Найти в Дзене

Могилы знаменитых музыкантов и оперных исполнителей в некрополе «Литераторские мостки»

Оглавление

Дмитревский Георгий Александрович (1900–1953)

Советский хоровой дирижёр и педагог, профессор Ленинградской консерватории. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Организатор и первый декан дирижерско-хорового факультета Московской консерватории. С 1943 года и до конца жизни руководитель и Главный дирижер Ленинградской государственной академической капеллы. Скоропостижно скончался на сцене Капеллы, когда дирижировал исполнением «Реквиема» Г. Берлиоза.

Надгробие в виде классического мраморного жертвенника выполнено в 1956 году. Архитектор Ф. А. Гепнер.

-2

В верхней части можно рассмотреть три строчки нот с надписью:

Mors stupebit et natura. / Berlios Requiem («Смерть и природа замрут»)
«Реквием» Берлиоза, лат.
-3

Ковалева Галина Александровна (1932–1995)

-4

Замечательная советская оперная певица (колоратурное сопрано), народная артистка СССР, лауреат международных конкурсов и Государственных премий.

Родилась 7 марта 1932 года в посёлке Горячий Ключ (Краснодарский край).
В 1959 году окончила Саратовскую консерваторию имени Л. В. Собинова по классу пения.

С 1958 года — солистка Саратовского театра оперы и балета. С 1960 года — солистка Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр).
Среди исполненных ею партий — Лючия («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Марфа («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Наташа Ростова («Война и мир» С. С. Прокофьева) и многие другие.

С 1980 года — профессор Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории.

Скончалась 7 января 1995 года в Санкт-Петербурге от тяжёлого онкологического заболевания. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Памятник на могиле стела из черного полированного габбро украшенная мозаичным панно имитирующим театральный занавес. Авторами одного из самых необычных и привлекающих внимание надгробий на Литераторских мостках стали архитектор В. Б. Фабрицкий, художник В. П. Гусаров, мастер-мозаичист В. Спиридонов.

-5
-6
-7

Лаврова Татьяна Николаевна (1911—2004)

-8

Замечательная оперная певица (лирико-колоратурное сопрано). Народная артистка РСФСР. Дважды лауреат Государственной премии СССР. Профессор Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

Родилась в Самаре. В 1934 году поступила в ЛГК. Во время учебы была Сталинским стипендиатом. В 1941 году была эвакуирована в Ташкент, где пела на сцене Большого Узбекского театра оперы и балета. В 1944 году вернулась в Ленинград и начала выступать на сцене Малого оперного театра имени Мусоргского (ныне Михайловский театр). В 1946 году стала первой исполнительницей партии Наташи Ростовой в опере «Война и мир» С. С. Прокофьева. За эту работу была удостоена Сталинской премии.

Т. Н. Лаврова — Наташа, С. Н. Шапошников — Андрей Болконский. 1946 года
Т. Н. Лаврова — Наташа, С. Н. Шапошников — Андрей Болконский. 1946 года

Ещё одну Сталинскую премию получила в 1952 году за исполнение партии Любови Шевцовой в опере «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса.
Кроме опер современных ей авторов исполнила ведущие партии во многих спектаклях классического репертуара. Её партнерами были многие прекрасные оперные исполнители. В частности, Татьяна Николаевна неоднократно выступала вместе с Сергеем Яковлевичем Лемешевым.

 Т. Н. Лаврова — Розина, С. Я. Лемешев — граф Альмавива. «Севильский цирюльник», Дж. Россини. 1953 год.
Т. Н. Лаврова — Розина, С. Я. Лемешев — граф Альмавива. «Севильский цирюльник», Дж. Россини. 1953 год.

Татьяна Николаевна оставила сцену в 1962 году полностью сосредоточившись на преподавательской деятельности. С 1965 она доцент, а с 1971 профессор ЛГК по классу сольного пения. Среди её учениц: Е. С. Гороховская, Н. А. Басаргина, И. Л. Просаловская, С. Н. Бурковская, Н. П. Ли, С. В. Сумачёва, Е. Прокина, Т. Б. Лебедь, Н. А. Колосова.

Татьяна Николаевна скончалась 30 января 2004 года. Похоронена в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Её супруг Георгий Львович Ержемский (1918–2012) дирижёр, музыкальный педагог и теоретик музыки, заказал, как мне кажется замечательный памятник из амфиболита и мрамора.
Стела с барельефной композицией выполненной в стилистике античности всегда привлекает взгляд проходящих мимо посетителей некрополя.

-11

В первый момент у непосвященного человека возникает впечатление, что это захоронение совсем молодых людей, и лишь присмотревшись к надписям на постаменте понимаешь, что люди прожили долгую и хочется верить счастливую жизнь.

-12

Авторами мемориальной композиции стали скульпторы Г. В. Лукьянов, Ю. Н. Елиференко и архитектор Д. А. Шатилов.

-13

Мурин Александр Григорьевич (1917–1992)

-14

Выдающийся советский хоровой дирижёр, хормейстер, педагог. Народный артист СССР.

Родился 21 декабря 1916 года (3 января 1917) в Петрограде. С 1926 года учился в хоровой школе при Ленинградской академической капелле (ныне Хоровое училище имени М. И. Глинки), которую окончил в 1935. В 1940 году окончил Ленинградскую консерваторию им. Н. Римского-Корсакова по классу хорового дирижирования.

С 1937 года — хормейстер Ленинградского радио, с 1940 — Ансамбля песни и пляски Ленинградского военного округа, с которым прошёл по дорогам Великой Отечественной войны, дав сотни концертов перед бойцами Красной армии на Ленинградском и Волховском фронтах.

С 1947 года — хормейстер Ленинградского Малого оперного театра, с 1952 хормейстер, а с 1961 по 1988 главный хормейстер Ленинградского театр оперы и балета им. С. Кирова. Организовал и был руководителем нескольких хоровых коллективов в ДК и клубах предприятий Ленинграда.
Преподавал дирижирование в Хоровом училище им. М. И. Глинки.

Скончался 2 декабря 1992 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Надгробие на месте захоронения Александра Григорьевича Мурина выглядит весьма необычно.
Издали кажется, что это простой металлический крест, установленный на круглой гранитной подставке и украшенный каким то замысловатым узором.

-15

Но стоит подойти поближе и присмотреться, сразу понимаешь, что это «поющий крест».

-16

Десятки маленьких лиц, кажется, старательно выводят какую-то замысловатую хоровую ораторию или кантату, которую можно услышать, если закрыть глаза и сосредоточится, как следует.

Причем это не выглядит каким-то святотатством. Это именно памятник человеку всю жизнь посвятившему ХОРОВОМУ пению.
Автором памятника, установленного в 1998 году, стала Галина Васильевна Додонова.

Мусин Илья Александрович (1904–1999)

-17

Выдающийся советский дирижер, педагог, музыкальный деятель, один из основоположников отечественной школы дирижирования.
Заслуженный артист Белорусской ССР. Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР. Профессор ЛГК. Народный артист РСФСР. «Почетный член Королевской Академии Музыки» Лондон.
Родился в Костроме в семье часового мастера. Общее образование получил в 1-й Костромской гимназии и одновременно учился игре на рояле в классах Русского музыкального общества.

Для продолжения музыкального образования приехал в Петроград, где поступил на фортепианный факультет консерватории. Во время обучения был дирижером и пианистом в Большом драматическом театре.

После окончания учёбы работал в Ленинградской государственной филармонии в качестве дирижера- симфонического оркестра и преподавал в консерватории дирижирование.

Перед Великой Отечественной войной руководил Государственным симфоническим оркестром БССР.
Во время эвакуации с консерваторией в Ташкент руководил симфоническим оркестром в составе преподавателей, профессоров и студентов ЛГК.
По совместительству возглавил симфонический оркестр Узбекской государственной филармонии.

Вернувшись из эвакуации, много выступал на сцене филармонии с Академическим симфоническим оркестром, но главным делом своей жизни всегда считал преподавательскую деятельность.

За семь десятилетий преподавательской деятельности в консерватории Мусин воспитал целую плеяду выдающихся дирижеров мирового уровня, которые стали руководителями крупнейших филармоний и оперных театров, как отечественных, так и зарубежных.

Илья Александрович Мусин скончался 6 июня 1999 года и был похоронен на Литераторских мостках рядом с женой Коган Анной Ароновной 1914–1992.

Памятник на могиле работы скульптора Л. Н. Сморгона представляет собой композицию из бронзового барельефного портрета покойного, установленного на гранитном постаменте.

-18
-19
-20

Композиция на мой взгляд достаточно интересная и не тривиальная

На этом мои уважаемые читатели разрешите сегодня прерваться. В ближайшее время наша виртуальная экскурсия по Литераторским мосткам будет обязательно продолжена, ну а пока всего вам доброго и до скорой встречи.

Если вы хотите увековечить память близкого вам человека, доверить решение этого вопроса следует профессионалам, людям, которые смогут найти наилучший вариант памятника, который не будет выглядеть чересчур помпезно и вычурно, но сможет выразить вашу скорбь и ваши чувства к ушедшему. Именно такие профессионалы высочайшего класса работают в творческой мастерской Игоря Селиверстова, существующей в Санкт-Петербурге с 1996 года