В семидесятые-восьмидесятые в СССР могла бы появиться собственная захватывающая трилогия про поиск древних сокровищ, если бы экранизированы все три романа писателя Еремея Парнова. Но кинематографу приглянулся лишь первый — «Ларец Марии Медичи», написанный в 1972 году.
Артефактом, вокруг которого всё и завертелось, оказался тот самый ларец, в Средние века попавший к альбигойцам, отколовшимся от основной ветви христианства и объявленных еретиками.
Уникальный ларец был своего рода ключом и картой и должен был помочь в поиске сокровищ. И история его протянулась вплоть до современности.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Ближе к концу десятилетия появилась идея перенести сюжет на экран. Еремей Парнов к тому времени выпустил продолжение романа, но пока решили остановиться лишь на первой части. За постановку взялся Рудольф Фрунтов, тогда ещё режиссёр молодой и начинающий. У Фрунтова в фильмографии была лишь короткометражка и совместная с коллегой Евгением Васильевым драма «Тактика бега на длинную дистанцию» (1978).
Новая работа была для Рудольфа Фрунтова первой самостоятельной картиной.
Сценарий писали будущий режиссёр и сам автор романа Еремей Парнов. Ради экранизации многое пришлось сократить, кое-что изменить, а основное действие, следствие, идущее в современности, перенесли в Ленинград (в оригинале местом действия была Москва).
Роль следователя Владимира Люсина, главного героя романа Парнова и двух продолжений, утвердили довольно популярного актёра Валерия Рыжакова, а главного злодея, французского антиквара, приехавшего в СССР, — Эммануил Виторган. С Виторганом режиссёр сработался ещё во время работы над предыдущей лентой и решил, что снова хочет с ним встретиться. Из предыдущей же ленты пришёл и Виктор Зозулин, сыгравший в «Ларце Марии Медичи» историческую роль представителя Папы Римского. В образе фарцовщика из комиссионки Михайлова предстал Сергей Мартынов, который довольно активно тогда снимался и много занимался дубляжом.
Роль француженки Мадлен Локар подумывали отдать какой-нибудь французской актрисе, но в итоге её получила Клара Лучко.
Отдельно хочется обратить внимание на двух возрастных актёров — Евдокию Урусову и Леонида Оболенского. Оба родились ещё до революции и начинали карьеры в двадцатые, когда советское кино ещё зарождалось.
Евдокия Урусова, которой на момент съёмок было 70, родилась в дворянской семье, и, несмотря на все жизненные перипетии, сумела сохранить и стать, и характер.
Её героиня, аристократка, хранительница ларца Вера Фабиановна Чарская в фильме появляется всего три раза, но все зрители буквально влюбились в колоритную даму «из бывших», а многие и вовсе помнят фильм по замечательному эпизоду с ней, том самом, где она рассказывает про посланца из бездны, от Князя Тьмы.
Замысловатой была и судьба Леонида Оболенского, ровесника века, пережившего и успех, и изгнание, и фронт Великой Отечественной, и плен, и лагерь. Оболенский сыграл тут старца, главу альбигойцев, доверившего секрет ларца ученикам.
Актёру было уже 80, но после «Ларца Марии Медичи» он снялся ещё в десятке лент и ушёл из жизни почти 90-летним.
В небольших ролях появились Всеволод Сафонов, Анатолий Егоров в роли немного бесцеремонного, но талантливого историка Березовского, Рубен Симонов (он сыграл помощника следователя Люсина, скептика Казаряна. Кстати, Симонов сам исполнил несколько автотрюков в кадре), Виктор Шульгин, Владимир Пицек.
Обратите внимание на эпизод времён Второй мировой, когда Савиньи (Эммануил Виторган) выпытывает у отца Мадлен, наследника тайны ларца Монсегюра, секреты средневекового артефакта. В роли супруги Монсегюра и матери Мадлен — Алла Балтер, в жизни — жена Виторгана.
Снимали картину в Ленинграде и Павловске.
В Павловский дворец, где по сюжету работает Березовский, группу пустили со скрипом и всего на несколько дней, так что снимать пришлось оперативно.
Киношников вынуждали в залах двигаться крайне аккуратно и даже закрыли пол, чтобы члены съёмочной группы не повредили покрытие. А вот для съёмок в парке, где произошло убийство Михайлова, группа отправилась в Звенигород, а потом кинематографисты перебрались в Москву, где уже в павильонах «Мосфильма» досняли ряд сцен. в конце весны 1981 года детектив окончательно завершили, а в июне он вышел в прокат.
История, связавшая века, зрителям очень понравилась, за год её посмотрело больше 23 миллионов человек, «Ларец Марии Медичи» вошёл в число лучших фильмов года. Мне в детстве лента очень нравилась и недавно я пересмотрела её после долгого, лет, наверное, в 20, перерыва. И совершенно не разочарована:
детектив смотрится отлично, пусть и есть в нём кое-какие издержки.
А ещё, конечно же, там великолепный летний Ленинград, и за это отдельное спасибо авторам. Пожалуй, единственное, что теперь вызывает у меня недоумение, — это кличка кота Чарской. Почему его зовут Саския, ведь это же женское имя?! Возможно, кто-то читал роман и нашёл пояснение там?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: