История появления термина и его определение
Клиповое мышление. Как часто вы слышите эту фразу, связанную с сегодняшними реалиями?
Сам термин стал общеупотребительным в 1990-е годы, когда обилие клипов и рекламы с динамичной нарезкой на ТВ пришли на смену статичной картинке. Чтобы хоть как-то фильтровать весь этот бесконечный поток информации и видеоряда, людям пришлось приспосабливаться и фокусировать внимание все более избирательно. Его ввел американский социолог Элвин Тоффлер (1928-2016).
Клиповое мышление - это тип мышления, сформированный условным рефлексом, при котором человек предпочитает получать информацию в кратком и наглядном виде, а также способен быстро переключаться между разными источниками информации, не углубляясь в детали.
Небольшая справка! Среди научных классификаций типов мышления нет такого понятия — «клиповое». Так что «Клиповое мышление» — это не научный термин. Также в русском сегменте его ввёл в обиход доктор философских наук, профессор Фёдор Иванович Гиренок, который также написал книгу «Удовольствие мыслить иначе».
Как современное клиповое мышление влияет на восприятие
Клиповое мышление часто связывают с дефицитом внимания, трудностями в построении логических связей, неспособностью концентрироваться, а также с неумением глубоко погружаться в тему и анализировать большие объёмы информации. Однако у этого явления есть не только негативные стороны, но и положительные.
Плюсы клипового мышления
- Многозадачность и скорость обработки информации. Клиповое мышление позволяет нам быстро анализировать большие объёмы разрозненных данных и оперативно принимать решения. Это ценный навык для руководителей, менеджеров, официантов, администраторов и других специалистов, работающих с людьми.
- Мозг защищает себя от перегрузок. Он не может эффективно обрабатывать каждую единицу информации в слишком быстром темпе, поэтому фильтрует мощный информационный поток, чтобы предотвратить перегрузку.
Минусы клипового мышления
- Плохая память. Зная, что любую информацию можно найти в интернете, человек может перестать запоминать её. Это может привести к проблемам с учёбой и в жизни.
- Рассеянность внимания. Человеку сложно вникнуть в материал и запомнить его, если он не может сосредоточиться.
- Искажение фактов. Яркие образы могут искажать в сознании человека реальные события или суть проблемы. Если человек не проверяет факты, а воспринимает только эмоциональные образы, он теряет навык критического мышления.
Примеры клипового мышления
- В учебных заведениях. Школьник или студент не может сконцентрироваться на уроке/паре, потому что информация подаётся слишком медленно и однообразно. Из-за этого внимание ученика рассеивается, и он отвлекается на посторонние вещи. В результате возникают сложности в обучении, а материал в будущем остаётся непонятым.
- В бизнесе и стратегическом мышлении. Менеджер сталкивается с несколькими новыми проектами, каждый из которых требует приоритетной обработки. Вместо долгого анализа всех деталей каждого проекта менеджер может использовать клиповое мышление. Он быстро выделяет основные характеристики каждого проекта и определяет, какой из них имеет наибольший потенциал для успешной реализации.
Как бороться с клиповым мышлением и имеет ли это смысл?
Можно не пытаться избавиться от клипового мышления, а сосредоточиться на том, чтобы минимизировать его негативные аспекты и в полной мере использовать преимущества. Например, способность быстро обрабатывать информацию может быть полезна при принятии решений. А умение заниматься несколькими делами одновременно может помочь в ситуации, когда на работе возникает аврал. Кроме того, важно научиться защищаться от перегрузок.
Чтобы минимизировать негативное влияние, нужно:
- Ограничить время, проводимое в социальных сетях;
- Периодически делать информационные «каникулы»;
- Читать художественную литературу;
- Концентрироваться на одной задаче.