Найти в Дзене
Т-34

Алмазы для Победы: подвиг сестёр Апраксиных

Всем привет, друзья!

ДО войны семейной реликвией семьи Апраксиных были драгоценные бриллиантовые серёжки, оставшиеся ещё от бабушки. А сегодня в семье их дочери Натальи Александровны Ивановой, инженера-конструктора исследовательского отдела СКВ, очень дорожат двумя старыми пожелтевшими газетами. В них описаны те, кого уже нет, — мать — Надежда Васильевна, и тётя — Вера Васильевна, и ещё знаменитые серёжки, которые помогли выполнить в 1943 году срочный военный заказ.

Наталья Александровна рассказывает:

— В 1941 году мне исполнилось 5 лет. Большой семьёй — отец, мама с сестрой, бабушка и дедушка — мы жили в Ленинграде, недалеко от Смольного. Отец был мастером на заводе «Электросила» (сейчас «Сибмотор»). Помню первые бомбёжки Ленинграда, начало эвакуации. В первую очередь отправляли матерей с детьми. С эшелоном рабочих «Электросилы» мы приехали в Томск. Отец остался в блокадном Ленинграде, продолжал работать на заводе. Все тогда думали, что война будет недолгой, мы даже вещей с собой почти не взяли.

НО война становилась всё суровей. Даже в сибирском городке, далёком от линии фронта, было неимоверно тяжело. Маленькая Наташа почти не видела маму и тётю, те по 16 часов в сутки находились на заводе. С конвейера «Сибмотора» один за другим сходили так необходимые фронту электродвигатели для танков, самолётов, подводных лодок. Приходили очень хорошие письма от отца из блокадного города.

Александр Иванович интересовался, как растёт дочка, здоровы ли все, где устроились. О себе сообщал коротко, что приходится много работать. И почти в каждом письме спрашивал — нельзя ли прислать что-нибудь из продуктов. Но помочь отцу было нечем, сами жили на скудном военном пайке, летом варили суп из крапивы и других трав, яйца и картошку мать выменивала в деревнях на довоенные платья.

В середине войны писем от отца не стало, а позже его брат написал, что нашёл его мёртвым в квартире. Наталья Александровна так и не знает, где могила отца: в суровые блокадные зимы всех хоронили в одной общей могиле.

Александр Иванович до конца выполнил свой долг там, в далёком Ленинграде. А здесь, в Томске, на «Сибмоторе», стойко трудились для победы две худенькие женщины, две сестры Апраксиных. И однажды их фамилия стала известна не только на заводе — о них заговорил весь город.

«Сибмотор» получил особый срочный заказ для фронта, и он оказался на грани срыва. В резцах для обработки твёрдых сплавов стёрлись алмазы. Обзвонили не только все предприятия и лаборатории Томска, но и соседние города. Напрасно: алмазов не было. Каждый рабочий переживал случившееся. И тут сестры вспомнили про фамильные серёжки с бриллиантами. Раздумывать долго не стали. А утром, увидев эти драгоценные алмазы, начальник цеха растроганно говорил: «Вы не представляете, что вы сделали для коллектива, для Родины. Ваши бриллианты будут служить победе над врагом». Задание фронта было выполнено в срок.

СЕСТРЫ Апраксины не дожили до 40-летия Победы. Вера Васильевна умерла в 1983 году, на год пережила её сестра — Надежда Васильевна.

Я прошу Наталью Александровну рассказать, какими они были.

— Мама и тётя были замечательными людьми, я их называла беспартийными коммунистами. Очень терпеливые, очень самоотверженные. Отличала их предельная честность, добросовестность, совестливость. Для себя просить не любили, так всю жизнь и прожили в небольшой квартирке, куда вселились ещё в войну. Очень добрые были. К нам любили заходить люди. Мама и тётя воспитали дочку умершей в войну старшей сестры. А в молодости они были завзятыми театралками, не пропускали ни одной театральной премьеры. Сейчас подрастают их внуки, мои сыновья. Старший Евгений — ученик слесаря цеха № 15, собирается поступать в военное училище, а младший Серёжа учится в 4-м классе. Про поступок своих бабушек, конечно, знают и гордятся ими. Но оценят по-настоящему его только с возрастом, когда станут и щедрее сердцем, и мудрее.

ТРУДНУЮ, но прекрасную жизнь сестёр Апраксиных, открытость их душ, бескорыстность поступков нельзя оценить даже теми знаменитыми алмазами. Это не имеет цены. А разве другие тогда не жертвовали всем, чем могли, чтобы приблизить День Победы? Это величие духа советских людей в ту войну нас, послевоенное поколение, поражает до сих пор. И снова, и снова мы задаём себе вопрос: а смогли бы мы так, как они? И твёрдо говорим: смогли бы.

Ведь чтобы мы ответили так, а не иначе, они отдавали тогда всё самое дорогое. И бриллианты. И жизнь.

Н. КИРМАН (1985)

★ ★ ★

ПАМЯТЬ ЖИВА, ПОКА ПОМНЯТ ЖИВЫЕ...

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

★ ★ ★

Поддержать канал:

  • кошелек ЮMoney: 410018900909230
  • карта ЮMoney: 5599002037844364