(The Irishman, 2019, США)
Когда в 2000-х Мартин Скорцезе расхотел экранизировать крутейший роман Дона Уинслоу "Зима Фрэнки Машины" о мафиозном киллере-пенсионере, это была чертовски грустная новость. Всяк, кто читал ту книгу, понимал, насколько мощный по ней вышел бы фильм именно от Скорцезе и с Робертом Де Ниро в главной роли. А многие даже стали подозревать, что Мартин вообще охладел к классическим гангстерским сагам. И что ждать от него ещё одних "Славных парней" и "Казино", кажись, уже бессмысленно.
Тем не менее скептики ошиблись - на радость себе и всем нам. Отказавшись переносить на экран одну книжку, Скорцезе вскорости нашёл другую, столь же известную (по крайней мере у него на родине). И уже не по выдуманным, а по якобы документальным событиям - "Я слышал, ты красишь дома", чьё название в киноварианте заменили на более простое "Ирландец".
Ясен пень, что и книга Чарльза Брандта, и фильм рассказывают нам вовсе не об американских малярах и их нелегких трудовых буднях. "Красить дома" на мафиозном жаргоне означает устраивать мокруху. Чем и промышлял немалую часть своей жизни ирландец Фрэнк Ширан (1920-2003), по предсмертным воспоминаниям которого и была написана книга.
Насколько реальный дедушка Фрэнк был откровенен со своим биографом, судить трудно - верить на слово мафиози из списка самых опасных преступников США 80-х было бы крайне опрометчиво. Как бы то ни было, но наболтал он о себе столько, что все его воспоминания даже не уместились в фильм стандартного размера, вынудив Скорцезе снять эпическое полотно длиной в 3,5 часа. И шириной в такое количество олдскульных звёзд гангстерского кино, что ради этого парада-алле к ним присоединился аж сам легендарный Джо Пеши, ушедший на пенсию ещё 20 лет назад (не считая пары его мельканий на экране в 2000-х).
И как присоединился - словно в свои лучшие годы! Приятно видеть, что заслуженный отдых ничуть не отразился на его актёрском мастерстве. Разве что здесь герой Пеши не такой безбашенный, как прежние, но для 76-летнего актёра темперамент у него всё ещё молодецкий.
Сюжет "Ирландца" развивается канонично для гангстерских эпопей, шаг за шагом и флэшбэкуя в прошлое до самой Второй Мировой, где Ширан тоже побывал. И где он, собственно, научился стрелять в людей без последующих укусов совести.
Вернувшись на "гражданку", он, конечно, начал мочить соотечественников не сразу и какое-то время трудился водителем-дальнобойщиком. На этой работе он и взялся подворовывать грузы, которые сбагривал скупщикам краденого. Ну а там доллар за долларом, знакомство за знакомством, и вот Фрэнк уже тусуется в компании мафиозных шишек. И зарабатывает себе авторитет чисто "по-пацански": кулаками, "пушками" и даже взрывчаткой.
Впрочем, кино посвящено вовсе не череде ширановских убийств, так что любителям "киллерской" романтики тут будет явно не хватать жесткача и движухи (хотя, когда надо, они присутствует). Основной лейтмотив сюжета, это взаимоотношение Ширана и знаменитого профсоюзного деятеля Джимми Хоффы (Аль Пачино). В чьём убийстве Фрэнк якобы сознался автору книги - но не допрашивавшему его весь остаток жизни ФБР, - и чей труп (останки) до сих пор не нашли. Так что эта бородатая в Америке шутка будет ещё долго эксплуатироваться любителями черного юмора, а показанная в фильме, развёрнутая версия убийства Хоффы вряд ли станет официальной.
***
В общем, единственное на что можно попенять "Ирландцу", это на его марафонский хронометраж. Обусловленный не столько обилием событий в фильме, сколько явной затянутостью некоторых сцен. Хотя поклонников Мартина Скорцезе эта "мелочь" уж точно не оттолкнёт от просмотра очередной его картины. Да ещё с таким количеством харизматичных актерских лиц, которые во флэшбэках частенько молодили на компьютере. К счастью, последнее сделано гораздо естественнее и качественнее, чем погано-кукольное омоложение Уилла Смита в недавнем "Гемини". Так что и за это, и за всё остальное Мартину Скорцезе и его команде остаётся сказать огромнейшее спасибо - большинство зрительских надежд они с честью оправдали, и это главное.