное к IX Equilibrium это относится чуть меньше чем к Rebel Extravaganza поскольку здесь нет заигрываний с индастриальной темой, но всё же, что этот альбом, что тот – однозначно входили в число тех релизов которые четко указывали на то, что внутри норвежской блэк метал сцены происходят некие серьёзные изменения. Ну а как на сугубо мой вкус, то после того как мне удалось раскусить IX Equilibrium я пришел к выводу, что этот альбом у Emperor мне нравится больше всего.
#музыка #рок #метал (музыка) #обзоры музыкальных альбомов