Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Как Сергея Соловьёва вынудили дебютировать с фильмом по пьесе Горького

Сергей Соловьёв — режиссёр своеобразный, с особым почерком. В его фильмографии есть самые разные ленты, но довольно сложно представить, что Соловьёва что-то связывает с пролетарским писателем Максимом Горьким. Между тем, именно с таким материалом Сергей Соловьёв дебютировал как режиссёр:

первая его картина была создана по знаменитой пьесе Горького «Егор Булычов и другие» (1971).
Кадр из фильма «Егор Булычов и другие»
Кадр из фильма «Егор Булычов и другие»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

В 1969 году оканчивающий ВГИК молодой режиссёр снял две новеллы для альманаха «Семейное счастье», использовав произведения Чехова. Когда речь зашла о самостоятельной полнометражной картине, Соловьёв всерьёз задумался об экранизации чеховского «Вишнёвого сада». На «Мосфильме», где он работал, его поддержали, но вот Владимир Баскаков, знаменитый председатель Госкино (в ту пору ещё пока зампред) идею не одобрил. Во-первых,

Сергей Соловьёв лишь недавно получил диплом, во-вторых, был ещё молод (ему не исполнилось и 30) и неопытен,

так что доверять Чехова ему было рановато. Зато Баскаков предложил альтернативу — снять фильм по горьковской пьесе. В 1953 году на киноплёнку сняли одноимённую постановку театра Вахтангова, но то был всё-таки спектакль, а сейчас обсуждалась полноценная кинокартина.

Сергей Соловьёв к идее экранизировать Горького отнёсся без энтузиазма. В отличие от Чехова Горький ему близок не был, да и предреволюционное время, о котором повествовала пьеса, его не особо интересовало.

К тому же сама история была довольно запутанной. Позже режиссёр рассказывал, что чтение пьесы было для него сущей мукой: он постоянно путался с героях и не мог запомнить, в каких они состоят связях. Дело дошло до того, что для наглядности он просто начертил на бумаге схему семьи Булычовых и их знакомцев. Сценарий, который Соловьёв взялся писать сам, тоже шёл трудно, ему понадобилось больше восьми месяцев, чтобы написать связную и близкую к оригиналу основу для фильма. Зато уже тут стало понятно, что на роль Егора требуется не просто фигура, к которой потянутся все ниточки, а настоящая глыба, актёр, который на протяжении полутора часов будет удерживать внимание зрителей.

Этим актёром стал Михаил Ульянов. Соловьёв восхищался его игрой в картине «Председатель» (1964) и очень хотел с ним поработать. Конечно же,

у него были опасения, что маститый исполнитель не пожелает связываться с начинающим постановщиком,

но Михаил Ульянов предложение принял с охотой.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Правда, у него были сомнения. В своё время в Москве гремел спектакль «Егор Булычов и другие», поставленный в театре Вахтангова, где главную роль играл Борис Щукин, кумир зрителей и любимец театралов (именно его имя носит сейчас театральное училище). Михаил Ульянов, тоже вахтанговец,

справедливо предполагал, что его Булычова будут сравнивать с Булычовым Щукина, причём не только зрители, но и коллеги, в том числе и более возрастные, которые могут быть весьма и весьма недоброжелательными.

Тем не менее он решился на съёмки.

Фото со съёмок. Михаил Ульянов
Фото со съёмок. Михаил Ульянов

Под стать Ульянову были подобраны и «другие»: жену Егора сыграла Майя Булгакова, дочь — Зинаида Славина, зятя — Анатолий Ромашин. Роль внебрачной дочери Егора Соловьёв отдал супруге Екатерине Васильевой, а горничной, последней любовью Егора, стала Нина Русланова. Кроме того, в фильме появились Римма Маркова, Елена Соловей, Валентина Шарыкина, Евгений Стеблов, Ефим Копелян, Юрий Назаров, Георгий Бурков. Поразительно, что молодому режиссёру без опыта удалось заполучить такую звёздную россыпь!

Фото со съёмок. Зинаида Славина, Владимир Емельянов, Ефим Копелян, Майя Булгакова, Анатолий Ромашин, Екатерина Васильева
Фото со съёмок. Зинаида Славина, Владимир Емельянов, Ефим Копелян, Майя Булгакова, Анатолий Ромашин, Екатерина Васильева

Отдельно отмечу очень необычную роль Вячеслава Тихонова. Здесь он перевоплотился в попа, и,

как ни странно, этот образ ему невероятно идёт: голос актёра, кажется, идеален для проповедей.

Хотя не могу отделаться от мысли, что Тихонов здесь сильно походит на Гоголя из-за парика.

Кадр из фильма. Михаил Ульянов и Вячеслав Тихонов
Кадр из фильма. Михаил Ульянов и Вячеслав Тихонов

И, разумеется, нельзя не вспомнить фееричное появление в финале блаженного, устраивающего бурное пугающее представление с оскорблениями и грозными пророчествами под грохот цепей. Его сыграл Иван Лапиков, и это тоже не вполне привычный для актёра, часто игравшего спокойных, уравновешенных, умудрённых опытом мужчин.

Кадр из фильма. Иван Лапиков
Кадр из фильма. Иван Лапиков

На роль трубача, который якобы лечит болезни музыкой, Сергей Соловьёв хотел взять Иннокентия Смоктуновского и даже уже послал приглашение. Но неожиданно восстал Михаил Ульянов, подумавший, что Смоктуновский будет с ним соперничать. В итоге трубачом стал Лев Дуров и, несмотря на то, что роль была небольшой, создал образ любопытный и запомнившийся аудитории.

Вместе с декораторами и оператором Сергей Соловьёв продумал свето-цветовое решение фильма.

Кадры часто выглядят холодными и мрачноватыми, что подчёркивает сгущающуюся атмофсеру как в доме Булычовых, так и в стране.

Такого эффекта достигли за счёт декораций и зеленоватых фильтров. В глаза эти приёмы не бросаются, но на подсознательном уровне зритель ощущает напряжение и грядущий мрак, в который вот-вот погрузится мир.

На это же играют зеркала, которых в кадре много. Зеркала, многократно отражая героев и тот самый холодный свет, добавляют безысходности в действие. При этом с одной стороны зеркала вроде бы расширяют дом Булычовых, но с другой -—заключают его в некие границы, за которые «другие» и не хотят выходить за исключением Шуры, внебрачной дочки, обобщающей и лучше всех понимающей отца.

Украсили фильм и вставки из хроники, предваряющие все три части. Это помогло Сергею Соловьёву решить сразу две задачи.

Хроника предельно точно показала, о каком времени идёт речь и вывела зрителя за пределы дома (поэтому группа ограничилась съёмками лишь павильонными съёмками за исключением пары эпизодов).

«Егор Булычов и другие» выпускали на экран не без проблем, но и обычные зрители, и критики картину оценили. Самым значительным её достоинством стало отсутствие шаржированности, гротескности, которые часто использовали в театральные режиссёры, показывая жизнь купечества накануне революции. У Соловьёва и Ульянова Егор Булычов получился сразу сильным и слабым, добившимся многого и всё теряющим, гордым, но разочарованным в мире, жизни и, прежде всего, в «других». В интервью уже спустя годы Сергей Соловьёв говорил так:

«Картина моя на всех, я видел это по выражению лиц, произвела странно-двойственное впечатление. С одной стороны, она чем-то им и понравилась, с другой — раздражала. В ней все бы­ло как бы неправильно: выбор актеров, костюмы, гримы — все было не так, «не Горький». Думаю, именно этой неправильностью картина и нравилась. Казалось же, напротив, картина нравится не благодаря своим неправильностям, а вопреки им. Все поруги­вали частности, но соглашались, что, как ни странно, картина производит какое-то запоминающееся впечатление, хотя, конеч­но, это никакой не народный горьковский характер и вообще все в ней как-то не так».

А вам запомнилась эта роль Михаила Ульянова?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-7

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста: