Найти в Дзене
ГРАММАТiKA#RU

"Встанем" Шамана: расшифровка главного текста русской весны-2022.

Оглавление

Музыкальная композиция, вышедшая одновременно с началом СВО. Что это было? Пророчество, предчувствие или предостережение? Совпадение или закономерность? Пропаганда милитаризма, апология войны или призыв людей к объединению, поддержке друг друга с верой в светлое будущее? Патриотизм, вдохновение и обращение к памяти о наших предках или политический заказ сверху?

Реконструкция истории создания трека.

Песня была выпущена синглом 23 февраля 2022 года на YouTube ко Дню защитника Отечества. То есть через 2 дня после подписания Президентом России указа о признании ДНР и ЛНР и встречи Владимира Путина с лидерами республик, Денисом Пушилиным и Леонидом Пасечником, и подписания с ними договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

Кроме того, как известно, клип был опубликован за день до начала специальной военной операции. Видеоряд в редакции февраля 2022 года содержал кадры студийной записи исполнителя, тогда еще - со знаменитыми дредами и в кожаной куртке. Параллельная монтажная линия трека включала в себя кадры о Великой Отечественной войне в виде отрывков из российских фильмов и документальных врезок.

Фрагмент текста описания к видео: "С Днем защитника Отечества! Эту песню я сочинил недавно и неожиданно для себя! Как будто бы кто-то продиктовал мне сверху..."

Визуальный ряд и композиция первой редакции клипа (ссылка) отличаются примитивизмом. Несмотря на то что Шаман официально заявлял, что начал работу над треком и видео 2 января, выскажем предположение, что подобные вещи возможно сделать буквально за несколько дней. Вероятно, исполнитель и его продюсер Виктор Дробыш предчувствовали свой звездный час и многомилионные прибыли. Главное было - не упустить момент.

После публикации сингла "Встанем" карьера Шамана пошла вверх более стремительно, чем сверхзвуковые кинжалы. В течение года рейтинги исполнителя растут в геометрической прогрессии.

  • В марте Шаман выступает в Совфеде на 30-летие верхней палаты парламента РФ и преклоняет колено перед ее председателем Валентиной Матвиенко.
  • В июле 2022-го выходит программный трек "Я русский!".
  • Одновременно публикуются новые версии видео к песням Шамана с кадрами специальной военной операции. Песня "Встанем", задуманная как память о Великой Отечественной, теперь ассоциируется в большей степени с СВО. И т.д.

Расшифровка текста.

В песне использованы знаковые языковые контексты, такие как:

  • Формула-определение "правда за нами" (Встанем // Пока ещё с вами мы живы и правда за нами...) - редукция заключительной фразы из обращения Молотова к советскому народу 22 июня 1941 года ("Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!").
  • Патриотические абсолюты: Победа, Вечная Память, Герои России, умирать за свободу.
  • Тогда еще не ставшее мейнстримом местоимение "своё" - которое в последствии также стало знаковым и приобрело дополнительные смыслы - в контексте: Мы скажем спасибо за то, что победу нам дали // За тех, кто нашёл своё небо и больше не с нами // Встанем...
-2

Ядро текста, его идейное наполнение заключаются в преобразовании смысла призыва "Встанем". В первую очередь это песня о памяти, она обращена к прошлому:

  • Во-первых, это актуализация связи с предками-героями войны: Там сверху на нас кто-то смотрит родными глазами...
  • Во-вторых, это благодарность людям, отдавшим жизнь за нашу с вами свободу: Мы скажем спасибо за то, что Победу нам дали...
  • В-третьих, это обещание лирического героя никогда не забывать свою историю, Вечная Память героям Великой Отечественной войны: Герои России останутся в наших сердцах // До конца...

Во вторую очередь - и в этом заключается лирический сюжет, поэтическая динамика - песня обращена к настоящему и будущему России, переосмысляет старый уклад жизни, становясь языковым фактором трансформации русской культуры и общества. Вот как это устроено в тексте технически:

  • Систематическое обращение к "НАМ", к "МЫ": Встанем [т.е. мы встанем - форма 1 л. мн.ч.]; Пока ещё с вами мы живы и правда за нами; Пока с нами рядом Господь и истина с нами; За тех, кто нашёл своё небо и больше не с нами; И бьётся сильнее в груди наша вечная память, между нами - и множество других подобных контекстов. Это кстати роднит данный текст Шамана с "Небом славян" группы "Алиса" (подробнее - здесь).
  • Смысловое наполнение ключевого понятия песни (ПАМЯТЬ) организовано по принципу постепенного перехода от памяти о прошлом к вневременной памяти. При этом песня начинается в повествовательном ритме, но постепенно эмоционально насыщается. Это также проявляется на музыкальном уровне в характерной для исполнителя взрывной манере исполнения.
В контексте "Я знаю, что мы обязательно встретимся с вами // Встанем..."  - в условно последнем куплете (и оттого значимом) - лирический герой разрушает дистанцию между прошлым и будущим, объединяя временные уровни песни в идее вечного вневременного подвига за Родину.
В контексте "Я знаю, что мы обязательно встретимся с вами // Встанем..." - в условно последнем куплете (и оттого значимом) - лирический герой разрушает дистанцию между прошлым и будущим, объединяя временные уровни песни в идее вечного вневременного подвига за Родину.
  • Песня формирует представление о неразрывности памяти о прошлом с одной стороны с настоящими и будущими действиями современного русского человека - с другой. Задуманная как песня о Великой Отечественной на День защитника Отечества, сегодня она таковой воспринимается в меньшей степени, ключевая же ассоциация - это специальная военная операция. Формально в языке это также проявляется использованием форм будущего времени: "Мы встанем".

Вместо вывода.

Простой на первый взгляд текст, скудный в языковом отношении, при вдумчивом прочтении оказывается структурированным по композиции, а также обладающим динамическим сюжетом.

Подводя итоги, следует отдельно выделить контекст-рефрен:

Встанем
И бьётся сильнее в груди наша вечная память, между нами
Встанем
Герои России останутся в наших сердцах
До конца

Он отличается грубейшим нарушением языковой логики. Не может биться в груди память, потому что память является мыслительным процессом. Кто-то скажет, что это такая метафора? Попробуйте найти у Пушкина или Льва Толстого что-то подобное. Вероятно, подобные тексты делают стилистические, логические, грамматические и другие ошибки не только нормой, но и художественным средством.

Читайте также на нашем канале:

Стихи
4901 интересуется