Эта просьба прозвучала в молитве взрослой гимнастки, которая не мыслит жизни без спорта, но уже не может конкурировать с юными коллегами. Спортивная драма «Новенькая» (1969) стала для режссёра Павла Любимова третьей работой и дебютом в качестве сценариста.
И вновь, как и первые две, да и многие последующие, она была посвящена женщинам, и в данном женщинам особым — спортсменкам, целеустремлённым, упорным, сильным, каждая из которых рано или поздно упрётся в стену.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Первый полнометражный Павла Любимова — мелодрама «Женщины» (1966) — практически сразу после премьеры вошла в золотой фонд советского кино. Любимов был мастером реалистичных драматичных сюжетов, а в его героях, и прежде всего, героинях зрители видели себя, друзей, родственников. После «Женщин» режиссёр выпустил романтичную экранизацию романа Александра Грина «Бегущая по волнам» (1967), а потом занялся совсем новой для себя темой — спортом. Сценарий он написал в соавторстве с известным спортивным журналистом Станиславом Токаревым, который тоже впервые выступил в качестве сценариста. Главной героиней стала Валя Чернова, 18-летняя спортивная гимнастка, работающая в Тресте озеленения Москвы. Тренер Вали видит в ней и талант, и трудолюбие, поэтом рекомендует её своему давнему товарищу — тренеру сборной страны Константину Фёдоровичу.
Валя переходит в сборную, но этот период сложен для всех. Сама Валентина переживает любовное разочарование. Дело в том, что во время тренировок в зал приходил художник Володя. Он делал фотографии девушек, чтобы потом создать прекрасную скульптуру.
С Николаем у Вали завязались отношения, но когда его работы отвергла художественная комиссия, он разочаровался в себе и решил расстаться с любимой. В сборной новенькую принимают холодно, с издёвками: девушки видят в ней конкурентку.
Кризис переживает и тренер Константин: его лучшая спортсменка, которую он тренирует с 14 лет, Ольга Каменева теряет форму, что неудивительно — девушке уже 32 года (!). Ольга должна уйти, но замены нет. Возможно, новой знаменитостью станет Валя, но пока до этого далеко. Сама Ольга тоже сломлена: она отлично знает, что её время прошло. С мужем у неё не ладится из-за отсутствия детей, которых прежде она не хотела иметь из-за карьеры, а теперь, вероятно, уже не может. Но кроме гимнастики у Ольги ничего нет, и это трагедия. Спустя время Валя получает предложение: Константин Фёдорович решает заменить ею Ольгу.
Но для Вали Ольга Каменева — кумир, путеводная звезда, спортсменка, которой она восхищается. Занять её место в сборной — сродни предательству.
По задумке режиссёра фильм должен был получиться максимально правдивым (таким он и получился), а потому в кадре присутствовали не только актрисы, но и реальные спортсменки. Роль Вали Черновой получила член сборной Ирина Елисеева, а её соратниц сыграли спортивные гимнастки Людмила Турищева, Лариса Петрик, Тамара Лазакович.
Последней досталась роль довольно своенравной спортсменки, которая не стесняется дерзить тренеру и начинает травить новенькую Валю. Готовя материал, прочитала об ужасной судьбе Тамары Лазакович, которая с вершины скатилась в самые низы. И это настоящая, не киношная драма, увы.
В роли Ольги Каменевой — актриса Зинаида Славина (в спортивных эпизодах её дублировала гимнастка Софья Муратова). Зинаиде Славиной на тот момент 28 (её героине — 32), но мне показалось, что выглядит она старше, да и рассуждает Ольга уже как состоявшая взрослая женщина. Может, взрослит Зинаиду Славину сложная модная причёска, но смотрится она скорей как тренер, нежели как действующая спортсменка. Вообще обратите внимание, что
спортивные гимнастки конца шестидесятых выглядят довольно женственно фигуры у них спортивные и подтянутые, но отнюдь не мальчишеские, как у сегодняшних коллег. И, конечно, удивляет, что на помост они выходят с объёмными укладками и шиньонами.
Это очень красиво, но насколько практично?
В роли первого тренера Вали Анны Антоновой — Инна Макарова, актриса, с которой Павел Любимов познакомился на съёмках «Женщин», нашлась небольшая роль и для Нины Сазоновой, главной героини «Женщин»: она сыграла мать художника Володи, который влюбился в Валю. А в роли самого художника — художник Николай Филиппов. Его брат Сергей, тоже, к слову, серьёзно увлекавшийся живописью, был на картине оператором. Он-то и посоветовал Павлу Любимому посмотреть на брата Николая.
Роль тренера Константина Фёдоровича получил Валентин Гафт, в образе матери Вали — молодая и ещё не очень узнаваемая Людмила Иванова. Подругу Вали Тамару сыграла артистка цирка Евгения Калмыкова, а её ветреного жениха — Валерий Рыжаков (и это не такой уж частый для него не то чтобы отрицательный, но сомнительный, хотя и обаятельный персонаж).
А в образе юной, лет 6-8, но амбициозной спортсменки, слегка кокетничающей с Володей, появилась маленькая актриса Ира Попова. Через несколько лет она сыграет одну из главных ролей в культовой фантастической дилогии «Москва-Кассиопея» (1974) — «Отроки во Вселенной» (1975), выйдет замуж за партнёра по съёмкам Владимира Савина и под его фамилией прославится, став востребованной актрисой озвучания. Ирина Савина активно работает в кино и сегодня.
Ну и ещё один сюрприз ленты «Новенькая»: в совсем крошечной роли соседа Вали буквально с несколькими репликами появился Юрий Никулин, а его экранной женой стала его реальная жена Татьяна.
Снимали «Новенькую» в Москве, несколько раз в кадр попадает высотка на Котельнической набережной, а ещё эффектно выглядит величавая новостройка — гостиница «Россия», на которую теперь лишь в кино и хронике только и можно посмотреть. А завершает картину ряд эпизодов с настоящих соревнований, где мелькают спортсменки, составившие славу советской спортивной гимнастики.
После премьеры «Новенькой» о фильме высказалась и Лариса Латынина, спортивная гимнастика, легенда отечественного и мирового спорта. Тогда Лариса Латынина уже завершила карьеру как спортсменка и перешла на тренерскую работу. Слова её о большом спорте и неизбежном прощании с ним были таковы:
«Разве кончается жизнь, когда человек уходит из спорта? — спрашивают некоторые. — Нет, конечно, нет!.. Но это драма».
А какой вид спорта нравится вам?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: