Найти тему
6000 миль до Голливуда

Нуар в ударе. Эндрю Скотт в одном из лучших сериалов-2024

("Рипли", Ripley, 2024, США; сериал, 1 сезон)

В отличие от легендарной Эллен Рипли, её однофамилец Том драками с "чужими" не увлекался. Да и жил на полтора века раньше, задолго до эры межзвёздных перелётов.
Зато, если Эллен была верна своему классическому облику (Сигурни Уивер), Том за 60 лет своей одиссеи по мировым экранам сменил уйму личин. И каких!
Ален Делон, Деннис Хоппер, Мэтт Дэймон, Джон Малкович, Барри Пеппер... А теперь вот очередь Эндрю Скотта до него дошла.

...Нет-нет, не того Эндрю Скотта, что увлекался драками с Ван Даммом в "Универсальном солдате", а его тёзки-однофамильца из Ирландии. Памятного нам по роли Мориарти в сериале "Шерлок" с Камбербэтчем и другим фильмам / телеэпопеям.

 - А вот нечего было, профессор, как тебя там, рычать свои угрозы лодочнику в песенной обработке!
- А вот нечего было, профессор, как тебя там, рычать свои угрозы лодочнику в песенной обработке!

Оставьте в покое настройку цветности своего дисплея - со здешними скриншотами всё в порядке.
Просто создатель нового
"Рипли" Стивен Зеллиан поспорил с Netflix, что цветным в его сериале будет только логотип этого самого Netflix... Ну и в принципе выиграл спор (если не считать 2-секундого кадра с кошачьим следом в эпизоде №5 ), упаковав свою историю в обёртку даже не неонуара, а почти классического нуара.

Всё прочее здесь тоже стилизовано под старину: статичная (в основном) камера, монтаж, контрастное освещение, композиция, смена планов... Даже актёры выглядят и позируют под стать звёздам 40-50-х. Эпохи, когда кинотворцы старались компенсировать чёрно-белость изображения его контрастностью и выразительностью форм.
И лишь чёткая, кристально чистая
4k-картинка напоминает о том, что "Рипли" не извлекли из дедушкиного сундука с пыльными бобинами, а всё-таки снимали в 2020-е на цифровую камеру.

Пьёт, курит, ругается матом... Да, не такой хотел видеть повзрослевшую девочку Питу (Дакота Фаннинг) её покойный телохранитель Кризи из "Гнева" (2004).
Пьёт, курит, ругается матом... Да, не такой хотел видеть повзрослевшую девочку Питу (Дакота Фаннинг) её покойный телохранитель Кризи из "Гнева" (2004).

Тот факт, что 70-летний сценарист и продюсер Стивен Зеллиан решил пятый раз в жизни заняться режиссурой, тоже о чём-то говорит. Да, тот самый Зеллиан, что отхватил Оскар за адаптированный сценарий к "Списку Шиндлера". А также сочинял их к "Бандам Нью-Йорка", "Ирландцу", "Ганнибалу", "Прямой явной угрозе", "Гангстеру", "Пробуждению" и мн. др.. И уж коли он тоже вдохновился первым романом П. Хайсмит про Рипли, по которому сняты "На ярком солнце" с Делоном и "Талантливый мистер Рипли" с Дэймоном (1960 и 1999 г. г.), знамо дело, это была не минутная блажь, а серьезная задумка.

Почему вообще Стивен выбрал радикальную чёрно-белую палитру, а не хотя бы бледнокрасочную?
Да просто, по его словам, в такой манере была оформлена обложка книги Хайсмит, которую он читал. И всё. Этого хватило, чтобы втемяшить в голову Зеллиана идею, как снять самую оригинальную на сегодня экранизацию грехов Т. Рипли. Да ещё с 7,5-часовым хронометражем, разбитым на 8 эпизодов.

Получилось не скучно и нафталиново, а на диво захватывающе и глазоприятно. На то, что вы смотрите кино в архаичном стиле, вскоре перестаёшь обращать внимание - благодаря талантливому симбиозу богатой на детали, гармоничной картинки с шикарным освещением. Которая не надоедает, даже когда Рипли шляется порой по одним и тем же местам по многу раз (а сколько раз вам покажут котика Лючио, и не сосчитать). Вдобавок само перемещение Тома, заметающего следы и прячущего улики, хоть иногда и затянуто, но насыщено своими "мини-приключениями". Вроде как перерезать канат без ножа, запрыгнуть в движущуюся лодку из воды, утопить эту лодку, обойти полицейский патруль, запудрить кому-то мозги, даже банально затереть кровь на полу - всё это в исполнении Эндрю Скотта смотрится напряженно и драматично.

15-минутный боевик "Рипли против Лодки" из 3-го эпизода - пожалуй, лучшая экшен-сцена, виденная мной в этом году в сериалах.
15-минутный боевик "Рипли против Лодки" из 3-го эпизода - пожалуй, лучшая экшен-сцена, виденная мной в этом году в сериалах.

Сам Том, как персонаж, в версии Зеллиана тоже своеобразный. И во многом перекликается с Рипли Малковича из "Игры Рипли". То есть, в отличие от суетливого героя-очкарика Дэймона, этот Рипли по-настоящему хладнокровный человек-рептилия. Который становится быстрым и точным, лишь когда атакует с целью убить или сам борется за выживание.
Всё же остальное время, он, как истинный змей, спокоен и никуда не торопится. Ни голоса не повысит, ни подушку в сердцах не ударит. Однако и флегматичным его не назовешь. Когда он пребывает в одиночестве, распирающие его чувства можно прочесть по глазам и напряжению лицевых мышц - мимическое искусство, которым Скотт мастерски владеет.

Если сценарий "Рипли" и подкинет нежданчики поклонникам дэймоновского Рипли, то лишь в некоторых деталях (насчёт поклонников книги судить не берусь - не читал). Тогда как в целом сюжетная канва и ключевые персонажи у Зеллиана остались узнаваемыми.
Некий судостроитель-миллионер Гринлиф, чей взрослый сынок Дикки не первый год транжирит папашины деньги в Италии, решил, что пора бы этот банкет с развратом заканчивать. И нашёл вроде бы одного из неблизких приятелей Дикки - сироту Тома Рипли. С виду приличного парня, но на деле - мелкого афериста, подделывающего банковские чеки и иные документы. Впрочем, работу Гринлиф предложил ему почти легальную: смотаться в Италию и уговорить Дикки вернуться домой. За хороший гонорар. И, естественно, все путевые расходы наниматель выплатит Тому в размере "Ни в чём себе не отказывай".

Так уж совпало, что Том был совершенно свободен не только до пятницы. Его махинации в Штатах стали теперь небезопасны. И удрать за чужой счёт в Европу - более удачного шанса залечь на дно Рипли не выпадет.
И вот он добирается до курортной деревушки, где Дикки живёт с красоткой-подругой Мардж на роскошной вилле. Само собой, в комплекте с яхтой, прислугой, винным погребом и всем набором ништяков богатого плейбоя. После чего мошенник быстро втёрся в доверие к своей цели, подружился с ней, поселился у неё на вилле и начал... уговаривать Дикки бросить всё и вернуться к отцу? Чтобы тоже строить баржи, сейнеры и траулеры?
Ага, щазз - разбежался мистер Гринлиф!..

В своём образе "девомальчика" дочурка Стинга Элиот Самнер так и просится в команду Швондера из "Собачьего сердца", 1988.
В своём образе "девомальчика" дочурка Стинга Элиот Самнер так и просится в команду Швондера из "Собачьего сердца", 1988.

Ясен кайф, ни о какой эвакуации Гринфилда-младшего "в родную гавань" речь теперь не шла. Наоборот, спевшиеся Дикки и Том взялись "доить" папку-миллионера уже на пару. И впрямь, почему бы нет, если это так легко и прибыльно?
Одного не подозревал наивный Дикки. Того, какие демоны боролись с кукушками в голове у Рипли. И что быть лишь одним из многих его приятелей Том вовсе не намеревался. Особенно, когда сам опробовал житьё на широкую ногу и возжелал большего. Гораздо большего...

***

В общем, с приветом к вам из чёрно-белой нуар-Италии Стивена Зеллиана! Который даже её солнечные пляжи, пейзажи и улицы подаёт под мрачным соусом, в духе какого-нибудь "Города грехов" или "Ворона". Только с более интеллигентным и скользким злодеем, что даже в полушаге от разоблачения остаётся невозмутимым, как охотящаяся змея.

Иными словами, вновь самой известной книге Хайсмит повезло с экранизацией. Разве только вы согласитесь на эти 7,5 часов разжаловать свой телевизор в чёрно-белый и самим впасть в нуарное настроение. Но дело того стоит - не такая уж большая жертва для вкушения одного из лучших и стильных сериалов 2024 года.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+)