Найти тему
ГРАММАТiKA#RU

Как достигается художественный эффект базового трека группы Алиса: "Небо славян".

Оглавление

Русский рок - это музыкальный жанр и целая культурная эпоха, отражающая дух времени и социальные перемены в стране. Основанная в начале 1980-х годов группа "Алиса" - один из самых знаковых рок-коллективов России, завоевавший популярность благодаря своему уникальному звучанию, глубоким текстам и харизматичному фронтмену Константину Кинчеву.

Сегодня проведём филологический анализ одного из самых сильных текстов группы. В песне "Небо славян" выражены взгляды "Алисы" на русскую культуру (в славянском смысле), обозначены её духовные ценности. Также на нашем канале есть другие статьи подобного рода в подборке:

[Русский язык в произведениях массовой культуры] | ГРАММАТiKA#RU | Дзен

Поэтическая система образов.

Как это часто бывает в подобных текстах, первый куплет - это пейзаж (ср. например, "Я русский!" Шамана, более подробно об этом - здесь). Причем пейзаж рисуется яркими красками, он эмоционально-насыщенный, пестрит образами, ему свойственен символизм. Образы неба, земли и природы означает связь с родиной, историей и культурой славянского народа.

Это достигается использованием высокой, поэтической лексики, например, в таких контекстах, как:

  • Синь соколиная высь. "Синь" означает то же, что "синева". Поэтическая природа слова обусловлена его образованием от "синий" методом усечения суффикса. Аналогичная история со словом "высь".
  • В окоёме (снегов). Устаревшее слово "окоём" означает пространство, которое можно окинуть взглядом; горизонт.
  • В контексте: нас точит семя орды, - слово "семя" употреблено в устаревшем, книжном значении - потомство, род. Кроме того, данное слово приставляет собой уникальную для русского языка группу слов на -мя, имеющих древнеславянское происхождение и особое склонение.

В тексте также обилие слов семантической группы "небо": звездопад, рокот зарниц, поверх седых облаков, синь соколиная высь, под покровом небес, до звёзд, небо славян. Собственно, само название песни из этой группы слов. Это, кстати, также роднит "Небо славян" с песней "Я русский!" Шамана.

  • Следует добавить, что в контексте рокот зарниц, допущена лексическая неточность. "Зарница" - это мгновенная световая вспышка без грома на небосклоне ночью или вечером, отблеск далёкой грозы. А "рокот" - это грохот, дробные раскатистые звуки, сливающиеся в монотонное звучание (например, рокот грома). Подобные несоответствия обнажают языковые проблемы поэтических текстов массовой культуры.

В целом же, песня наполнена метафорическими образами, которые помогают передать эмоциональное состояние и идеи национальной идентичности:

  • Олицетворения: грозы седлают коней, след оленя лижет мороз, стужу держит в узде дым деревень и другие. Придание человеческих черт неживым объектам природы раскрывает философскую концепцию песни, придаёт бóльшее значение пейзажу, который в тексте и без того занимает важное место.
  • Эпитеты: седые (облака), белозубая (зима). Они также оживляют явления природы, рисуя портреты облаков и духов зимы.
Фронтмен группы ведёт себя активно на сцене и зачастую выступает с обнажённым торсом. Акценты: православный крестик и татуировки преимущественно славянской тематики.
Фронтмен группы ведёт себя активно на сцене и зачастую выступает с обнажённым торсом. Акценты: православный крестик и татуировки преимущественно славянской тематики.
  • Уникальный контекст синь соколиная высь. В нём не только использованы поэтические словообразования, как уже было сказано выше, но и необычная синтаксическая конструкция. Всего тремя словами автор текста создаёт многозначительный символический образ.
  • Собственно метафоры: кольчугой звенит (русская речь), в венах кипит (небо славян) и другие.

Синтаксические средства.

Текст также работает на достижение художественной задачи при построения предложений и организации их структуры. Синтаксические средства помогают передавать смысл, акцентировать внимание на определенных частях высказывания и создавать различные стилистические эффекты:

  • Антитеза. Противопоставление различных идей и образов усиливает эмоциональное воздействие на слушателя. Например, в таком контексте:
Звездопад, да рокот зарниц,
Грозы седлают коней.
Но над землей тихо льется покой
Монастырей.
Обложки некоторых альбомов "Алисы". Как правило группа использует фирменные цвета: черный и красный.
Обложки некоторых альбомов "Алисы". Как правило группа использует фирменные цвета: черный и красный.

Авторы текста подчёркивают двойственный характер славянского народа. С одной стороны это воинственность, грозность, сила, мужественность. С другой - православие, покой, духовность.

Антитезы работают и в другом направлении в таком контексте:

За бугром куют топоры
Буйные головы сечь.
Но инородцам кольчугой звенит
Русская речь.

Главная мысль текста, заключённая также и в припеве песни (где славяне противопоставлены "басурманам", "орде"), состоит в том, что есть мы, а есть - они; при этом они хотят навредить нам, они противопоставлены нам. Между прочим, данная концепция свойственна многим патриотическим текстам. Сравните, у Т. Куртуковой: Для меня Святая Русь - для других занозонька. У Шамана: Я русский! Всему миру назло!

Фирменные движения Кинчева.
Фирменные движения Кинчева.

Прочие структурные средства:

  • Аллитерация. Повторение одинаковых согласных звуков создает музыкальность и ритмичность текста. Например, в контексте: Звездопад да рокот зарниц // Грозы седлают коней - звонкий твёрдый звук [з] использован 4 раза. Также здесь используется всегда твёрдый шумный [ц]. Преобладают твёрдые слоги.
  • Повтор. Использование повторяющихся фраз или слов подчеркивает ключевые мысли и создает запоминаемость: Нас точит семя орды, //
    Нас гнет ярмо басурман... Всё это наша земля! // Всё это мы!
  • Разностопность строк. Неравномерный ритм может усиливать драматизм и напряжение в стихотворении. Есть возможность акцентировать определенные слова или фразы, придавая им особую значимость:
За бугром куют топоры [Стандарт - 8 стоп]
Буйные головы сечь [Стандарт - 7 стоп]
Но инородцам кольчугой звенит
[Длина возрастает до 10 стоп]
Русская речь
[И здесь резкий переход - 4 стопы]
Кадр из клипа "Небо славян". Кинчев на фоне Андреевского флага -  кормового флага кораблей Российского императорского флота и Военно-морского флота РФ. Флаг назван по имени апостола Андрея Первозванного, распятого, по преданию, на косом кресте.
Кадр из клипа "Небо славян". Кинчев на фоне Андреевского флага - кормового флага кораблей Российского императорского флота и Военно-морского флота РФ. Флаг назван по имени апостола Андрея Первозванного, распятого, по преданию, на косом кресте.

Разностопность строк, где каждая четвертая строка усечённая, свойственна всему тексту песни. Таким образом авторы создают акценты: Небо славян, Белая рать, Русская речь, Все это мы и т.д. Удивительно, но в песне таким образом задаётся параллельный лирический сюжет - он составлен как раз из этих ритмически выбивающихся малостопных фраз. И очень выразительна заключённая в данную линию динамика-формула: [здесь]: Мы родились - > Выросли мы - > Нам помирать.

Короткие строки увеличивают плотность текста, повышают его контрастность, зернистость на уровне формы, а также актуализируют его идейное наполнение.

Всё это Мы!

Формула: [здесь] мы родились - > [здесь] выросли мы - > [здесь] нам помирать, - систематизирована еще и тем, что использует формы местоимения 1 лица множественного числа (т.е. "мы" и его падежные формы). Этим, например, текст Кинчева принципиально отличается от шамановского "Я русский!", преисполненного формами 1 лица единственного числа: Я русский! Я иду до конца! И мне повезло и т.д.

Вообще же, использование форм на "мы" свойственно не только для описанной базовой модели, но для всего текста Кинчева.

Песня "Небо славян" входит в альбом "Сейчас позднее, чем ты думаешь" (2003). По определению Кинчева "это песня не про анализ крови, а про то, что все мы единоверцы, то есть едины в вере, едины в любви к Родине, едины в гордости за свою страну и её историю, едины в желании не поганить то, что создавалось веками, а поганящих пресекать".
Песня "Небо славян" входит в альбом "Сейчас позднее, чем ты думаешь" (2003). По определению Кинчева "это песня не про анализ крови, а про то, что все мы единоверцы, то есть едины в вере, едины в любви к Родине, едины в гордости за свою страну и её историю, едины в желании не поганить то, что создавалось веками, а поганящих пресекать".

Всё описанное нами создаёт эмоциональную нагрузку трека, образуя чувства гордости, тоски и надежды, что создает сильную связь с аудиторией. В песне затрагиваются важные для общества вопросы, что делает её актуальной и резонирующей со слушателями.

Русский рок во многом перенял функции поэзии, став голосом времени, и текст в нём играет главную роль. Поэтому именно филологический анализ музыкальных композиций русского рока открывает путь к его осмыслению.

P. S. В статье мы старались отказаться от каких-либо оценок, оставив это право за вами - читателями.