Найти тему
ГРАММАТiKA#RU

"Я РУССКИЙ!": разбираем на атомы концептуальный хит SHAMAN'а.

Оглавление

На нашем канале, применяя методы филологического исследования, в статье мы уже разбирали творчество Инстасамки и Моргенштерна с одной стороны и народно-любимый хит "Матушка-земля" Татьяны Куртуковой с другой. Нам удалось выделить две крайности в произведениях массовой культуры России. Сегодня попробуем разобрать, понять нечто третье, что нельзя отнести ни к первому, ни ко второму.

В мире музыки постоянно появляются новые таланты, способные завоевать сердца слушателей своим уникальным стилем и глубокими текстами. Одним из таких ярких представителей сегодня является SHAMAN.

Один из вариантов сценического образа исполнителя. Акценты: патроны для автомата Калашникова и православный крестик.
Один из вариантов сценического образа исполнителя. Акценты: патроны для автомата Калашникова и православный крестик.

Его творчество сочетает в себе элементы разных жанров, а также отражает насыщенную палитру эмоций и жизненного опыта. При этом, SHAMAN - неотъемлемая часть пропаганды. Исполнитель активно поддерживает государственную политику. Он стал популярным благодаря своим выступлениям на различных патриотических мероприятиях, часто использует в своих текстах образы, связанные с историей и культурой России. Попробуем выделить языковые особенности и проанализировать художественный уровень его визитной карточки - песни "Я русский".

Ядро текста.

"Я русский!" - самый узнаваемый трек Шамана. В нём выражена главная идея, основной посыл творчества исполнителя. Важно отметить не только то, что из себя представляет это ядро, но еще и как оно сформировано: недвусмысленно, нарочито, на всех возможных уровнях:

  • элементарно в названии трека;
  • в повторяющейся фразе "я русский" - рефрен представлен в интро, затем с него начинается каждая из 4 строк взрывного припева, он также звучит в постприпеве и, конечно же, в бридже;
Использование Государственного флага России в самых разных проявлениях - часть образа Шамана и обязательный компонент его живых выступлений.
Использование Государственного флага России в самых разных проявлениях - часть образа Шамана и обязательный компонент его живых выступлений.
  • на формальном уровне как текстовая связка между припевом и предприпевом:
...Такой уж я есть, и меня не сломать,
И всё потому что…

--[Припев]--
Я русский, я иду до конца!
Я русский, моя кровь от отца, хе-хей!..

Художественные средства.

Образный ряд песни не отличается разнообразием, потому что "Я русский!" - это база, концептуальный трек, выражение главной идеи творчества. Здесь художественная составляющая уходит на второй план, уступая место фундаментальным, узловым вещам.

Таким образом, главное художественное средство - это, можно сказать, отсутствие средств, во всяком случае малое количество их и функциональная однородность. Чтобы никакие тонкости, никакая двусмысленность не мешали выражению важнейшей идеи, не отвлекали от главного, чтобы исключить саму возможность двоякой трактовки.

Средствами выразительности главной идеи текста (кроме уже названного рефрена "Я русский") являются также восклицательные предложения, причем это касается каждой (!) из 4 строк припева:

Я русский, я иду до конца!
Я русский, моя кровь от отца, хе-хей!
Я русский, и мне повезло!
Я русский, всему миру назло!

Язычество.

Образная система текста построена на основе такой лексики, как: воздух, солнце, небо, ветер, пылает, освещает, кровь. Лирический герой существует в постоянном взаимодействии с явлениями природы, ощущает себя не только её частью, но и возносится до этого уровня:

Я вдыхаю этот воздух,
Солнце в небе смотрит на меня.
Надо мной летает вольный ветер,
Он такой же, как и я.
Кроме лирического "Я" есть только фундаментальные природные явления: ветер, солнце или небо. И важно то, что они "[такие] же, как и я". Такие же вольные, сильные, истинные, действующие.
Кроме лирического "Я" есть только фундаментальные природные явления: ветер, солнце или небо. И важно то, что они "[такие] же, как и я". Такие же вольные, сильные, истинные, действующие.

Это сближает текст Шамана с русским народным творчеством, в котором исполнитель пытается, возможно, сам того не понимая, понять корни и основы русской культуры, а также выявить универсальные ценности. Не случайно исконно-русское, славянское народное творчество имеет музыкальную происхождение: песни, танцы и мелодии когда-то сопровождали ритуалы и праздники. Поэтому данный текст Шамана функционален и формально представляет собой итерацию базовой фразы, аргументируя её отсутствием аргументов И, возможно, поэтому:

  • Причинно-следственную связку: <Меня не сломать>, потому что <я русский>, - возможно в теории заменить на: <Я русский>, потому что <меня не сломать>, просто поменяв местами эквивалентные переменные, и смысл не изменится. Между тем, это функционально-значимая часть текста, одна из его несущих стен, а также выделяющаяся по ритму, связываящая разные элементы песни в единую фразу.
  • Все смысловые элементы текста, несущие в себе идейное наполнение, философию лирического героя, являются постулирующими, цельными, безальтернативными: я иду до конца, и мне повезло, и мне другого не нужно, и меня не сломать.
В клипе "Исповедь" Шаман попрощался со своими дредами, создавая динамику своего сценического образа. Отказ от дредов - часть формальной эволюции Шамана.
В клипе "Исповедь" Шаман попрощался со своими дредами, создавая динамику своего сценического образа. Отказ от дредов - часть формальной эволюции Шамана.

В тексте песни лирический герой существует только в контексте базовых природных явлений. Но есть закономерности:

  • Отдаётся предпочтение стихии огня. Солнце смотрит на лирическое "Я". А в нём самом пылает сердце. Вероятно, что поэтическая система текста, учитывая то обстоятельство, что Шаман уподобляет себя явлениям природы (а именно вольному ветру), подразумевает еще и то, что сердце лирического героя - подобно солнцу на небе (ну или наоборот).
  • Устремленность к небу. Кроме того, что прямо сказано о соответствии между лирическим героем и ветром, также имеются такие контексты, как: я вдыхаю этот воздух, в небо улетает эта песня. Гиперболизированное, мужественное супер-эго доминирует, и только бескрайнее небо способно принять эту силу.

Кое-что еще о лирическом "Я".

"Я" постоянно прямо проявляется в тексте:

  • В глагольных формах 1 лица единственного числа: я вдыхаю этот воздух, я иду до конца.
  • В рефрене "Я русский!".
  • В падежных формах местоимения "Я" и его притяжательных вариациях: солнце в небе смотрит на меня, надо мной летает ветер, и мне другого не нужно, и меня не сломать, моя кровь от отца и др.

Практически каждая (!) строка текста содержит в себе те или иные формо- и словообразования, восходящие к местоимению "Я".

Это, кстати, роднит текст песни "Я русский!" со знаменитым и тоже программным текстом К. Бальмонта "Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце...".
Это, кстати, роднит текст песни "Я русский!" со знаменитым и тоже программным текстом К. Бальмонта "Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце...".

Вместо вывода

Мы прекрасно понимаем, что у Шамана сегодня большая армия поклонников, но также и очень многие относятся к нему пренебрежительно. Здесь необходимо отметить, что зачастую его критикуют люди, даже не знакомые с его творчеством, а ведь на самом деле оно достаточно разнообразное. "Я русский!" выделяется на этом фоне как базовый трек. При этом, он буквально противоположен многим другим его песням, как будто их создавали совершенно разные люди.

Некоторые песни Шамана полны романтической нерешимости, в них нет столько агрессивного, маскулинного, гиперболизированного, языческого патриотизма, как в треке "Я русский!". В них лирический герой ищет себя, иногда грустит, испытывает нежные чувства к матери или от неразделенной любви. И в поисках опоры и смысла жизни он, конечно, приходит к идеалам своего программного музыкального произведения.

Вскоре после выхода клипа на песню "Я русский!" Александр Гудков создал пародию, которая по своей популярности затмила оригинал. Такие реакции - закономерная и частая судьба программных пропагандистских явлений массовой культуры.
Вскоре после выхода клипа на песню "Я русский!" Александр Гудков создал пародию, которая по своей популярности затмила оригинал. Такие реакции - закономерная и частая судьба программных пропагандистских явлений массовой культуры.

При написании данной статьи у нас не было цели высмеять Шамана или наоборот показать его достоинства. Мы старались подойти к вопросу объективно. Современное российское общество существует в информационном хаосе, буквально любое событие, явление, каким бы однозначным оно ни было на первый взгляд, несёт за собой бесчисленное множество взаимоисключающих интерпретаций. И зачастую приходится раствориться в этом. Нет цельности понимания, множатся предрассудки. Давайте вместе как-нибудь бороться с этим, оставим за собой хотя бы право не быть ежедневно обманутыми.

P. S. Что же касается непосредственно Шамана, то, добавим от себя, что при всём его безусловном таланте, но такие песни всегда будут голосом только своего времени и едва ли станут по-настоящему народными. Через 5 лет, если не раньше, никто об этом не вспомнит, никто такое не захочет как-то перепеть.

Shaman
4950 интересуются