(1917, 2019, Великобритания)
Люблю такие урожайные годы, когда всякие там ла-ла-мюзиклы и мелодрамки-из-трущоб не засоряют красную дорожку Оскара за лучший фильм года. Тогда, когда действительно есть, за кого поболеть в этой битве.
А нынешний грядущий махач за него ожидается воистину чисто-пацанским: "Однажды в... Голливуде" Тарантино, "Джокер" Филлипса, "Ирландец" Скорцезе, "Форд против Феррари" Мэнголда и вот "1917" Мендеса; прочую мельтешащую у них под ногами шелупонь в расчёт не берём.
И знаете что? Уже на тридцатой минуте просмотра "1917" я окончательно понял: а ведь, чёрт возьми, буду болеть именно за него.
Уже без вариантов.
Столь категоричное моё решение объясняется целой суммой впечатлений, спаянных воедино. А объективны они или субъективны - да хрен бы их знал. Хотя, наверное, всё же объективны, раз не я один такой на белом свете, и раз у этого фильма кроме заявки на Главаря Оскаров есть ещё аж 9 номинаций на его собратьев помельче.
Тем не менее, при всех достоинствах вышеперечисленных картин они лишены того, что аппетитной корочкой хрустит у Мендеса - мощное зрительское погружение во всё, что происходит на экране. Благодаря чему "1917" обладает... как бы точнее сказать... назову это псевдоинтерактивностью. В хорошем смысле слова.
Да, у зрителя нет обратной связи с экранными событиями и влиять на поведение героев он не может. Однако, благодаря шустрому оператору, а также съёмкам всей двухчасовой ленты "одним планом" (на самом деле не одним, это просто череда длинных планов так хитро смонтирована) возникает ощущение, будто мы тоже являемся непосредственными участниками этого путешествия. И бегаем зигзагами по линии фронта вместе с двумя британскими солдатами Блэйком и Скофилдом, пробираясь к их... или в данном случае уже к нашей общей цели.
Цель же эта одновременно и проста, и труднодостижима. Почти как в "Спасти рядового Райана", чьей роднёй по сюжету и по духу является "1917" . Только история Спилберга разыгралась во Франции во время Второй мировой, а Мендес снимал там свои солдатские приключения на фоне Первой. И Блэйк со Скофилдом ищут во фронтовом хаосе не конкретного человека, а целый батальон, который им надо предупредить о смертельной опасности, грозящей ему в ходе завтрашнего наступления. Разве что для форсирования драматизма Мендес поместил в тот батальон старшего брата Блэйка, чем задал младшо́му дополнительную мотивацию не умереть на полдороге и выполнить приказ командования в срок.
Собственно, путь из точки А в точку Б этих курьеров-пехотинцев мы и наблюдаем 95% экранного времени через безостановочно кружащую возле них камеру.
Думаете, скучно? Вот уж чего нет, того нет! Каскад приключений, который они переживут, и множество преград, которые им надо кровь из носу преодолеть, не уступает ядрёному боевику, хотя "1917" является таковым в третью очередь. А в первую и во вторую очередь перед нами суровая военная драма и психологический триллер о выживании на фронте. Вдобавок снятые в уникальной манере и с немалым количеством окопной грязи/трупов/кровищи в кадре (впрочем, без перебора).
***
В общем, пропавший аж на целых четыре года после "007: СПЕКТР", Сэм Мендес вернулся с самым удачным подарком из всех возможных. После просмотра которого осознаешь, насколько титаническая работа проделана мендесовской командой, и что ни Тарантино, ни Скорцезе, ни прочие соискатели нынешнего ГлавОскара столь острых ощущений зрителю явно не давали.
Удачи тебе, "1917"! Порви там всех на грядущей церемонии!
P.S. Видел в Сети сравнение "1917" с компьютерным шутером Battlefield 1, но это справедливо лишь в плане их места действия и визуальной части. В то время как послевкусие от фильма остаётся, будто от культовой Half Life 2 (не беря в расчёт её фантастичность) с её долгим боевым путешествием по одной бесшовной локации (на самом деле множеству таковых). Весь эпическим масштаб которой осознаешь не сразу, а уже постфактум, на финальных титрах.
Ну или как-то так.