В стремлении создать нечто уникальное, конструкторы зачастую шли на откровенно «чуднЫе» шаги — например, попытались установить на автомобиль двигатель от самолёта! Зачем такая мощность бронеавтомобилю — непонятно, но факт в том, что такой проект был. И мы с вами просто обязаны его рассмотреть как можно детальнее.
История создания
В конце XIX века, а именно в 1897 году некие братья Сизарре, Морис и Жорж, арендовали маленький гараж в городке Пюто (небольшой городок в пригороде Парижа) для создания своего автомобиля. Братья разрабатывали неплохой по тем временам автомобиль, но они совсем не умели строить корпуса — для этого они «переманили» к себе своего друга, Луи Нодин, который работал в знаменитом ателье «De Dion». Союз братьев и инженера позволил создать их первый автомобиль — 8-сильный Sizarre-Naudin с интересной конструкцией коробки передач. Это было в 1905 году, и в тот же год братья обрели известность, представив свой автомобиль на выставке в Париже.
Это привлекло к их компании внимание — в 1906 году их «покупает» барон де’Уз, который спал и видел, как его новое приобретение создаёт гоночные автомобили (в те годы это было модным явлением), способные побеждать во всех возможных гонках. Однако братья Сизарре, которые ещё работали на де’Уза, создать такой автомобиль не смогли. И в 1912 году, когда на очередной из гонок все три автомобиля конструкции Сизарре не смогли добраться к финишу, барон рассвирепел и братьев уволил.
Но братья не сдались, и со всеми своими накопленными средствами вошли «в долю» другой компании — Berwick. Там их дела пошли успешнее — они создали свой первый автомобиль с независимой подвеской на все четыре колеса, запатентовали особой формы радиатор (при этом умудрившись «оставить с носом» Rolls-Royce), а также разработали ещё несколько интересных узлов для своих автомобилей. В общем, к началу Первой Мировой Войны, альянс Sizarre-Berwick мог считаться своеобразным знаком качества.
С началом войны и этот альянс «оказался втянутым в гонку вооружений» - банально хотел заработать на поставках техники в армию. С этой целью они создали весьма интересную модель бронеавтомобиля, оснащённую авиационным двигателем и авиационным же пропеллером. Как это удалось, спросите вы?
Конструкция
Из всех описанных мной на данный момент британских бронемашин, эту можно назвать самой одиозной. Согласитесь, где ещё такое увидеть, как не в Британии периода Первой Мировой Войны?
Бронированный корпус и шасси
За основу при разработке этого бронеавтомобиля взяли Sizaire-Berwick 20CV, серийный автомобиль, разработанный братьями Сизарре. Это был туринг-кар из семейства «лухури», то есть роскошных машин. Взяли его по нескольким причинам:
- Длинная колёсная база;
- Надёжный и достаточно производительный двигатель;
- Прочное шасси;
На это шасси решили установить бронированный корпус нестандартной даже для тех лет конструкции. До кабины это был вполне себе привычный автомобиль с передним расположением двигателя, выполненный из листов котельного железа толщиной в 6.35 мм. Кабина целиком была унаследована от гражданского автомобиля, разве что её довольно сильно упростили.
В кабине было всего два места – механика-водителя и стрелка (он же – командир боевой машины). И оба они страдали от малого обзора – прорезанные в щитках, расположенных вместо лобового щитка, смотровые щели не обеспечивали достаточного обзора, а возможность поднять щиток была только у механика водителя. Командиру машины оставалось лишь довольствоваться малым полем обзора, что открывалось через прорезь для прицела – его щиток поднимающимся сделать не додумались. Зато каждому из членов экипажа дали собственную дверцу для посадки/высадки из машины.
Для повышения защитных качеств кабины, некоторые её части, например крыша или щиток радиатора, устанавливались под углом к вертикали, что повышало вероятность рикошета попавшей в них пули. Такое решение объяснялось тем, что создатели преследовали цель усилить бронирование, не перетяжеляя при этом машину. Под углом расположили и «скулы» ведущие от моторного отсека к кабине бронеавтомобиля.
Требования к повышению бронезащиты кабины возникли не на пустом месте – прямо за её задней стенкой располагался бензобак, предназначенный для второго двигателя. Первый двигатель «питался» из привычно расположенного под сиденьями экипажа бака. На этом устройство «обитаемой» части машины можно завершать, больше в нём ничего интересного нет.
Силовая установка и ходовая часть
Самое интересное, на мой взгляд, в этом бронеавтомобиле заключалось в его силовой установке – в ней было задействовано два двигателя. Основной, который был в машине изначально – 20-сильная бензиновая рядная «четвёрка» карбюраторного типа, предназначалась для движения бронемашины на крейсерских скоростях (примерно до 30 км/ч).
А вот ускоряться броневик мог за счёт авиационного двигателя Sunbeam Crusader, соединённого с четырёхлопастным винтом, защищённым снизу от различных особенностей местности. Предполагалось, что его можно будет использовать на шоссе, или в пустынной местности, где ничего не нарушит нормального хода машины по прямой. Планируемая скорость с этим двигателем была в районе 110 километров в час, но мне неизвестно, достигал ли автомобиль такой скорости.
Ходовая часть при этом не была никоим образом модернизирована, и фактически, не была предназначена к таким скоростям. Малейшее препятствие, попавшее под колесо, могло как подбросить машину, так и попросту нанести серьёзный удар по подвеске и ходовой части в целом. Но такую ошибку допускали большинство конструкторов начального периода Первой Мировой Войны.
Вооружение
Из вооружения на бронеавтомобиль традиционно планировали поставить один 7.7-мм пулемёт Vickers (британская копия «Максимки») с водяным охлаждением ствола. На тот период этот пулемёт больше всего отвечал требованиям надёжности, долговечности и гарантировал достаточное убойное действие на оптимальных дистанциях боя.
Остальные пулемёты британские конструкторы не любили по нескольким причинам – металлургия тех лет не давала производить стволы, не требовавшие замены после двух-трёх отстрелянных лент. Тем самым, установка пулемётов с водяным охлаждением решала вопрос более чем качественно – не было никакой нужды снимать пулемёт для замены ствола (которую в 1915 году нельзя было сделать тремя-четырьмя движениями руки), да и нагрева от него будет меньше.
Вместо заключения
То, что эта машина не прошла даже заводских испытаний, невольно вызывает чувства благодарности к конструкторам – ведь попади это чудовище на фронт, кто знает, скольких бы жизней лишились британские солдаты в ходе атак на этих бронеавтомобилях. Но зато он остался в памяти историков и людей, интересующихся военной тематикой, как один из самых одиозных бронеавтомобилей в мире.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!