Стоит ли прислушиваться к советам стобалльников по подготовке к ЕГЭ? И да, и нет. Почему? Сейчас расскажу. А вообще, это вопрос непростой. И если бы я мог дать на него односложный ответ, не писал бы эту статью.
Давайте рассуждать
С одной стороны, он, как и другие мультистобалльники, успешно прошел этот путь и достиг своей цели. Ясно, что тот, кто сдал не один ЕГЭ на 100 баллов, глупым или совсем уж односторонне развитым человеком быть не может. Буду с вами честен, я вот не думаю, что смог бы сдать хоть какой-то ещё предмет, кроме математики на 100 баллов.
Да и математику уже, как знать, ведь у меня последние три года не было сильных учеников (80+) в связи с чем я редко решал сложные задания, поэтому уже мог потерять навык и не получить желанной сотки. Три года назад сдал бы точно на 100 баллов, а насчёт этого года - вот не уверен на все сто. Хотя с такими заданиями, как были в этом году, шансы были бы очень большие. Очень уж простыми были задания.
Мастера на все руки
Но того, кто пишет на 100 баллов, скажем, русский, информатику, и химию, можно в каком-то смысле назвать мастером на все руки. А проще говоря, умными людьми.
Значит, с одной стороны, что попало они не посоветуют.
Сами советы
Я изучил советы Григория, и иже с ним. Они сводятся к следующим:
- необходимость большой практики
- необходимость достаточного количества времени - готовиться заранее, а не в последний месяц
- необходимость в наличии достаточной базы знаний
- ну и совет по мотивации - что важно поставить себе цель поступить в конкретный ВУЗ и гореть этим
- Также Гриша советовал участвовать в олимпиадах.
Теперь давайте разберём эти советы по полочкам
Всё это правильно. Но есть одно но. Гриша, как и почти все мультистобалльники, допустил одну ошибку. Он судит по себе. У меня лично такое ощущение, что он, как и остальные мультистобалльники, не понимает одного. Что они особые. У них лучше исходные данные, чем у подавляющего большинства.
Во-первых, у них изначально выше интеллектуальные способности. Им для достижения схожего результата нужно меньше усилий, чем подавляющему большинству. Они лучше видят закономерности, у них лучше память, они лучше умеют отделять главное от второстепенного. И так далее. Они способны решать сложные задачи. А значит у них неплохие базовые знания и развито стратегическое мышление. Они могут видеть на несколько шагов вперёд. Все эти черты у них, как правило, изначально более развиты. Зачастую - врождённо.
Во-вторых, у мультистобалльников есть интеллектуальное упорство. Исходя из советов Гриши видно, что у него эта черта была изначально. Прости, Гриша, но твоей личной заслуги в этом нет. Тебе это от природы дано. Пожалуй, значительно больше, чем у меня. Да и чем большинству. Да и мне тоже в математике больше дано, чем большинству людей. И моя заслуга в том, что я знаю математику, невелика.
Для таких, как Гриша, нерешённая задача - это вызов. Не стресс, не боль, не повод сомневаться в себе. У многих людей нерешенные задачи отнимают силу и веру в себя. А таким, как Гриша - скорее дают. Они, в отличие от большинства сверстников, не мыслят так, что, дескать, “не получилось и ладно”. Они стремятся докопаться до истины. Прямо-таки получают удовольствие от того, что они до чего-то догадались, что-то поняли, нашли закономерность. Им чаще всего важно не просто найти решение конкретной задачи, а именно понять суть.
В-третьих, немаловажно отметить, что большинство из тех, кто получают 90+ баллов за ЕГЭ, учатся не в обычных школах. А значит, они привыкли к высоким требованиям. И опять же, если они уже поступили и успешно учатся в школах с повышенными требованиями, это говорит о том, что их способности и мотивация существенно выше среднего.
Теперь о грустном
Если то, что я отметил выше, не про вас, то скорее всего, у вас нет шансов получить сто баллов или близко к тому хоть по какому-нибудь предмету. В этом случае и 80 баллов будет для вас неплохим результатом. Примерно до этого результата можно при должном старании можно довести среднего ученика. И оптимальная стратегия подготовки тут будет другая.
А ещё это будет говорить о том, что скорее всего вы ещё не нашли своё направление. В этом случае важно расширять кругозор, интересоваться разными предметами, пробовать для себя что-то новое.
Что я могу сказать про тех, кто сдали ЕГЭ хотя бы по одному предмету на 90+ баллов
Во-первых, я вас от всей души поздравляю.
Высокий балл на ЕГЭ - это великолепный старт карьеры. Это показатель того, что школьник освоил школьную программу на высоком уровне. Это повод как минимум предположить наличие высокого интеллекта. Или невероятного упорства при среднем интеллекте.
Это и показатель того, что ребёнок уже научился готовиться к важным вещам заранее, а не откладывать всё на последний момент. А значит, он может взяться и за другие серьёзные дела, которые не делаются, скажем, за пару недель.
Но это не повод зазнаваться и считать себя каким-то особенным
Даже 100 баллов за ЕГЭ это не олимпийская медаль, не научное открытие, и не Нобелевская премия. Да, это достижение. Но в 2024 году более 1000 человек смогли сдать ЕГЭ по математике на 100 баллов. Повод задуматься, такое ли уж это большое достижение.
Это, как я уже говорил, хороший старт. А хороший старт, хоть и залог успеха, но отнюдь не его гарант.
А я рекомендую ставить цель получить 100 баллов за ЕГЭ только тем, у кого есть к тому предпосылки. В противном случае, если учиться через силу и в ущерб другим аспектам жизни, то можно полностью выложиться на старте и разочароваться в учёбе. Есть много примеров людей, которые при хорошем старте кончали плохо.
Такие дети не только рискуют перегореть и не получить желанного результата, но и отстать от сверстников в социальных навыках, остаться с узким кругозором и без хобби. Вопрос: А оно того стоит?
Подводя итог, скажу
Если вы действительно умный и любознательный, у вас хорошая память, внимание, и смекалка, если у вас хорошая школа и учителя, вам не нужны какие-то особые лайфхаки. Я обратил внимание, что советы тех, кто пишут ЕГЭ на 100 баллов, а я интервью не одного такого человека прочитал, как правило достаточно очевидны и незамысловаты.
Причина этого проста - им это не нужно, потому, что у них изначально хорошие данные. Многие из них готовятся к ЕГЭ и без репетиторов. Им можно. Но хороший репетитор будет полезен и сильному школьнику - он может показать более простые пути и нетривиальные методы решения задач. Полезен, но не обязателен - они и сами дойдут до многого.
А вы что думаете? Согласны с моими выводами? Пишите в комментариях))