Есть выражение: "Петь я не умею, но люблю". Примерно так Пушкин рисовал. Но Государственный музей изобразительных искусств в Москве на Волхонке назвали именно именем Александра Сергеевича. Это случилось в 1937 году и было приурочено ко дню смерти поэта.
Предлагаю познакомиться или вспомнить скульптурные шедевры ГМИИ им. Пушкина. Недавно мы там вновь побывали и покажем, какими мы увидели некоторые вечные произведения в жанре скульптуры.
Практически, всех в государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина встречает Давид со всеми своими анатомическими подробностями и руками до колена. Когда мы вошли, прямо на полу сидела кучка детей лет девяти и рисовала Давида. К сожалению, я помчалась на встречу с прекрасным и даже не заглянула в их рисунки: так и не узнаю, чему же обучала их наставница.
Афродита Голенищева - так себе сочетание, но работа великолепная. Кажется, на нее можно смотреть, не отрываясь, вечность. Вспоминается легенда о Галатее и Пигмалионе. Скульптор создал статую, которая ожила и в которую сам творец влюбился. А ведь именно легенды об Афродите и послужили основой мифа о Пигмалионе и Галатее.
Работа создана из мрамора с вкраплениями слюды, которая переливается при изменении угла зрения, придавая живости скульптуре.
Следующий шедевр - голова Персея Бенвенуто Челлини
Даже в копии, в каком-то тонированном гипсе не теряется харизматичность героя, победившего морское чудовище и горгону Медузу. Сын Зевса... Кажется, сейчас он поднимет глаза... А вот и сама статуя целиком (её нет в Пушкинском музее). Согласитесь: скульптору удалось выразить сложные чувства героя
В коридоре, недалеко от входа прикорнула роскошная Андромеда
Недалеко от неё - ряд античных богов и богинь. Конечно, они больше будут интересны тем, кто знаком с ними и их приключениями. Мне, например, нравится Афина. Интересно, что на голове у неё - сфинкс
Одна из вершин искусства скульптуры - двухметровая Ника Самофракийская (оригинальная статуя - трёхметровой высоты). Лишённая головы, рук и нижней части ног, она остаётся такой динамичной, экспрессивной, бескомпромиссно двигающейся вперед, какой, наверное и должна быть сама победа. Видимо, главное, что она не потеряла божественные крылья
На Нику Самофракийскую пристально смотрит Венера, она же - Афродита, стоящая напротив, в числе прочих товарищей. Образ Венеры Милосской здорово "затёрт" неоправданной эксплуатацией, так же, как и, например, образ Моны Лизы или музыкальная пьеса "К Элизе" Бетховена - не хочется уже ни видеть, ни слышать, неинтересно. Придётся абстрагироваться от наносного и посмотреть на шедевр свежим взглядом. На взгляд свежий - богиня. Или нет?
Да, в этом зале ещё есть копия Лаокоона, к которому у меня сложное отношение. С одной стороны - таки шедевр. С другой - момент ужасных страданий и мученической смерти предсказателя и сыновей от морской гидры. Если бы троянцы прислушались к предостережениям Лаокоона и сами не ввели бы "Троянского коня" в свой город, Троя осталась бы непобедимой. А так... вот это вот всё.
Короче, программка так себе, стоит ли устанавливать скульптуру подобного символизма в центре города? Скорее, нет. В музее - да, в музее и место для этого шедевра античности.
Есть и такая добрая скульптурка, изображающая щедрого бога реки Нил
Неприлично юная речная нимфа дремлет в стеклянном кубе
Есть и немало портретных работ греков и римлян. Как правило, это - руководящие работники высшего и среднего звена. В общем, они так и выглядят: совсем не божественно, но не менее интересно и на удивление, очень современно. Переодень такого Тита Флавия Веспасиана в костюмчик с галстуком - готовый начальник и получится. Кстати, во время правления Тита Флавия случился масштабный пожар в Риме и даже извержение Везувия. Говорят, начальник оперативно справился с последствиями бедствий и очень заботился о благе пострадавших людей. Ну, это - по официальным источникам, а они, как правило, комплементарно отзываются о кесарях.
В зале 29 можно найти скульптуры Микеланджело Буонарроти:
И конечно же, Пьета - Оплакивание Христа - скульптура, о которой хочется не говорить, а молчать
В зале, посвященном средневековью вновь встречаем Моисея со товарищи и множество других работ, посвященных христианству
Посвященных христианству и морали в целом. Вот, например, следующая жанровая скульптурная группа, скорее дуэт, привлекает своим сюжетом. Одно дело, если вы знакомитесь с экспонатами музея в сопровождении экскурсовода: он всё покажет и расскажет на что обратить внимание и как это понимать надо.
Другое дело, если вы путешествуете по музейным залам "дикарём". По мне, порой, это куда интереснее. Я и таблички-то изучаю в последнюю очередь. Вот что за диалог происходит между этими персонажами?
Персонаж, расположенный слева (это - мужчина), явно показывает жест, обозначающий деньги. А дама - раздевается? Уже обнажила грудь. Неужели это - то, что мы подумали? Ничего себе европейское Средневековье! Надо таки почитать табличку. И вот на пути к ней предположение подтверждается: на самом деле предлагающий деньги состоит из мерзких жаб, змей и адского пламени. Искуситель, одно слово.
В этом же зале есть очень симпатичная работа - голова улыбающегося ангела. Вообще, вы с удивлением обнаружите множество улыбающихся лиц именно среди средневековых работ
Обо всём, что можно найти в музее им. Пушкина не рассказать даже в цикле статей. Есть и немало замечательных художественных полотен, каждое из которых достойно подробного описания. Но не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Да, скажут, многие экспонаты - копии, да, это - не Эрмитаж, но это не повод отказываться от общения с прекрасным: музей имеет замечательное наполнение. Даже само нахождение в музейном пространстве, полном искусства, эстетики и истории, необычайно гармонизирует и, знаете, как-то поддерживает. А уж для человека образованного, знающего большинство персонажей "в лицо", понимающего, что изображено, это - способ существования, наверное, и всегда - новый импульс к развитию.
Даже если у вас нет возможности посетить московский музей, можно всё же познакомиться с его экспонатами на сайте ГМИИ им. Пушкина онлайн: отличная навигация и качество фото позволяют прогуляться по музею
А какие работы нравятся больше всего Вам, что вдохновляет? Независимо от места экспонирования