Коллинеарность (соосность) валов считается идеальной, когда центры валов находятся на одной осевой линии. Соответственно несоосность показывает обратный результат. Отсюда логический вывод - центровка валов машин является обязательным действием, направленным на обеспечение качественной безопасной работы.
Стационарный и подвижный вал
Последствия нарушения коллинеарности выражаются следующими моментами:
- преждевременный выход из строя подшипников, сальников, муфтовых соединений;
- усиление осевой и радиальной вибрации;
- повышение температуры нагрева подшипниковых узлов и смазывающей жидкости;
- ослабление или поломка элементов крепежа к фундаменту.
Когда проверяется, например, коллинеарность муфтового соединения насоса и электродвигателя, насосный вал определяется как стационарный, а вал электродвигателя как подвижный. Центровка соединения всегда производится, исходя из положения подвижного вала относительно стационарного.
Центр вращения стационарного вала
Центр вращения стационарного вала – это опорная линия с нулевыми координатами. В системе координат X-Y плюсовыми значениями являются перемещения вправо по горизонтали и вверх по вертикали.
Несоосность вычисляется путём определения положения центра подвижного вала в двух плоскостях, относительно положения центра оси стационарного вала (горизонтальная ось X и вертикальная Y).
Горизонтальная коллинеарность
Состояние несоосности (вид сверху), которое корректируется перемещением электродвигателя в боковых направлениях по оси X – это горизонтальная центровка. Электродвигатель перемещают вправо-влево, добиваясь, таким образом, соосности и параллельности в горизонтальной плоскости.
Вертикальная коллинеарность
Состояние несоосности (вид сбоку), которое корректируется перемещением электродвигателя вниз или вверх по оси Y – это вертикальная центровка. Необходимую величину смещения получают путём установки под лапы мотора регулировочных пластин разных по толщине.
Центровка по видам несоосности
Параллельная несоосность – состояние, когда оси вращения валов расположены на одинаковом расстоянии одна от другой и по всей их длине.
Угловая несоосность – состояние, когда оси вращения валов расположены на разных расстояниях одна от другой и по всей их длине.
Центровка соединения должна проводиться:
- после монтажа нового оборудования;
- после соединения оборудования с трубопроводами и арматурой;
- по завершении ремонтных работ;
- если при работе отмечается повышенный шум и вибрации;
- если температура подшипниковых узлов выше нормы.
Процедура центровки соединения валов агрегатов:
- Установить измерительное устройство;
- Проверить и скорректировать положение мягкой вставки;
- Вычислить значения несоосности;
- Выполнить качественную центровку валов;
- Составить отчёт о проделанной работе.
Инструмент для центровки муфтовых соединений
Существует целый ряд инструментов для центровки муфтовых соединений, начиная от простейших и завершая совершенными наборами.
Самый простой и доступный набор содержит:
- штангенциркуль,
- линейку,
- пластинчатые щупы разной толщины.
Точность измерений этим набором невысока. Качество центровки обеспечивается не столько инструментом, сколько мастерством и опытом механика. Сама процедура центровки с помощью этих инструментов может занимать продолжительное время.
Цифровой анализатор центровки соединений – инструмент из серии наиболее совершенных приспособлений. Анализатор позволяет быстро и легко отцентрировать валы с высокой точностью.
Работу может выполнить любой человек, изучивший инструкцию по работе с цифровым анализатором. Однако стоимость цифрового измерителя очень высока и далеко не всем по карману.
Между тем есть экономичная альтернатива – ещё один вид измерительного анализатора, построенного на основе двух индикаторов часового типа. Один индикатор определяет отклонения по оси X, другой по оси Y. Удобный, эффективный, недорогой инструмент, помогающий быстро центровать, к примеру, муфтовое соединение между электродвигателем и насосом.
Пошаговая инструкция центровки пары электродвигатель-насос
- Проверить правильность установки рамы агрегата на фундаменте при помощи строительного уровня. Выполняется эта операция в продольном и поперечном направлениях.
- Если расстояние между анкерными болтами рамы превышает 800 мм, установить под раму дополнительные подкладки в центральной точке межанкерного расстояния. Подкладки должны плотно прилегать к раме и фундаменту.
- Ослабить болты крепления насоса и болты крепления подшипниковой опоры. Убедиться, что на подшипниковую опору не действуют какие-либо нагрузки.
- Затянуть крепёжные болты на основании насоса, оставив ослабленным крепёж подшипниковой опоры.
Дальнейший процесс центровки:
- Измерить величину зазора между муфтами электродвигателя и насоса. Эта величина не должна превышать значений 3-5 мм. В случае несоответствия, ослабить крепление электродвигателя и выставить мотор на место до получения указанных цифр. Получив результат, закрепить двигатель.
- Проверить свободный ход вращения, прокручивая валы агрегата вручную. Свободное вращение, без наличия заеданий – свидетельство корректного состояния устройств.
- Используя червячные хомуты, разместить на полумуфтах механизм центровки. Основная и ответная часть механизма устанавливаются с осевым зазором между ними в 2-3 мм. При вращении валов, они не должны соприкасаться.
Закрепить к механизму центровки индикаторы часового типа и приступить к операции центровки валов электродвигателя / насоса.
Процесс центровки пары мотор / насос часовым индикатором
Индикаторами часового типа измеряют боковые зазоры (А) и угловые зазоры (В). Для этого приборы закрепляют на оснастке с таким расчётом, чтобы их наконечники упирались в тело полумуфт на валу двигателя и насоса. Также при установке приборов следует учесть удобство считывания показаний.
Упирают измерительные стержни индикаторов в тело полумуфт с выбегом в 2-3 мм по шкале. Затем вращением ободков приборов совмещают стрелки с нулевой отметкой. Начинают измерение в четырёх пространственных точках:
- Первыми измеряют зазоры А и В верхнего положения.
- Поворачивают валы на 90º в направлении рабочего вращения привода.
- Вновь измеряют зазоры А и В по среднему положению.
- Повторяют процедуру для двух оставшихся положений.
Последним контрольным замером – пятым по счёту, будет повторное измерение в начальной верхней точке. Полученные цифры замеров в 1 и 5 положениях должны совпадать.
Последствия нарушения центровки валов
Изменения параметров центровки валов (соосности), прежде всего, вызывают эффект вибрации. Влияние вибрации на муфту и на близко расположенные подшипники очевидно: детали подвергаются ускоренному износу.
На муфте изнашивается эластичная вставка, появляются дефекты подшипников мотора и насоса, торцевого уплотнения. Если же перекос осей значительный, в конечном итоге неизбежен срез вала.