Найти в Дзене

Веломаршрут «Молосковицы-Большой Сабск-Веймарн-Кингисепп». Поездка в Курск. Первые грибы в сезоне.

  • Тип маршрута: велосипедный
  • Дата поездки: 19 августа 2024 года
  • Сложность: 3 из 5 балла
  • Направление: юго-запад Ленинградской области, Большой Сабск, Веймарн, Кингисепп
  • Протяжённость: ≈ 102 км
  • Набор высоты: 282 м (по картам Strava)
  • Покрытие: 37+5+35=80 км асфальта, 3+2+1=7 км грейдера, 2 + 6+ 2+4=15 км грунтовой дороги (из них 1 км сильно заросшей тропы в районе р. Лубенка)
  • Наличие грязи: большое количество участков с лужами и грязью на грейдерно-грунтовом участке от деревни Мышнкино до Юрков
  • Краткое описание: Первая часть маршрута от Молосковиц до Большого Сабска это асфальтовый участок шоссе сносного качества. После Большого Сабска, а именно у деревни Мышкино начинается непростой преимущественно грунтовый участок до деревни Юрки общей протяжённостью около 16 километров. Затем через Веймарн и до самого Кингисеппа маршрут пролегает по шоссейной дороги. Из достопримечательностей в первую очередь надо отметить сохранившийся до наших дней межевой столб с отметками количества «ревизских душ» села Яблоницы, а также ряд старых церквей, пару бывших усадеб и военные памятники на Лужском оборонительном рубеже.
  • Достопримечательности: Межевой столб с отметками количества «ревизских душ», Воскресенская церковь, посёлок Курск, Смоленская церковь, ДЗОТы, усадьба в Редкино, церковь Троицы Живоначальной, Богословская церковь в Ивановском, усадьба Мануйлово, в Кингисеппе: Екатерининский собор, памятник Петру I, Летний сад с остатками земляных валов крепости Ям.
  • GPX трек маршрута с отметками: Молосковицы-Большой Сабск-Веймарн-Кингисепп (Яндекс Диск)
    GPX трек маршрута с отметками: Веймарн-Большой Сабск- Молосковицы (изначальный) (Яндекс Диск).
  • Маршрут на Strava Молосковицы-Большой Сабск-Веймарн-Кингисепп (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)

Сегодня нас ожидал ещё один давно запланированный маршрут на юго-западе Ленинградской области из посёлка Молосковицы до железнодорожного посёлка Веймарн через Большой Сабск. Забегая вперёд скажу, что изначальный маршрут предполагался со стартом в обратном направлении из Веймарна, но был изменён и продлён до города Кингисеппа, о причинах этого изменения расскажу чуть позже.

Схема изначально запланированного маршрута из Веймарн в Молосковицы протяжённостью около 80 км.
Схема изначально запланированного маршрута из Веймарн в Молосковицы протяжённостью около 80 км.

GPX трек маршрута с отметками: Веймарн-Большой Сабск- Молосковицы (изначальный) (Яндекс Диск).

Те, кто решит проехать маршрут «Веймарн-Молосковицы», имейте в виду, что, из-за небольшого количества электричек на этом направлении, вам придётся преодолеть его за не самый большой промежуток времени, около 6 часов, чтобы успеть на обратную электричку в 15:43.

Схема фактического маршрута с отметками основных достопримечательностей
Схема фактического маршрута с отметками основных достопримечательностей

GPX трек маршрута с отметками: Молосковицы-Большой Сабск-Веймарн-Кингисепп (Яндекс Диск)

Необходимо учесть, что на данном маршруте возврат из Кингисеппа на электричке возможен только на утренней электричке, либо воспользоваться иным доступным транспортом.

Итак, теперь ближе к делу, то есть к маршруту. До места старта отправляемся с Балтийского вокзала на полюбившемся дизель-поезде в 7 утра.

После двухчасовой поездки на комфортном дизель-поезде ДТ-1 (он же «дятел») добираемся до Молосковиц. Старая деревня Молосковицы впервые упоминается ещё в 17 веке во времена шведского правления на этой земле.

Молосковицы встретили нас «комфортным» пешеходным переходом, перегороженным «товарняком».
Молосковицы встретили нас «комфортным» пешеходным переходом, перегороженным «товарняком».

Рядом расположена интересная достопримечательность, это разрушенная Белая кирха 17 века со старыми надгробиями на прилегающем кладбище. Об этом интересном месте я уже рассказывал в одной из прошлых статей, когда мы путешествовали по маршруту «Веймарн – Волосово – Тайцы».

Из Молосковиц едем по шоссе в южном направлении до посёлка с "большим" названием Курск.

Вскоре на горизонте показались первые строения посёлка Курск.

-6
Вот и посёлок Курск Ленинградской области
Вот и посёлок Курск Ленинградской области

Курск удивил своей неухоженностью, вдоль всей дороги тянулся толи полупостроенный, толи уже разрушенный тротуар, периодически прерывающийся вырытыми котлованами и прилично заросший сорняком.

В посёлке делаем остановку у типового магазина, где нас поджидала местная живность.

Далее делаем остановку у Воскресенской церкви, построенной в 1846 году на средства крупнейшего землевладельца Ямбургского уезда Александра Фёдоровича Веймарна, о котором я уже упоминал в одной из предыдущих поездок этого сезона.

Воскресенская церковь
Воскресенская церковь

Напротив церкви находится ещё одна ценная историческая достопримечательность, это межевой столб с отметками количества "ревизских душ", напоминающий о периоде помещичьего землевладения.

Межевой столб села Яблоницы (ныне деревня Курск) с количеством душ и земли.
Межевой столб села Яблоницы (ныне деревня Курск) с количеством душ и земли.

Едем дальше и вскоре замечаем дамбу на реке Вудра, это оказалась разрушенная Устинская ГЭС.

От дороги к гидроэлектростанции ведёт старая булыжная дорога уже прилично заросшая травой.
От дороги к гидроэлектростанции ведёт старая булыжная дорога уже прилично заросшая травой.

Устинская ГЭС мощностью 175 кВт построена в 1946 году на месте деревянной водяной мельницы. Она обеспечивала электроэнергией около 18 предприятий и колхозов в Волосовском районе. Позже, в связи с запуском Ленинградской АЭС, ГЭС была закрыта.

Остатки сооружений ГЭС.
Остатки сооружений ГЭС.

Стартуем от ГЭС и следуем по шоссе до деревни Волна, которая впервые упоминается ещё в 1500 году и ранее имела название «Волок Волын».

Здесь останавливаемся у небольшой Смоленской церкви, сохранившаяся до наших дней, построена в 1890 году в псевдорусском стиле.

Смоленская церковь
Смоленская церковь

По дороге нам всё время встречались памятные таблички, напоминающие нам о том, что во время Великой Отечественной войны на данном участке дороги летом 1941 года проходила линия фронта, которую обороняли курсанты и командиры пехотного и артиллерийского Ленинградских училищ.

Примерно ещё через 7 км добираемся до старинной деревни Редкино, которая впервые упоминается в 1500 году. В 1723 году Редкино была пожалована Петром I своему кабинет-министру барону Ивану Антоновичу Черкасову. В конце 18 века его сын - Иван Иванович Черкасов построил в Редкино каменную Троицкую церковь и создал новый усадебный дом в стиле классицизма.

Всё что осталось от усадебного дома
Всё что осталось от усадебного дома

В 19 веке следующие владельцы поместья Влодимировы и Сахаровы возвели новые хозяйственные постройки (зернохранилище, амбары, конюшни и т.п.), фабрику и мельницу.

В советское время в усадьбе располагалась детская школа-интернат.

Поблизости находится церковь Троицы Живоначальной, построенная в 1786 году.

Отправляемся дальше и через несколько километров доезжаем до крайней точки нашего маршрута, это довольно крупная деревня Большой Сабск с городскими пятиэтажками, расположенная на берегу реки Луги.

Шоссе на въезде в Сабск
Шоссе на въезде в Сабск

Большой Сабск впервые упоминается в 1676 году на шведских картах как деревня с названием «Сапска».

Местная реклама спутникового телевидения
Местная реклама спутникового телевидения

Здесь заезжаем в магазин за провиантом, а после пытаемся обнаружить два ДЗОТа (деревоземляная огневая точка) времён Великой Отечественной войны, а вернее место, где они располагались, поскольку от деревянных сооружений уже ничего не осталось, кроме, разве что, вечной памяти подвигу курсантов и красноармейцев, которые здесь в течение более месяца держали оборону, нанося урон немецким войскам.

Эти ДЗОТы расположены на бывшем Лужском оборонительном рубеже - это линия укреплений протяжённостью около 300 километров, построенная в период с июня по август 1941 года с целью остановить продвижение немецкой армии в направлении Ленинграда.

Оба ДЗОТа были частично восстановлены из брёвен в качестве памятников.

Памятник на месте первого ДЗОТа среди построек Большого Сабска
Памятник на месте первого ДЗОТа среди построек Большого Сабска

Второй ДЗОТ расположен прямо у берега Луги, к нему добираемся уже по лесной дороге.

Прощаемся с Большим Сабском и едем в обратном направлении по тому же шоссе. Вскоре, после уже знакомого нам Редкино, сворачиваем в направлении деревни Мышкино.

Поворот на Мышкино.
Поворот на Мышкино.

Здесь начинаются первые грунтово-грейдерные участки. Вначале нас ожидает сносный грейдер с некоторым количеством грязи протяжённостью около трёх километров.

Переезжаем реку Вруда, рядом находятся опоры бывшего моста.
Переезжаем реку Вруда, рядом находятся опоры бывшего моста.

А вот дальше появляется грунтовый спецучасток, точное состояние которого для нас было загадкой, мы надеялись на отсутствие неприятных сюрпризов.

Вначале грунтовка была проезжаема, но постепенно становилась всё более заросшей и уходила в дремучий лес.

Участок грунтовки в лесу.
Участок грунтовки в лесу.

Без сюрпризов не обошлось, ближе к реке Лубенка дорога совсем исчезла, заросла. Просматривалась только небольшая тропа с протоптанной кем-то травой.

Заросший участок грунтовой дороги вблизи речки Лубенка
Заросший участок грунтовой дороги вблизи речки Лубенка

Через речку перебрались по заваленным брёвнам, предварительно разведав на противоположном берегу заросшую тропинку и убедившись, что она выходит на вполне проезжаемую лесную дорогу.

Переношу велосипеды через речку. Шорты в этих зарослях оказались не кстати, поскольку везде росла крапива в большом количестве. Ноги чесались ещё несколько дней.
Переношу велосипеды через речку. Шорты в этих зарослях оказались не кстати, поскольку везде росла крапива в большом количестве. Ноги чесались ещё несколько дней.

На лесной дороге после речки нам повстречались местные жители на своём самодельном вездеходе, у них разведали дальнейшую дорогу. Они нас вполне обрадовали, сказав, что дальше дорога проезжаема, хотя и имеет некоторое количество сырых участков с грязью и лужами. Поэтому мы смело поехали дальше в направлении деревни Юрки.

Бонусом к лесной дороге стали найденные грибы. На охоте были добыты пару белых и несколько красных грибов.

После грунтового участка выбираемся через деревню Юрки в Ивановское.

Дорога в Ивановское
Дорога в Ивановское

Здесь посещаем продуктовый магазин и немного отдыхаем.

После едем через дамбу на реке Хревица в сторону шоссе.

Дорога на дамбе
Дорога на дамбе
Водопропускной канал и Богословская церковь вдалеке.
Водопропускной канал и Богословская церковь вдалеке.
Памятник «Посёлок Ивановское – населённый пункт воинской славы»
Памятник «Посёлок Ивановское – населённый пункт воинской славы»

Перед выездом на шоссе ещё осматриваем Богословскую церковь, построенную в 1909 году. Интересно, что до революции деревней Ивановское владели члены семьи известного поэта Александра Блока, они так же содействовали строительству данной церкви.

Богословская церковь постепенно восстанавливается.
Богословская церковь постепенно восстанавливается.

Проект церкви в псевдорусском стиле выполнил известный петербургский архитектор Василий Косяков. Он является автором проектов ряда исторических зданий и церквей Санкт-Петербурга, а также Морского Никольского собора в Кронштадте.

Едем дальше и через 10 километров добираемся до деревянной усадьбы в Мануйлово, в которой сейчас размещается туберкулёзная больница.

Шоссе из Ивановского
Шоссе из Ивановского
Каменное здание бывшей усадьбы с пристроенными деревянными крыльями и верандой.
Каменное здание бывшей усадьбы с пристроенными деревянными крыльями и верандой.

Нормально сфотографировать усадьбу не получилось, поскольку не было подходящего ракурса из-за заросшей вокруг местности. Более того нам на встречу вышел недоброжелательный охранник, который сказал уезжать отсюда и при этом удалить сделанные фото. Поэтому больше здесь не задерживаемся и следуем обратно к шоссе.

Далее добравшись до Веймарна не останавливаемся, как это было запланировано изначально, а едем дальше до Кингисеппа по шоссе. Это как раз то самое изменение маршрута, о котором я говорил в начале статьи. Дело в том, что нам пришлось продлить маршрут до Кингисеппа по той причине, что мой коллега по велоремеслу Пётр Савченко, на неделе оставил там свой автомобиль, для того чтобы далее отправиться на велосипеде в небольшое путешествие через Эстонию по маршруту Кингисепп - Нарва- Йыхви -Тарту-Печоры (позже, возможно, добавлю ссылку на описание данного путешествия, если таковое явится на свет). Собственно теперь ему надо было забрать авто.

Через 16 километров добираемся до финиша - города Кингисепп.

-46

Сам Кингисепп мы посещали ещё в прошлом году, когда проехали интересный бреветный маршрут длинной в 200 километров из Веймарна через Кингисепп, Усть-Лугу и Кургальский заказник в Сосновый бор.

Схема прошлогоднего маршрута из Веймарна в Сосновый бор через Кургальский заказник
Схема прошлогоднего маршрута из Веймарна в Сосновый бор через Кургальский заказник

Кингисепп – город, который был основан в 1384 году как крепость Ям на границе Новгородской земли, прежде назывался Ямбургом и Ямгородом. Современное название получил в 1922 году в честь эстонского революционера Виктора Кингисеппа.

В этот раз сам город не осматриваем, поскольку, как было сказано выше, мы были здесь в 2023 году, тем более пора уже ехать, до Петербурга дорога не близкая, особенно в воскресный вечер по одной дороге с дачниками.

Финишируем в Кингисеппе у здания администрации

Памятник Петру I перед зданием администрации.
Памятник Петру I перед зданием администрации.

Спасибо за внимание, скачивайте трек и отправляйтесь в путешествие!

Читайте также о другом велосипедном маршруте из Веймарна: