Найти в Дзене

Грохот у бассейна и домика для прислуги: как метро изменило жизнь элитного поместья в Москве

Оглавление

Не все москвичи рады развитию метро. Даже не все рады тому, что стали москвичами. Казалось бы, от развития скоростного транспорта выигрывает весь город. Но нет. Есть жители, которым можно только посочувствовать. Сегодня поговорим о тех обитателях мегаполиса в чью тихую размеренную жизнь пришел стук колес и гудки поездов, а элитные поместья превратились в обочину перегона между станциями.

Кроасивая жизнь бывает очень хрупка
Кроасивая жизнь бывает очень хрупка

Элитная деревня на правительственной трассе

Всего этого жители элитной деревни Картмазово еще несколько лет назад не могли себе представить даже в страшном сне. Картмазово - старинное подмосковное поселение, названное по фамилии первого владельца, известно с 1862 года. Находится она на престижном Киевском шоссе, на правительственной трассе между аэропортом "Внуково" и Кремлем, в 5 км от МКАД.

К началу XXI века Картмазово превратилось в элитную деревню с четырьмя улицами. Это такой филиал Рублевки - что не дом, то настоящий замок. Почти каждое владение имеет помимо основного дома, гараж, дома для гостей и прислуги, открытый бассейн. Дорого. Престижно. Красиво.

До 2012 года все это богатство относилось к Ленинскому району Московской области. Но пробил час Х, и Картмазово вместе с многими другими населенными пунктами оказалось в Новой Москве. Казалось бы, хорошая новость. Инфраструктура будет развиваться и появятся дополнительные столичные привилегии и блага. И да, инфраструктура начала развиваться невероятными темпами, но многих картмазовцев это уже не радовало.

Всего через несколько лет, в 2017 году, столичные власти решили продлить глубже в Новую Москву Сокольническую линию метро от станции "Саларьево". Трассу решили вести вдоль деревни Картмазово, правда станции там не было запланировано. Конечно, обитатели элитных поместий вряд ли бы ездили на метро, но вот прислуге скоростной транспорт очень бы пригодился. Зато линию решили сделать наземной. И вот это затронуло не только обслуживающий персонал, но и тех кого он обслуживает. Во что превратилась их жизнь - чуть ниже, а пока расскажу об особенностях наземных линий.

Деревня Картмазово оказалась у наземной линии метро. Яндекс.Карты
Деревня Картмазово оказалась у наземной линии метро. Яндекс.Карты

Зачем стали строить наземные линии метро?

Вообще говоря, строительство наземных и надземных линий метро - это мировая практика. Да и в российской столице первый наземный участок появился еще в 1937 году: им стал метромост между станциями "Смоленская" и "Киевская". Но больше всего наземных линий построили во времена Никиты Хрущева: это длинный участок Филевской линии по поверхности земли, наземные станции и перегоны на Арбатско-Покровской, Ждановской (ныне часть Таганско-Краснопресненской) линиях.

Плюсы казались очевидными: сооружение перегонов и станций на земле обходилось многократно дешевле подземных. Кроме того, пассажиры экономили уйму времени, которое обычно уходит на длинные эскалаторы. О том, какая часть нашей жизни проходит на эскалаторах, можно почитать здесь:

Однако минусы тоже быстро дали о себе знать. Во-первых, обслуживание наземных линий оказалось не столь экономичным, как ожидалось. Постоянные перепады температур, осадки требовали дополнительных затрат. Например, на наземных перегонах необходима снегоуборочная техника. Во-вторых, пассажиры, вопреки ожиданиям, оказались не в восторге от наземного метро. Советские метровагоны не отапливались и не имели кондиционеров и пассажиры (и машинисты, кстати, тоже) зимой буквально замерзали на длинных наземных линиях. В-третьих, шум от поездов доставлял неудобства жителям жилых домов, расположенных поблизости.

Поезд на на Филёвской линии в Москве. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Поезд на на Филёвской линии в Москве. Фото из книги "Наше дорогое метро"

Все это привело к том, что после Хрущева от массового строительства наземных линий и станций отказались. Их иногда возводили, но это было, скорее, исключение. Таким исключением, например, стала замкадная Бутовская линия, построенная при Юрии Лужкове. Однако и после её ввода в эксплуатацию начались бесчисленные жалобы и скандалы.

Тем удивительнее было, когда в середине 2010-х в Москве решили строить длинную наземную линию - продолжение Сокольнической ветки на юго-западе от станции "Саларьево".

С одной стороны, выбор наземного варианта прохождения трассы логичен: она должна была пройти по Новой Москве - преимущественно по полям и лугам. Многие вообще сомневались, что метро там нужно. Но столичные власти объявили развитие новых территорий своим приоритетом, к тому же было очевидно, что после открытия линии метро в Новой Москве начнется строительный бум. Так и произошло.

С другой стороны, линию в Новую Москву вполне могли сделать подземной, но не глубокого заложения. Проложить ее более дешевым открытым способом: прорыть котлованы, уложить в них бетонные конструкции тоннелей и станций и потом все это засыпать землей.

Так или иначе, но выбор был сделан в пользу наземной линии. Правда, учитывая прошлый негативный опыт, проектировщики сделали станции крытыми и застеклили их, а саму трассу провели в специальном коробе - сверху он закрывает пути от осадков. Впрочем, по бокам этот короб практически открыт и ветрам, и звукам, и любым колебаниям температур.

Наземное метро, накрытое коробом, в районе деревни Картмазово. Фото автора
Наземное метро, накрытое коробом, в районе деревни Картмазово. Фото автора

Картмазовские страдальцы

В результате наземная линия метро прошла буквально за забором от одного из элитных поместий в деревне Картмазово. Еще несколько престижных участков - тоже в непосредственной близости.

Метро прошло за забором у жителей деревни Картмазово. Яндекс.Карты
Метро прошло за забором у жителей деревни Картмазово. Яндекс.Карты

А вот как это выглядит со спутника:

Поместье на обочине у наземного перегона метро в деревне Картмазово. Фото: гугл.карты
Поместье на обочине у наземного перегона метро в деревне Картмазово. Фото: гугл.карты

В непосредственной близости от наземной трассы метро оказались несколько респектабельных поместий, в которых есть не только свои бассейны, но даже собственные пруды. Все проектировали по законам жанра. И вот тебе на!

Звуки от скоростных поездов метров слышны на сотни метров вокруг. Фото: гугл. карты
Звуки от скоростных поездов метров слышны на сотни метров вокруг. Фото: гугл. карты

Вы только представьте: люди строили дома, бассейны, домики для гостей и прислуги практически на природе, чтобы наслаждаться тишиной и пением птиц. А вместо этого, находясь в открытом бассейне или в джакузи, каждые 2-3 минуты они слышат грохот проходящего за забором поезда.

-8

И так с 5 утра до 1 часа ночи. Не позавидуешь. И не расслабишься толком.

К тому же на Сокольнической линии работают в том числе и старые "номерные" поезда, известные своим грохотом.

В придачу деревню Картмазово с двух сторон окружили многоэтажки.

Стоит отметить, что такое "развитие инфраструктуры", наверняка оказало негативное влияние и на цену этой элитной недвижимости. Конечно, стоимость этих домов до сих пор измеряется цифрой со многими нулями, но продать их даже с дисконтом будет крайне сложно. Сайты объявлений пестрят предложениями из Картмазово с поместьями за 100-200 млн рублей. Но потерялся сам смысл в покупке такого загородного особняка. Зачем сюда ехать? Чтобы слушать метро?

Кстати, наземную часть Сокольнической линии недавно продлили еще на один перегон. Что удивительного в новой наземной станции "Потапово" читайте здесь:

Интересно, что скоро метро придет и в сторону знаменитой Рублевки. Как это будет, читайте здесь:

Почему при Сталине с 1950-х годов отказались от строительства наземных линий и станций метро? В каком метрополитене России нет ни одной наземной станции и ни одного наземного перегона и с чем это связано? Обо всем этом здесь:

Все тайны метро в одной книге
Коллекция впечатлений
3 июля 2023

А вы сочувствуете жителям деревни Картмазово?

Поделитесь в комментариях!

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel