Жителей столицы опять удивили. В Москве завершили строительство Сокольнической линии метро. 5 сентября открылась станция "Потапово" - конечная. И первая с отоплением во всем метрополитене. Радостное событие сопровождалось переименованием не только этой, но и соседней станции. В первый день полноценной работы метровокзала я побывал в "Потапово". Покажу и расскажу, что увидел и зачем вообще построили станцию метро среди полей и садов в Новой Москве.
А это вообще где?
Сначала о том - где вообще находится новая станция. Это Новая Москва. Между Коммунаркой и Южным Бутово. С пуском "Потапово" завершено строительство самой первой в Московском метрополитене Сокольнической линии. Во всяком случае пока.
Линия, открытая в далёком 1935 году, стала активно развиваться после присоединения к столице в 2011 году новых территорий на юго-западе, получивших название Новая Москва. После "Юго-Западной", которая была конечной на протяжении 51 года, сначала построили "Тропарёво". Затем метро вышло за МКАД.
"Потапово" - седьмая по счету станция Сокольнической линии за кольцевой автодорогой.
Как это выглядит?
Новая станция - наземная. Футуристическая конструкция цвета металлик.
Строители с гордостью сообщают, что это первая наземная отапливаемая станция московского метро. Я бы тут уточнил. Вероятно, это вообще первая станция с отоплением в московском метро, поскольку на подземных станциях температурный режим регулируется с помощью системы вентиляции.
Сложно сказать стоит ли гордиться появлением отапливаемой станции в столице - ведь это постоянные дополнительные затраты - а зал с перронами просто огромный. С другой стороны, пассажиры этого довольно протяженного наземного участка Сокольнической линии зимой жаловались, что их "замораживают", особенно в старых поездах, где нет климат-контроля. В них воздух поступает а салон прямо с улицы через "подухи" - спрятанные отверстия в потолке. И в холода ледяные струи превращают вагон в морозильник для шоковой заморозки.
Открывшийся вместе со станцией перегон к ней длинной 2, 1 км тоже проходит в основном по поверхности - в створе автомагистрали Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе. Западные выходы станции ведут к другой крупной магистрали - улице Александры Монаховой, восточные - к проспекту Куприна.
Откуда такое название?
Изначально станцию планировали назвать "Новомосковской" - в ознаменование того, что метро активно развивается в Новой Москве. Именно так она и обозначалась во всех проектных документах. Но открылась она с названием "Потапово". Это стало неожиданностью для многих. Кроме тех, кто следит за проектом "Активный гражданин". Здесь было проведено голосование относительно выбора названия станции. Вариант "Новомосковская" почему-то даже не был включен в список возможных. Гражданам предложили выбрать всего из двух опций: "Потапово" и "Купринская". Была правда и третья - "пусть решают специалисты". Согласно, данным ресурса, в голосовании приняли участие 193 245 человек. Голоса распределились примерно поровну:
42,55% — «Потапово»;
42,44% — «Купринская»;
Еще 15% выбрали вариант "Пусть решают специалисты".
Такие результаты, конечно, нельзя назвать однозначными. Но формально с перевесом 0,11 % победило "Потапово". Этот вариант, кстати, укладывается в общемосковскую традицию, возникшую ещё в советские времена: присваивать районам и станциям метро имена близлежащих деревень, включенных в состав Москвы. Так сказать, чтобы сохранить о них память. Так было со станциями метро "Тропарево", "Саларьево", "Румянцево" на той же красной ветке и многими другими в разных концах города.
Что касается "Новомосковской", то она на карте метро Москвы все же появилась. И на этой же линии. За два месяца до открытия "Потапово", 3 июля 2024 года, предыдущую станцию метро "Коммунарка", введенную в строй в 2019 году, внезапно переименовали в "Новомосковскую". Переименование вызвало недоумение у многих пассажиров.
Пока не привыкли и машинисты. Когда не работает информатор в вагонах, они по-прежнему объявляют "Новомосковскую" как "Коммунарку". О том какие страсти разгорелись из-за этого переименования, читайте здесь:
Для кого всё это?
Сейчас непосредственно вокруг станции почти ничего нет. В основном поля и стройплощадки.
Впрочем, степень готовности некоторых зданий довольно высокая. К "Потапову" должен вплотную подойти ЖК "Бунинские луга", начинающийся в Южном Бутове. Пока же из заселенных относительно близко только крайние дома "Бунинских аллей" и "Скандинааии".
Ещё в пешей доступности от новой станции есть "загородный" гипермаркет и сады. Их здесь очень много: СНТ "Юннат-2", "Победа-Потапово", "Гавриково", "Берёзка", "Берёзка-Коммунарка". Думаю, дачники и садоводы просто счастливы. Теперь валяться в гамаке, поливать морковку и открывать теплицы будут ездить на метро. Жаль, что сезон заканчивается. В следующий раз станции около садов лучше открывать весной.
Уже изменили автобусные маршруты в Коммунарке, чтобы они заходили к новой станции. Пуск "Потапово" также должен разгрузить напряженную Бутовскую линию метро. Одно время даже обсуждалась идея соединить ее с Сокольнической, но потом от нее отказались.
По расчетам столичных властей, новой станцией будут пользоваться 20 тыс. пассажиров в день, а к 2030 году - 30 тыс. Такая динамика вполне реалистична. Достаточно вспомнить станции "Филатов луг" и "Прокшино", тоже расположенные за МКАД на Сокольнической линии и открытые в 2019 году. Первые годы ими пользовались в основном дачники. Наземные метровокзалы в Новой Москве были в первых строчках рейтингов самых безлюдных станций столичного метро. Но строители освоили прилегающие территории довольно быстро. У обеих станций повились крупные ЖК, пассажиропоток заметно вырос и продолжает увеличиваться. Думаю, такая же судьба ждет и "Потапово".
Уже через день, 7 сентября, в Москве открылись ещё 4 станции метро - первые на новой Троицкой линии - 16-й по счету. Скоро эта линия придет и в Коммунарку, а пока расскажу вам по каким легендарным местам она уже прошла и как это отразилось в её оформлении:
А вот в Екатеринбурге строительство метро вообще прекратилось уже 12 лет назад. Есть желание, нет денег. Зато в столице Урала самое глубокое метро в России после Москвы и Санкт-Петербурга. А один обеспеченный горожанин даже прорыл первый в России частный выход с одной из самых глубоких станций. Куда он ведёт - читайте здесь:
А как вам новые станции московского метро?
Поделитесь в комментариях!
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!
"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel