Найти в Дзене
КультPROсвет

"Конкуренты" Иисуса Христа

Ничего не утверждаю, просто размышляю.

Период II в. до н.э. - II в. н. э. - время религиозного брожения, результатом которого стало появление множества учителей, которые претендовали на обновление существующих культов и создание новых. Ближний Восток, прежде всего Левант (современные Сирия, Ливан, Палестина, Египет), стал полем синтеза восточных учений и греческой религиозной философии. Особенно это стало проявляться с приходом в данный регион римлян (60-е гг. I в. до н. э.). Кроме того, если раньше на Востоке сохранялись лишь государственные, религиозные, хозяйственные и отчасти научные тексты, то с приходом греков и римлян писатели-философы и просто аристократы стали оставлять разножанровые описания современности. Благодаря всему этому мы весьма многое знаем об этом времени.

Тогда же появился и самый знаменитый религиозный учитель - Иисус Христос.

Иисус - имя собственное, которое до XVII в. (религиозная реформа Никона в России) писалось с одним "И". Реформа привела имя мессии в соответствие с библейской традицией. Удвоение гласных в имени пророков проистекает из Ветхого Завета. Арон, став помощником Моисея превратился в Аарона, Аврам поверив Яхве становится Аваамом. Имя Исус - не исключительное, обычное для иудейской среды того времени.

«Хрестос» - не имя собственное, а эпитет. Для греков и римлян того времени это слово означало блаженного (мягко скажем "слишком доброго", сами догадайтесь какой синоним соответствовал слову "блаженный"). Есть другая версия, возможно, от греческого слова «прорицатель». «Хрестов» в Палестине I в. было, как минимум несколько. Почему буква "е"? В сочинении Иосифа Флавия, Светония и других позднеантичных авторов в обозначении этого эпитета встречается именно эта буква. Все авторы (нехристианского вероисповедания) I - II в. н. э. употребляют слово именно так. Даже в Синайском кодексе Библии (IV в. н. э.) употребляется "е". В евангелиях данный эпитет употребляется лишь дважды и только в текстах на греческом языке - не ранее IV в. Учитывая, что оригиналов текстов I - II вв. до нас не дошло, то понятно, что легализация христианства позволила открыто и без стеснения править / переписывать / дополнять любые тексты. Чем, освободившаяся от преследований христианская община и начинает пользоваться. Т.е. сами апостолы его так точно не называли. Раннехристианские авторы (Юстин Мученик, Тертуллиан, Климент Александрийский и др.) прямо указывают на огласовку именно через "е". Хрестами называли массу персонажей начиная, например, с Сократа. Так, афиняне, именуя философа подразумевали точно не "прорицательство", а крайнюю форму "блаженного" - это было издевательское значение слова. Данное значение термина, на рубеже нашей эры, греки и римляне применяли к религиозным группам особо фанатично следовавшим учению или исповедовавших необычные культы. Раннехристианский теолог Лактанций (сер. III в. - нач. IV в.) даже указывал своим единоверцам, что они называют себя ХрЕстианами, не задумываясь и не понимая [издевательского] значения данного слова. Сейчас благоразумные христианские теологи всячески смягчают значение термина ,предлагая понимать под ним слово "добрый". Только ближе к IV в. начинает утверждается огласовка "и". Слово приобретает значение "помазанный", если быть точнее "очищенный" - Христос.

Когда совершенно несведующие сближают современное русское слово "крест" с Христом - это след абсолютного невежества.

-2

Часто можно увидеть, что пишут что, якобы у древних евреев аналогичным /синонимичным термином был мессия / машиах. Это совершенно не так. С древнееврейского слово "машиах" переводится как "помазанник". Помазание оливковым маслом (елеем) было частью церемонии, проводившейся в древности у евреев и других народов Ближнего Востока при возведении монархов на престол и посвящении священников в сан. В иудаизме слово "машиах" означает «духовный лидер» и «царь». Иудеи верят, что идеальный царь, потомок библейского царя Давида, будет послан Богом, чтобы осуществить избавление народа Израиля, включая политическое освобождение из-под власти других народов, а избавление Израиля принесёт уже избавление и исправление всему миру. В раннехристианских текстах, особенно написанных на древнееврейском или арамейском языках такого термина не встречается. Там нет даже словосочетания "Иисус Машиах" или "Машиах" в указании на Иисуса. Поражение еврейских лидеров именно религиозно-националистических движений I - II вв., типа Бар-Кохбы и других, заставило ждать мессию / машиаха до сих пор. Современные иудаисты считают, что приход Машиах - это неопределенное будущее время.

В тоже самое время, т.е. буквально в те же годы по римской земле бродили несколько персонажей, которые сами претендовали на тот же статус, что Иисус или их последователи указывали на статус своего учителя, как Хреста / Христа / Машиаха.

Первый из них - Аполлоний Тианский. Его жизнь включала чудеса (исцеление больных, воскрешение девушки, умершей в день свадьбы), выступления против власти императоров Нерона и Домициана, владение экстрасенсорными способностями, даром прорицания. Его часто сопоставляли с Иисусом. В конце III в. Гиерокл (философ III - IV (V?) вв.) противопоставил Аполлония Иисусу и евангельской истории. Христиане называли Аполлония Тианского шарлатаном, а Иисуса Христа - божьим сыном. Последователи Аполлония придерживались противоположной позиции. Языческий философ Порфирий (III в.) в сочинении "Против христиан" пишет, что Аполлоний, как и Иисус, добился аналогичных достижений. Римские власти использовали фигуру Аполлония для борьбы с христианами. Он оказывал серьезное влияние на людей той эпохи. Когда император Аврелиан (III в.) расправился с Пальмирским царством, ему явился Аполлоний и сказал пожалеть жителей. Люди устанавливали обереги и носили амулеты в честь Аполлония, чтобы защитить себя.

-3

Аполлоний родился в богатой семье в каппадокийском (совр. Турция) городе Тиане. Увлёкшись философией и аскезой, он провёл юность при храме Асклепия, прошёл пятилетний искус молчания и провёл жизнь в странствиях. Наследство он отдал братьям. Отправившись путешествовать, он прошёл Малую Азию, Италию, Грецию, Египет, Испанию, Эфиопию и возможно Индию. Он выступал как проповедник-моралист и уверял, что может предсказывать будущее и творить чудеса.

Вернувшись из Египта, он нашёл милостивый приём у императора Тита (79-81 гг.). Будучи обвинён Домицианом (81-98 гг.) в мятеже, он предстал добровольно перед судом и был оправдан. Аполлоний поселился в Эфесе, где основал Пифагорейскую школу, и умер в возрасте почти 100 лет. Повсюду его встречали с большим уважением и вниманием, города присылали к нему целые депутации и просили его разрешить вопросы, связанные с моралью и религией.

Он собрал вокруг себя учеников, убежденных в божественности его учения потому, что божественным они считали его самого. Самыми яркими эпизодами были изгнание бесов из юноши, оживление невесты, возвращение зрения слепому, избавление от паралича. Он совершал дематериализации золотых и серебряных сосудов и слуг. В Риме Аполлоний был обвинен в измене. Придя на допрос, его обвинитель вышел вперед, развернул свой свиток, на котором было записано обвинение, и был изумлен, обнаружив чистый лист.

О дате и месте ухода из жизни Учителя Аполлония нет достоверных данных, повествование заканчивается временем правления Нервы (96-98 гг.). Аполлоний будто бы вошел в храм и исчез, затем явившись в видении одному юноше в Тиане свидетельствовать о бессмертии души.

Память об этом прорицателе и маге сохранялась достаточно долго, но он не ставил целью создание учения и последователи его ушли вместе со своим поколением.

-4

Следующий персонаж - Симон Волхв, религиозный деятель, гностик I в. н. э., претендовавший на место мессии. У этого лидера остались последователи, которые именовались симониане. По мнению христианских авторов, Симон Волхв был родоначальником гностицизма и «отцом всех ересей» (настолько, видимо грозную конкуренцию он составлял). Ни о ком, кроме него, христиане I - III вв. не напридумали и не написали столь много. Самое раннее сохранившееся упоминание о Симоне восходит к Деяниям святых апостолов, в 8 главе за пределами Иерусалима. Апостол Филипп в Самарии столкнулся с проповедью Симона, который «волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого». Филипп обратил в христианство и крестил многих жителей города, среди которых был и Симон. Когда в город прибыли апостолы Петр и Иоанн, Симон был удивлён тому, как они передают людям Святой Дух через возложение руки, и он предложил деньги в обмен на эту силу, на что Пётр призвал Симона покаяться в грехах и помолиться. Благодаря этому сюжету возникло выражение «симония» — продажа таинств и санов. Против Симона боролись несколько апостолов, даже Павел. Это был настоящий конкурент. По Юстину Философу, почти все самаритяне и некоторые другие нации поклонялись Симону Волхву как Богу, «который превыше всех сил, властей и могуществ». Симон интенсивно изучал магию, чтобы иметь большую власть над людьми. Он занялся мыслью выступить с мессианской ролью между своими соотечественниками, сыграть роль воплотившегося Бога в языческом мире, воспользовавшись религиозным настроением века и склонностями людей.

Симон выкупил из публичного дома некую Елену и объявил её творческой мыслью верховного божества, родившего через неё архангелов и ангелов, сотворивших наш мир. Она через 1000 лет очутилась проституткой в Тире, где Симон Волхв, следивший за всеми её превращениями, подобрал её, как пастырь.

Самого себя он выдавал за этого верховного бога как являемого в прошедшем, настоящем и будущем. Применяясь к христианским терминам, Симон Волхв объявил, что он есть «отец», «сын» и «дух святой» — три явления единого сверхнебесного Бога: как отец он явился в Самарии в собственном лице Симона; как сын — в Иудее, в лице Иисуса, которого оставил перед распятием; как дух святой он будет просвещать язычников во всей вселенной. Он говорил о Елене, как о нераздельной с ним мысли божией он рассказывал, что созданные ей космические духи, движимые властолюбием и неведением, не захотели признавать её верховенства и, заключив её в оковы чувственно-телесного бытия, заставили последовательно переходить из одного женского тела в другое. Симон обожествлял свою фигуру: Симон «учил, что он есть тот самый, который между иудеями явился как сын, в Самарию нисходил Отцом, к прочим же народам пришел как Святой Дух».

Он отвергал бытие добрых и злых ангелов, грядущий суд Божий, хулил Бога отрицанием воскресения мёртвых. Именно в качестве учителя Симон попадает под стражей в Рим для получения наказания за свои проделки, волнующие умы простодушных людей, но магией и волшебством очаровал там всех до такой степени, что его освободили. Симон возвратился в Кесарию, где рассказал ученикам о чудесах, совершённых им в Риме, и ещё более стал обольщать народ волшебством, магией и волхвованием, выдавая себя за силу великую, безначальную, Божию.

Как же его боялись христиане и сколько сил и слов потратили на представление Симона в черном цвете...

-5

Иоанн Креститель (6—2 годы до н. э. — ок. 30 года н. э.), Иоанн Предтеча — предсказавший пришествие Мессии, живший в пустыне проповедовавший, и совершавший священные омовения для очищения от грехов и покаяния, которые впоследствии стали называться «таинством крещения»; крестил в реке Иордан.

Был обезглавлен по желанию иудейской царицы Иродиады. Считается исторической фигурой; его упоминание во всех известных рукописях Иосифа Флавия большинство исследователей считает аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой. Образ Иоанна Крестителя был крайне схож с пророком Илией, который должен прийти перед приходом мессии. Иоанн считал, что время пророков кончилось, а он - транслятор божественного голоса.

Иоанн не пил вина и пьянящих напитков, что свидетельствует о его назорействе (аскетический комплекс обетов иудейской секты ессев). Отмечают подобие образов и личное сходство Иоанна Крестителя с так называемым «Учителем Справедливости» — основателем этой секты, известным по сохранившимся текстам, который, вероятно, мог послужить ему личным примером. Существуют и расхождения с ессеями. Он подчёркивал разделение людей на праведников и грешников, но, в отличие от ессев, считал, что грешники могут спастись через раскаяние. Подобно ессеям, он толковал стих из Исаии («Глас вопиющего в пустыне…») как призыв удалиться в пустыню, и потому стал отшельником и аскетом сам, но не требовал этого от других. В отличие от ессев, он не настаивал на необходимости общего имущества, но говорил о необходимости делиться с нуждающимися. Иоанн не принял подхода ессеев к ограничению круга посвящённых, обвинил их во внесении раскола в народ и предлагал очищение каждому еврею, желавшему того. В отличие от ессеев, он не требовал от них передать всё их состояние в общую кассу и стать членом религиозной секты, а также отказаться от привычного образа жизни — его интересовало только духовное просветление. Всё это привлекло к нему большое количество последователей. Исследователи отмечают, что описание причин обряда, приводимое Иосифом Флавием, совпадает практически дословно с описанием подобного обряда у ессев.

Иоанново крещение покаяния представляло собой обряд, который он совершал над теми, кто принимал несомую им весть о приближении царства небесного. Иоанн крестил пришедших с целью символического смывания греха с тела после очищения души через исповедь и благие дела; «тем самым это приобретало характер начала новой жизни, духовного обновления в преддверии конца света и скорого пришествия Мессии.

Это крещение имело параллели в иудейском обиходе той эпохи. Во-первых, упоминают о существовании подобного обряда у обычных правоверных иудеев. В особо тяжёлых случаях ритуальной нечистоты все евреи должны были пройти очищение в проточной воде реки. Этот иудейский обряд называется твила, от этого слова образовано еврейское прозвище Иоанна Хаматвил («совершающий ритуальное очищение водой»), которое было переведено греческими авторами Евангелий как «Креститель». Этот обряд ритуального омовения кумраниты-ессеи толковали не только как символ раскаяния во искупление греха, но одновременно и как обряд посвящения в члены своей общины.

Считается, что Иоанн был заключён Иродом Антипой в крепость Махерон. Согласно Иосифу Флавию, Иоанн был арестован и затем обезглавлен по чисто политическим мотивам. В своём свидетельстве Иосиф Флавий совсем не упоминает о мессианских ожиданиях, составлявших значительную часть проповедей Иоанна Крестителя.

В синоптических евангелиях сказано, что ученики Иоанна составляли замкнутую организацию, соблюдали посты, имели особые молитвы. Возможно, что между последователями обоих духовных лидеров в дальнейшем были трения. Ученики Иоанна (иоанниты) после его казни долгое время сохраняли специфику своей общины. Соперничество сохранялось долго. В 350 г. христианский писатель описывает встречу сторонников Иоанна, не признавших Иисуса мессией: «Выступил один из учеников Иоанна и сказал, имея в виду Иоанна — „Он — Христос, а не Иисус“». («Откровение Климента», гл. 1, стих 60).

В последующие века наследие верований последователей Иоанна можно проследить в представлениях гностической секты мандеев, до сих пор сохранившейся в Ираке и Иране. Мандеи почитают Иоанна под именем «Йахья» и признают его Мессией. Иисус Христос, по их представлениям, — самозванец. Согласно "Сидра д-Яхья" (Книга Иоанна) он был последним и самым великим из пророков. Мандеи не признают Иешу Спасителем и истинным мессией почитают Иоанна. О том, что некоторые современники Иоанна Крестителя воспринимали его как Мессию, свидетельствуют и Евангелия. По свидетельствам христианского сочинения III в. «Климентин», или «Беседы», существовала иудейская секта "товлей шахарит" («окунающиеся на заре»).

Для гностиков Иоанн был перевоплощением пророка Илии, который будучи ветхозаветным персонажем, не мог знать Истинного Бога Нового Завета. Он перевоплотился в Иоанна, чтобы познать и возвестить об истинном боге.

Думаю высочайший авторитет Иоанна не позволил ранним христианам низвести его до подобия Симона. Кроме того, Креститель возвещал очень похожие идеи, придраться к которым было невозможно. Соответственно память о нем в НЗ осталась положительной, но статус Иоанна был понижен по отношению к Иисусу.

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ: