Малоизвестную марку «Клёкнер-Дойц-Магирус» в течение четырёх лет носили грузовики, разработанные фирмой Magirus. В 1941-1944 годах её основной продукцией являлись простые армейские трёхтонки S3000 и А3000 с дизелем Deutz в 80 сил. Одновременно до 1942-го фирма собрала 700 тяжёлых машин S4500 и A4500 мощностью 125 л.с.
Первым грузовиком Magirus-Deutz принятым на вооружение вермахта стал 1,5-тонный вариант стандартизированного трехосного грузовика М206. Он оснащался собственным 6-цилиндровым 70-сильным мотором и 4-ступенчатой коробкой передач. Помимо стандартного бортового варианта, на его основе были созданы первые армейские пожарные машины оборудованные 22-метровой лестницей. Кроме того на шасси Магирус М206 в небольших количествах изготавливались аэродромные пожарные машины с водяным насосом и прицепом пенообразователем.
К началу войны самым массовым грузовиком производства KHD на службе вермахта стал Klöckner Deutz S3000 (330) грузоподъемностью 3 т. Он комплектовался 4-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 70 л.с. В дополнение к нему производился и полноприводный вариант грузоподъемностью 2,7 т. На этих грузовиках фирменный логотип Магирус в виде большой буквы М, впервые уступил место круглому значку Клекнер-Дойц.
В 1942 году началось производство тяжелого грузовика Klöckner Deutz S4500 (GS145). Как не трудно догадаться из индекса его грузоподъемность составляла 4,5 т. Для автомобиля был разработан новый 6-цилиндровый дизель Deutz на 125 л.с. Все грузовики Klöckner Deutz имели репутацию очень надежных машин и высоко ценились в армии. Всего фирма KHD выпустила около 23 тысяч грузовиков, что на фоне поставок Opel Blitz являлось просто каплей в море.
Помимо грузовых автомобилей KHD занималось производством полугусеничных вездеходов Maultier (Мул). Муальтиры обозначались как S3000 SSM и имели грузоподъемность в 2 т. Среди всех подобных машин, Klöckner Deutz Maultier считался самым удачным. В сравнении с Муальтиром на базе Opel Blitz, машины KHD имели лучшую топливную эффективность и надежность. Однако несмотря на все преимущества их было выпущено всего 1740 единиц.
Еще одним направлением деятельности KHD была разработка дизелей воздушного охлаждения. По заказу вермахта в 1944 году, специально для восточного фронта, компания разработала морозоустойчивый двигатель — F4L514. Этот 4-цилиндровый дизельный мотор мощностью 65 л.с. устанавливался на гусеничный тягач Raupenschlepper Ost. До конца войны выпустили всего 674 двигателя.
После войны заводы компании были разрушены более чем на 60%. Однако уже в мае 1945-го на фабриках в городе Ульме начались восстановительные работы, а к концу года стартовала мелкосерийная сборка довоенного грузовика S3000. Примечательно, что на послевоенных машинах вновь началось использование фирменного знака М на решетке радиатора. Более того с 1949 года все выпускаемые машины вернули историческое название Magirus-Deutz.
Безусловно история компании Magirus не будет полной без упоминания контракта с СССР. В рамках него в нашу страну немецкая фирма, поставила почти 10 тыс. грузовиков Магирус-Дойц. Такой крупный заказ состоялся только благодаря использованию в этих грузовиках дизельного мотора воздушного охлаждения, предок которого когда-то был разработан для покорения СССР.
Начало истории про Степку и его боевых товарищей, начавших воевавать в 192-м мотострелковом батальоне, который входил в состав 192-й танковой бригады (с конца октября 1943 года - 39-й гвардейской танковой бригады), можно прочитать здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.
После того, как он пополнил свой боезапас "колотушками" унтершарфюрера Степка не приминул взять и австомат с подсумком. За этим занятием его застал пожилой сыщик, вышедший из спальни в гостинную. Взглянув на лейтенанта "исэ", поправляющего теперь два подсумка с магазинами, Марек поинтересовался:
- Господин лейтенант, вы получили новую задачу?
- Точно так! Надо очистить улицу и двор перед нашим уходом.
- А господин капитан остался беседовать сейчас с нашим гостем?
Степка грустно улыбнулся в ответ:
- Каждому своё... Закройте за мной дверь, Марек!
На улице всё было пока более или менее спокойно. Несколько солдат рылись в вещах, выкинутых из валявшихся на земле чемоданов. Один из таких чемоданов послужил днем "тарой" для огнемётных баллонов, с помощью которых был подожжен колесный бронеавтомобиль. Сейчас остатки его передних колёс продолжали только немного чадить, распространяя по округе слабый запах паленой резины. "Кюбельваген" теперь стоял "носом" выезду из двора, а грузовик, заехав во двор, припарковался рядом.
Степке удалось незаметно выползти из подъезда и прокрасться к забору через который несколько часов назад ушли трое повстанцев, унося раненого учителя. Лейтенант "исэ" тихо отодвинул нужные доски в заборе и выполз из двора, не привлекая ничьего внимания.
Силуэт Михала лейтенант "исэ" заметил после некоторого ожидания, начав уже задумываться о плане очистки улицы в одиночку и поглядывая на часы. Рядом с повстанцем темнела фигура ещё одного человека в пятнистом комбинезоне. Увидев, какое оружие нехнакомый мужчина держит в руках, Степка напрягся. Хорошо физически развитый высокорослый человек средних лет с короткими черными вьющимися волосами был вооружен английской "бесшумкой", за которой Виктор полгода назад был послан в Иран. На ремне у мужчины висела кобура револьвера "веблей". Мужчина добродушно улыбался в темноте, но его глаза внимательно обшаривали фигуру лейтенанта "исэ". Словак почувствовал возникшее напряжение и поспешил разрядить обстановку:
- Его зовут Али. Он говорит по-польски и ищет... искал Мекдеса. Я его привел, потому что ему нужно теперь взять у Мекдеса амулет. Я днем оттащил его тело к стене дома на улице...
- Чтобы ему получить амулет, надо сначала будет очистить двор и улицу... Откуда он? Кто его послал?
- Он родом из Египта. Его послал двоюродный брат Мекдеса... И он готов помочь нам...
- У него оружие британских войск специального назначения... Откуда это?
Услышав перевод фразы неожиданный кандидат в помощники усмехнулся. Его ответ Степка тоже понял в переводе Михала:
- В Египте за золото можно купить сейчас любое английское оружие, даже танк.
- Как он попал в Варшаву?
- Он говорит, что подробный рассказ займет слишком много времени. Если коротко, то через Турцию, Болгарию, Румынию и дальше через польских партизан.
Степка одобрительно кивнул и завершил разговор:
- Командир я. Он выполняет команды и действует по обстановке. Згода?
- Згода, згода!..
Словак получил от Степки "эмпэ" с подсумком, а свой карабин закинул за спину. Выпрошенной днем гранаты у него уже не оказалось. Её отсутствие он прокомментировал так:
- По дороге туда пришлось отгонять немецкий патруль...
Степка протянул Михалу "колотушку" и объяснил задачу. Али выслушал перевод и показал Степке большой палец. Первый этап они выполнили быстро и без помех, обежав вокруг двора и оказавшись перед нужной подворотней теперь с внешней стороны на противоположной стороне улицы. Рядом с телом Мекдеса двое солдат вытряхивали какой-то баул. Али что-то спросил у Михала, получил от него отрицательный ответ, прижал к плечу свою "бесшумку" и дважды нажал на спуск. Первый солдат упал молча, а второй заголосил, схватившись за правое плечо. Чтобы он замолчал понадобился ещё один бесшумный выстрел. На крик из подворотни прибежали ещё трое солдат, щелкая затворами своих винтовок. Все они были уложены Али следующими тремя "щелчками".
Степка, наблюдавший со стороны, как Али "выполняет команды и действует по обстановке", показал египтянину кулак. В ответ тот опять широко улыбнулся и сделал успокоительный жест рукой. Теперь уже двое немецких солдат только выглянули из подворотни с опаской. Первый из них получил пулю в голову и упал, а второй успел спрятаться обратно в темноту. Пока получалось, что восемь выстрелов Али уменьшили количество врагов на шесть "штыков".
Степка махнул рукой и перебежал на другую сторону улицы, заняв позицию метрах в десяти правее подворотни. С левой стороны от въезда во двор залег Михал. Лейтенант "исэ" показал ему вынутую из-за пояса "колотушку" и убедившись, что словак понял, что от него требуется, стал скручивать с гранаты колпачок. Подбежав к "проему" они кинули гранаты во двор почти одновременно.
Сразу после второго взрыва, который случился примерно с двухсекундной задержкой после первого Степка рванул в подворотню, выпустив две короткие очереди из "штурмовки". В ответ у него над головой просвистела одинокая пуля. В темноте запнувшись о тело немецкого солдата, лейтенант "исэ" растянулся на булыжной мостовой. Теперь над головой у него простучала очередь из "эмпэ". Михал обогнал лейтенанта "исэ" и первым забежал во двор. Ещё один убитый вражеский солдат лежал у "кюбельвагена". Остальные куда-то разбежались. Судя по выбитым доскам забора в дальнем углу. они скорее всего, "отступили" этим путем. Из подъезда вышел Виктор со своей "бесшумкой" наперевес и с упреками:
- Долго возились, много шумели!.. Я уж хотел идти помогать. Один супостат в подъезд забежал, хотел видимо известить начальство. Он тем самым лейтенантом-мечтателем оказался. о котором упоминал господин штурмбанфюрер... Сколько всего в нашу пользу?
- С тем лейтенантом получается девять. Убежать смогли трое или четверо...
- Времени тогда у нас ещё немного есть...
- Ты со штурмбанфюрером закончил?
- Вполне. Осталось только кое-что проверить в подвале...
- Тут ещё вот какое дело, Виктор... Шестерых из девяти уложил из английской "бесшумки" некий египтянин Али, который якобы прибыл в Варшаву, чтобы найти Мекдеса. Теперь ему нужен его амулет.
- А где он сейчас?
- На улице остался. Наверное, амулет Мекдеса ищет.
- Пойдем ему поможем. За одно послушаем, зачем ему тот амулет...
Но помогать Али с поисками не пришлось. Он сам появился во дворе, с интересом принявшись разглядывать Виктора и его "бесшумку". Михал, по хозяйски собрав в кучу восемь винтовок и подсумки к ним, готов был снова выступить в роли переводчика. Египтянин был доволен. Из его начальных пояснений слушатели узнали, что амулет нашёлся в кармане у первого из застрелянных им на улице немецких солдат. Затем Али сказал, что он "уже готов откланятся", но в качестве благодарности за его активное участие в очистке улицы и двора, он бы хотел "просто осмотреть несколько минут винтовку старшего господина". В свою очередь он отдаст для осмотра свою винтовку. Виктор отрицательно мотнул головой и добавил:
- Не интересует. Видали мы такие винтовки уже. Правда, Степан?
- Что же тогда интересует старшего господина взамен?
- Посмотреть на амулет.
Египтянин, услышав перевод ответа, на секунду замялся, но в итоге согласно кивнул. Выглянувший из окна сыщик негромко окликнул Виктора:
- Господин капитан, мы можем уже выходить?
- Подождите ещё немного, Марек. Мы скоро поднимемся и вам поможем.
Али получил предложение подождать с Михалом "пять минут во дворе, попробовать завести машины и зорко смотреть вокруг". Степка был приглашён капитаном проследовать за ним. Спускаясь в подвал Виктор тезисно ввел лейтенанта "исэ" в курс дела:
- Это штурбанфюрер прибыл к пани Магде с письмом от её муженька. Немцы его захватили гдн-то на юге Европы. В письме содержится просьба отдать тому, кто передаст это письмо, ключ от большого сейфа, который находится в подвале этого дома.
- А что в том сейфе?
- Какие-то германские ценные бумаги, облигации. Они в таком количестве, что штурмбанфюрер прибыл за ними с грузовиком... Теперь ключ от замка от подвала и от того сейфа у меня.
Дверь в подвал со скрипом отворилась. Капитан включил свой фонарик и направился к дальней стене:
- Это должно быть где-то здесь...
Фальш-стену пришлось отодвигать вдвоем, использовав для этого ломик. За ней оказался сейф, высота двери которого доходила Степке до подбородка. Механизм замка был обильно смазан и поддался ключу без особых усилий. Почти вся внутренность сейфа при свете фонарика превосходящая два метра в длину, была заполнена стопками раноцветных бумаг, аккуратно перевязанными веревочками крест-накрест. Капитан ножом разрезал несколько верёвочек и вытащил из освобождкееых стопок по две-три облигации. Свернув их в рулон, он засунул бумаги себе за пазуху и резюмировал:
- Всё, пошли обратно.
- А?..
- Потом расскажу.
Они заперли сейф, вернули фальш-стену на место, заперли подвал и поднялись на улицу. "Кюбельваген" тихо трахтел мотором, а в двигателе грузовика что-то пытались разглядеть Михал и Али. Заключение словака последовало незамедлительно:
- В капоте три пробины от осколка и пуль. Что-то где-то перебито...
Виктор махнул им рукой рукой:
- Михал останься в дозоре, а Али пусть поднимется!
Степка, следуя за Виктором по ступенькам, переступил через труп немецкого лейтенанта на лестничной площадке, вспомнил про то, как он споткнулся недавно в подворотне, вернулся и оттащил тело в сторону. Капитан поторопил лейтенанта "исэ":
- Давай, не задерживай! Времени у нас уже не так много!
В прихожей пани Магда, одетая по походному в пальто и шляпку, в буквальном смысле сидела на двух чемоданах. Марек в кабинете о чем-то переговариался со штурмбанфюрером, который предпочитал, чтобы его называли майором. Пистолет в руке пожилого сыщика указвал, что это не просто дружеская беседа двух пожилых и уставших людей.
Степка тихо сросил у капитана:
- А как же муж пани Магды?.. Получается, что если она не отдаст те облигации немцам, то его?..
- Не волнуйся за него. В тексте письма был условный знак, о котором они договорились заранее. Этот знак означал, что то, что будет написано в тексте, не имеет значения. Пойди смени Марека. Я ему хочу тот амулет показать. Может, чего умного про него скажет. Трудно и долго этот Али зачем-то до него добирался...
Вечная Слава и Память бойцам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.