Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

1917

Оглавление

(1917, 2019, Великобритания)

Нас мало, но мы в подтяжках!  Никогда ещё в кино про Первую мировую войну вторжение британцев в германские окопы не выглядело столь... не массированным.
Нас мало, но мы в подтяжках! Никогда ещё в кино про Первую мировую войну вторжение британцев в германские окопы не выглядело столь... не массированным.

Люблю такие урожайные годы, когда всякие там ла-ла-мюзиклы и мелодрамки-из-трущоб не засоряют красную дорожку Оскара за лучший фильм года. Тогда, когда действительно есть, за кого поболеть в этой битве.

А нынешний грядущий махач за него ожидается воистину чисто-пацанским: "Однажды в... Голливуде" Тарантино, "Джокер" Филлипса, "Ирландец" Скорцезе, "Форд против Феррари" Мэнголда и вот "1917" Мендеса; прочую мельтешащую у них под ногами шелупонь в расчёт не берём.
И знаете что? Уже на тридцатой минуте просмотра "1917" я окончательно понял: а ведь, чёрт возьми, буду болеть именно за него.
Уже без вариантов.

Нет, конечно, никакой штыковой атаки на самолет не будет. Пускай Сэм Мендес тот ещё уникум, но явно не настолько.
Нет, конечно, никакой штыковой атаки на самолет не будет. Пускай Сэм Мендес тот ещё уникум, но явно не настолько.

Столь категоричное моё решение объясняется целой суммой впечатлений, спаянных воедино. А объективны они или субъективны - да хрен бы их знал. Хотя, наверное, всё же объективны, раз не я один такой на белом свете, и раз у этого фильма кроме заявки на Главаря Оскаров есть ещё аж 9 номинаций на его собратьев помельче.

Тем не менее, при всех достоинствах вышеперечисленных картин они лишены того, что аппетитной корочкой хрустит у Мендеса - мощное зрительское погружение во всё, что происходит на экране. Благодаря чему "1917" обладает... как бы точнее сказать... назову это псевдоинтерактивностью. В хорошем смысле слова.

Да, у зрителя нет обратной связи с экранными событиями и влиять на поведение героев он не может. Однако, благодаря шустрому оператору, а также съёмкам всей двухчасовой ленты "одним планом" (на самом деле не одним, это просто череда длинных планов так хитро смонтирована) возникает ощущение, будто мы тоже являемся непосредственными участниками этого путешествия. И бегаем зигзагами по линии фронта вместе с двумя британскими солдатами Блэйком и Скофилдом, пробираясь к их... или в данном случае уже к нашей общей цели.

Зловещим безлюдьем и затишьем в этом кино нас пугают ничуть не меньше, чем боевыми действиями, уж поверьте.
Зловещим безлюдьем и затишьем в этом кино нас пугают ничуть не меньше, чем боевыми действиями, уж поверьте.

Цель же эта одновременно и проста, и труднодостижима. Почти как в "Спасти рядового Райана", чьей роднёй по сюжету и по духу является "1917" . Только история Спилберга разыгралась во Франции во время Второй мировой, а Мендес снимал там свои солдатские приключения на фоне Первой. И Блэйк со Скофилдом ищут во фронтовом хаосе не конкретного человека, а целый батальон, который им надо предупредить о смертельной опасности, грозящей ему в ходе завтрашнего наступления. Разве что для форсирования драматизма Мендес поместил в тот батальон старшего брата Блэйка, чем задал младшо́му дополнительную мотивацию не умереть на полдороге и выполнить приказ командования в срок.

Собственно, путь из точки А в точку Б этих курьеров-пехотинцев мы и наблюдаем 95% экранного времени через безостановочно кружащую возле них камеру.
Думаете, скучно? Вот уж чего нет, того нет! Каскад приключений, который они переживут, и множество преград, которые им надо кровь из носу преодолеть, не уступает ядрёному боевику, хотя "1917" является таковым в третью очередь. А в первую и во вторую очередь перед нами суровая военная драма и психологический триллер о выживании на фронте. Вдобавок снятые в уникальной манере и с немалым количеством окопной грязи/трупов/кровищи в кадре (впрочем, без перебора).

При первом взгляде может показаться, что парень бежит не туда, куда надо, тогда как в действительности именно он один бежит сейчас в правильном направлении.
При первом взгляде может показаться, что парень бежит не туда, куда надо, тогда как в действительности именно он один бежит сейчас в правильном направлении.

***

В общем, пропавший аж на целых четыре года после "007: СПЕКТР", Сэм Мендес вернулся с самым удачным подарком из всех возможных. После просмотра которого осознаешь, насколько титаническая работа проделана мендесовской командой, и что ни Тарантино, ни Скорцезе, ни прочие соискатели нынешнего ГлавОскара столь острых ощущений зрителю явно не давали.
Удачи тебе, "1917"! Порви там всех на грядущей церемонии!

P.S. Видел в Сети сравнение "1917" с компьютерным шутером Battlefield 1, но это справедливо лишь в плане их места действия и визуальной части. В то время как послевкусие от фильма остаётся, будто от культовой Half Life 2 (не беря в расчёт её фантастичность) с её долгим боевым путешествием по одной бесшовной локации (на самом деле множеству таковых). Весь эпическим масштаб которой осознаешь не сразу, а уже постфактум, на финальных титрах.
Ну или как-то так.

Трейлер фильма: