Статья подготовлена Матасовой Татьяной Валериевной
- эксперт по вопросам налогового и бухгалтерского учета;
- практикующий бухгалтер, аудитор и налоговый консультант;
- член «Палаты налоговых консультантов»;
- преподаватель корпоративных и открытых семинаров по российскому
бухгалтерскому учету и налогообложению.
Думаю, ни для кого не будет открытием, если я скажу, что в мире фриланса бухгалтеры имеют отличные возможности для заработка. Надо только иметь ключевые профессиональные навыки (ссылка на статью Бухгалтер на удаленке: ключевые профессиональные навыки и вызовы современности) и правильно выбирать компании для сотрудничества.
Так какие же компании взять на бухобслуживание, чтобы обеспечить стабильный доход и минимизировать риски? Я, как профессионал, который долгое время специализировался на бухгалтерском фрилансе, с удовольствием поделюсь своим опытом.
Содержание:
- Совет №1. Выбирайте простые по учету компании
- Совет №2. Сотрудничайте с небольшими компаниями и ИП
- Совет №3. Выбор компаний по схожей специфике
- Совет №4. Оценка объема работы и сложности
- Совет №5. Обратитесь к наставнику.
Совет №1. Выбирайте простые по учету компании
Выбирайте компании с учетом сложности их бухгалтерского учета. Одной из самых простых для учета является оптовая торговля.
У них обычно меньше транзакций и более однотипные бухгалтерские операции, что делает процесс учета менее сложным.
Поэтому, если хотите набраться практического опыта и уверенности в своих навыках, то такие компании могут быть отличным выбором для выхода на фриланс.
Большая востребованность сейчас в Бухгалтерах по работе с маркетплейсами (Wildberries, Ozon, Яндекс). Конечно, такой учет предполагает некоторые дополнительные знания, но, если разобраться, то работа все еще достаточно прозрачная и вполне понятная для новичка.
Чуть сложнее учет в рознице, так как розничная торговля требует более детализированного учета, знание работы с эквайрингом, онлайнкассами.
Ну и, пожалуй, самыми сложными видами деятельности, считаются строительство и внешнеэкономическая деятельность (ВЭД).
Учет в данных видах деятельности требует обширных знаний законодательства, высокой квалификации, опыта, а также требует больше времени и усилий на обработку и анализ информации, и соответственно, большей ответственности.
Однако, и стоимость ведения учета в таких компаниях обычно гораздо выше.
Совет №2. Сотрудничайте с небольшими компаниями и ИП
Почему небольшие и средние компании или ИП?
Дело в том, что в таких компаниях, как правило, небольшие обороты и не так много хозяйственных операций.
Поэтому руководителям или ИП невыгодно брать на полный день в офис сотрудника бухгалтерии. А вот частичная занятость в удаленном формате самое то.
Учет в таких компаниях значительно проще. Большая часть малого и среднего бизнеса применяет упрощенную систему налогообложения. Некоторые индивидуальные предприниматели и вовсе на патентной системе налогообложения.
Соответственно, вы можете взять на обслуживание несколько таких компаний, тратить от 2 до 5 часов в день, и иметь стабильный доход.
Кстати, из собственного опыта скажу, что такие компании очень часто нуждаются не просто в бухгалтере, который ведет учет, а в советнике, который поможет им выбрать оптимальную систему налогообложения, составить финансовое планирование, сэкономить на налогах и т.д. Такое сотрудничество взаимовыгодно. Создаются партнерские отношения. Бизнес расширяется благодаря вашим советам, а значит будет доверять вам. А для вас это будет хорошим опытом: вы научитесь управлять своим временем, развиваться и адаптироваться к различным клиентам и их потребностям.
Совет №3. Выбор компаний по схожей специфике
Сразу скажу, что конечно, не всегда такое возможно, но, тем не менее, для тех, кто только начинает свою карьеру в бухгалтерском учете на фрилансе, идеальнее всего обслуживать компании со схожей спецификой отрасли.
Яркий пример – бухгалтер маркетплэйсов.
Так, можно сотрудничать с ИП – селлерами маркетплэйсов. ИП могут не вести бухгалтерский учет, а только налоговый. Значит, достаточно уметь правильно определять налоговую базу, рассчитывать налоги и знать некоторую специфику работы с маркетплэйсами.
Совет №4. Оценка объема работы и сложности
Еще один важный совет из собственной практики. Прежде, чем брать компанию (ИП) -клиента на бухобослуживание, оцените объем работы и сложность операций. Иногда, вроде бы и не сложная компания, и по учету все легко, но в итоге оказывается, что очень много первички, которую нужно заносить, возможно, учет велся неправильно или не велся совсем, тогда придется его восстанавливать.
Когда я только начинала свою деятельность в формате удаленки, мне предложили взять на бухобслуживание фирму, занимающуюся подбором персонала. Да, по сути бухгалтерский, и особенно налоговый учет был прост – УСН 6%.
Но… подводные камни заключались в следующем. В организации большое количество сотрудников, и колоссальная текучка кадров. Ежедневно кто-то увольнялся или устраивался на работу, поэтому учет зарплаты и кадров занимал огромное количество времени и сил. К тому же, как выяснилось, учет кадров велся неверно, и зарплатная отчетность была некорректна. Было необходимо восстановить учет на данном участке, пересдать отчетность, сделать сверку с ИФНС и доплатить страховые взносы и НДФЛ. А вот оплата за ведение учета, которую я по неопытности уже согласовала с клиентом, соответствовала самому простому учету на УСН 6%.
Совет №5. Обратитесь к наставнику.
Вот представьте себе такую ситуацию: вам предложили взять на бухобслуживание организацию с заманчивыми перспективами сотрудничества. И цена хорошая, и развиваться есть куда, но, как говорится, со своими нюансами. Вид деятельности, с которым вы не сталкивались, учет запущен, а у вас еще недостаточно опыта и знаний. Как поступить в этой ситуации? Отказаться?
Конечно, нет! Рассмотрите возможность наставничества.
Работа под крылом опытного коллеги позволит вам быстрее освоить специфику новой отрасли, изучить особенности учета и правила, присущие данному виду деятельности.
Бухгалтер-наставник поможет не только решить текущие задачи, но и оказать содействие в восстановлении учета.
Наставничество в сфере бухгалтерии всегда востребовано. Опытные специалисты готовы делиться своими знаниями, а для начинающих это отличная возможность быстро, в неофициальной обстановке, адаптироваться и получить профессиональную поддержку.
Конечно, не следует забывать о финансовой стороне вопроса. Безусловно, услуга наставничества связана с дополнительными расходами на оплату времени и опыта наставника.
Но, эта та инвестиция, которая очень быстро окупится, так как за более короткий срок вы сможете уверенно взаимодействовать с клиентами и предлагать им более высокий уровень сервиса, что в свою очередь повысит вашу конкурентоспособность на рынке бухгалтерских услуг.
Инвестируйте в будущее!
Повышение квалификации Помощь наставника