Найти тему

Первый по очереди, но не по значимости

❓С чего начинается любое совещание в серьезной производственной компании? Конечно же, с минуты безопасности! ☝️

Почетное первое место темы «безопасность» в повестке любого совещания по праву отражает приоритетность вопросов безопасности в деятельности компании. Правда, часто получается, что этот вопрос -
первый по очереди, но не по значимости. В ходе традиционной «минуты безопасности» сотрудников в сотый раз уведомляют, что на сегодня «учений не запланировано» и «аварийный выход находится по коридору направо». После этого участники совещания со вздохом облегчения переходят к делам насущным.

«Минутка безопасности» проходит формально ровно потому, что в этом отражается формальное отношение сотрудников к этой важной теме. Что вообще-то странно. Ведь высокое внимание со стороны государства, плюс строгие внутренние требования компании, плюс масштаб последствий в случае нарушения требований - все это должно задавать высокий приоритет «вопросов безопасности» в сознании любого сотрудника 🤔 ...

Но именно важность темы и является основным препятствием к неформальному отношению, потому что именно это и затрудняет вовлечение сотрудников в профилактику безопасности.

Подчеркивая критичность требований безопасности, многие компании идут по нежелательному сценарию:

⓵ Начинается с того, что помимо базовых государственных требований, силами службы ПБ и причастных лиц формируются внутренние корпоративные требования. Тема-то важная, поэтому нужно проявить инициативу.

⓶ На уровне производства быстро становится понятным, что выполнение всей совокупности требований (государственных и корпоративных) заведомо не реально, поэтому часть выполняется формально, часть не выполняется вовсе. Потому что если выполнять все, то компания потеряет конкурентоспособность, а подрядчики просто обанкротятся.
⓷ В ситуации, когда какая-то часть требований не выполняется, специалисты ПБ больше тяготеют к роли контролера, а руководители подразделений - к роли проверяемых. Для производственников это лишняя и навязанная игра – «кто эффективнее прикроет пятую точку». Руководители понимают важность вопроса, но не видят его ценности в своей зоне ответственности.

⓸ Заканчивается все тем, что руководители действуют «от сих до сих», ровно как указано в регламенте – ни больше ни меньше. У них не формируется внутренняя ответственность. В частности, это выражается в том, как они доводят требования по безопасности до рабочих (своих подчиненных): либо формально, либо не доводят вовсе.

Основной итог состоит в том, что к теме безопасности у линейных руководителей отношение складывается уважительное, но при этом формальное. Это значит, что у них не появилась внутренняя ответственность за соблюдение правил безопасности, а есть только внешняя. И это повышает риски опасных инцидентов, т.к. все, что выходит за рамки регламентов, никого не интересует. 🙈

Но в некоторых компаниях есть и положительный опыт, когда сотрудникам блока ПБ удается от позиции «контролера соблюдения правил» перейти к позиции
«партнера по развитию культуры безопасности». Чтобы такой переход произошел, специалистам блока ПБ нужно осваивать методы управления изменениями и вживаться в роль партнеров по трансформации. 🦸‍♂️

Эта позиция предполагает, что специалист и руководитель действуют сообща, а конечная ответственность лежит на руководителе. По своей природе эта ответственность - внутренняя, что способствует выходу на 4 уровень кривой Брэдли.

🧰 О том, что такое кривая Брэдли и как формировать в компании культуру безопасности, читайте в нашей памятке
"Безопасность без границ"

❓А как в вашей компании поддерживают культуру безопасности?

Антон Капитонов, ОТиДО Консалтинг

Telegram канал для экспертов по развитию культуры управления