Найти тему

Сегментация заказчиков по проектированию

Был 2021 год, когда нелёгкая занесла на данный вид обучения, но оно не было для "галочки" или принудительной мерой. Скорее вполне обдуманной акцией.

Был такой блок работы, связанный с сегментацией. И то, что я опишу ниже, мне нравится больше всего.

Это крайне важная информация для компаний и подрядчиков любого уровня и опыта. И даже мне, как оказалось необходимо ежемесячно делать данный анализ по сегментации своих заказчиков, чтобы не совершать ошибки, которые, к сожалению, происходили.

Конечно же, нас как подрядчиков, наёмных сотрудников, так же делят и классифицируют на хороших, плохих, капризных, спокойных и прочее. Так вот классифицировать работодателей и заказчиков также нужно для систематизации вообще своей работы и понимания куда мы катимся. Как мы делаем выводы по ежегодной работе, в декабре-январе, также разумно составлять при необходимости сегментацию заказчиков.

Предложение следующее: делить всех заказчиков по сегментам A-B-C-D-X.

личное распределение на середину 2021 года
личное распределение на середину 2021 года

Выше приведена моя личная таблица за 2021 год по сегментации моей работы по заказам и заказчикам без конкретных компаний (это уж я оставлю при себе).

Сегмент А - Ваша работа (услуга) очень нужны заказчику, довольно быстро и он охотно соглашается совместно работать, готов платить и при необходимости готов платить много. Таких еще называют ИДЕАЛЬНЫЙ. Важно определить не только кто он, а еще чего он хочет? Бим-проекты высокой детализации? Редкие специфические проекты оборонной промышленности? Для каждого подрядчика он (идеальный заказчик) свой.

Сегмент В - Ваша работа важна и нужен результат заказчику. Заказчик возражает, но платит. ХОРОШИЙ. Аналогично сегменту А, но есть явное отличие - количество возражений, с ними можно и нужно работать.

Сегмент С - у заказчика есть потребность в Вашей работе, но ценность этой работы мала. У заказчика есть ряд возражений и не всегда обоснованных. Из-за этого он скупится, задерживает оплату, находит тысячи причин, чтобы оттянуть выплаты. СКРЫГИ.

Сегмент D - задает много вопросов, говоря простым языком, выносит мозг. Как правило, требует много внимания к себе и на него тратится бОльшая часть времени, например, выставление КП, рассмотрение проектов, которые не идут в работу, ответы на бесконечное количество самых разных вопросов, звонки и голосовые сообщения, сообщения по телефону в любое время. ЧУДАКИ.

Сегмент Х - готов много платить за уникальные работы, но у большинства подрядчиков нет таких наработок, опыта и возможностей. Иногда просто нет понимания, что такому заказчику нужно и в каком виде. По идеальной картине мира подрядчик должен знать в лицо такого заказчика и сделать всё, чтобы его работы были нужны.

И если верить опытным подрядчиком лучший заказчик - это молчаливая рука, приносящие деньги ) Но это конечно же шутка.

Вопросы для того, чтобы понять в какой категории сегмента находится Ваш заказчик:

  1. Какой у него опыт поведения и работы с Вашими коллегами? Есть ли рекомендации от Ваших знакомых по конкретному заказчику? Кто он вообще этот заказчик из уст Ваших коллег? Что смущает?
  2. Какова статистика по компании Вашего заказчика? Всё что можно найти из открытых источников, важно учесть.
  3. Какой сайт компании? С кем Вы ведете переговоры? Кто этот человек из всех открытых источников (соцсети, мессенджеры и прочее).
  4. Какие есть выполненные работы и Объекты? Что они выполнили и построили? Что смущает?
  5. Какая техническая поддержка по подрядчикам? с кем будете согласовывать решения? Какие смежники? они в штате или тоже подрядчики? С кем непосредственно будете в контакте? с ГИП? с директором? или может быть это одно и то же лицо? Что смущает?
  6. при запросе драфта Договора, посмотрите условия работы. Вам всё понятно и всё и Вам подходит? Что смущает?

-2

Для чего еще нам нужна сегментация заказчиков? Для выявления проблем!

  • Как правило заказчики А и В приносят 80% прибыли. Но по затратам времени лидируют заказчики С и D, потому что их по количеству значительно больше, они более требовательные, нудные и требующие ответов в разы больше, чем остальные.
  • У заказчиков C и D больше всего недовольств, претензий, а ведь с ними приходится из-за этого больше работать и тратить больше сил и внимания, не говоря уже про траты других ресурсов. Прибыли с них нет совсем или крайне мало. А маркетинг и реклама (даже сарафанное радио) привлекает увы таких же новых C и D заказчиков в разы больше других.

Что предлагается делать?

  • Ограничить заказчиков C и D. То есть выставление КП максимально автоматизировать, многие делают форму для заполнения оценки КП или автоматически примерные расценки по типу проекта и его площади, чтобы не отвлекаться на обработку множества информации ради точного КП.
  • Иногда выставление КП идёт как отдельная платная услуга. Да! Ведь траты времени на поиск нужного из вороха информации на чьём-то диске "на смотри, вот ссылка" такое же неуважение к времени подрядчика, как и нецензурная брань при общении.
  • Если у Вас есть штат или помощники на краудсорсинге, то опытных и сильных не направляют на работу с заказчиками С и D, а направляют менее сильных и готовых работать "по шаблону". Заблаговременно этот "шаблон" выполняется и по инструкции выдаётся помощникам.
  • Конечно, идёт работа на поиски сегмента А и В, а также работа по решениям в сторону предложений для сегмента Х. Таких не просто не только найти, но и удержать. Над чем усиленно работают лучшие подрядчики.