Ничего не утверждаю, просто размышляю.
Иуда Искариот, сын Симона, в христианстве — один из двенадцати апостолов (учеников Иисуса Христа), единственный, среди них, выходец из Иудеи среди них.
"Искариот" прозвище, которое дали ему, чтобы отличать от другого Иуды, принятого в круг апостолов, после исключения первого. Это прозвище переводят по-разному. Трактовки зависят от позиции исследователя. Если исследователь - истый христианин, то ему, естественно нравится вторая версия. Но, тогда мы точно должны признать, что это позднейший эпитет данный ему уже, возможно, через столетие после искомых событий. Первая версия - абсолютно нейтральна, но и, в тоже время, наиболее вероятна. Вспомним, как называют многих исторических персонажей с древности до конца средневековья - Илья Муромский, Фома Аквинский, Саргон Аккадский и пр. Третья версия делает понятным, зачем этот человек примкнул к ниспровергателям традиционных устоев. Ну, и четвертая версия приятна каинитам (сектанты первых веков нашей эры, считавших Иуду - главным учеником) и современным нигилистам и критикам традиционных религий.
1. «Человек из Кариота», по месту рождения в г. Кариоте (Кариофе) в Иудее.
2. От древне-арамейского (с VI до н. э. по III в. н. э. - один из самых распространенных языков общения в Сирии и Палестине) «иш кария» «лживый».
3. Искажённое др. греческое «сикарий» («кинжальщик»), как называли зелотов — участников освободительной борьбы против римского владычества в Иудее;
4. От глагола saqar / seqar и существительного ot – «видевший знамение».
Докопаться откуда это прозвище на самом деле, сегодня мы не можем.
Первые христиане особого внимания на Иуду не обращали, и подлым предателем не считали. Ведь формально, исходя из текста евангелий, Иуда всего лишь выполнил волю самого Иисуса. Все остальные мотивы поступка Иуды впоследствии добавили теологи и отцы церкви (не ранее конца II в. н. э,). Это не просто домыслы, хотя и освященные временем и традицией толкования Святого Писания. Это необходимое идеологическое обоснование предательства одного человека в оправдание других. Вспомним, как вели себя апостолы при жизни Иисуса. Они не понимали философских конструкций и Иисус вынужден был говорить с ними притчами ("сказками" из понятной им жизни), которые они также воспринимали с огромным скрипом. Вспомним, как повели себя апостолы после ареста Христа. Они разбежались, попрятались и отрекались от учителя. Так вот, видимо, переводя центр внимания с предательства всех, сконцентрировали внимание на "предательстве" одного. Первые христиане и иудеохристиане проще относились к роли и личности Иуды, а окончательно презренным предателем Искариота заклеймили сильно позднее уже европейские богословы.
Иисус на "Тайной вечере" прямо сказал своим ученикам, что один из них предаст его, и что это будет тот, на кого он укажет. И указал, передав хлеб именно несчастному Иуде, которому при всей честной компании повелел: - "Иди и делай что должен".После слов Иисуса Иуда вышел из дома, в котором происходила трапеза и отправился к первосвященникам. При этом остальные апостолы так и "не въехали", кто "предатель". Кроме того, вспомним он говорил ученикам, что его миссия на земле ДОЛЖНА закончится на кресте. Что если бы этого не случилось. Однозначно, получается, что Иуда, - по крайней мере, - исполнитель воли Бога. Одно это уже выдвигает Иуду на верх, а не вниз по рангу среди учеников.
Это указание Иисуса собственно и есть всё, что достоверно указывает на обоснование поступка Иуды, оно и записано в канонических евангелиях.
В поддержку неоднозначности клейма "предателя" выступает и "Евангелие Иуды". Все канонические "Евангелия от...". Предлог "от" означает, что Лука, Матфей и прочие не были непосредственными авторами текстов. Их потом, по памяти записали со слов, услышанных некие неизвестные... Отсутствие "от" в обозначении евангелия говорит о том, что Иуда - непосредственный автор текста. Это тоже говорит о некоторой исключительности и текста и самого автора. То, что Иуда сам написал текст, опровергает версии о его быстрой кончине / самоубийстве после ареста Иисуса. А это значит, что Иуда не раскаивался в совершенном поступке, который он воспринимал вовсе не как предательство (совершенно не потому, что был негодяем).
Часть папируса "Кодекс Чакос", обнаруженного в Египте в 1970-х гг., — текст, «Евангелие Иуды» представляет автора единственным учеником Христа, понявшим происхождение учителя, и которому Иисус Христос открыл все таинства Царства Небесного «Евангелие Иуды» — древняя христианская апокрифическая рукопись на коптском языке и датированного 220 – 340 гг. Найденный текст — возможный коптский перевод утраченного оригинала 130 – 170 гг. О Евангелии Иуды было известно из сочинений авторов II в. — Иринея Лионского и Епифания Кипрского, которые писали о нём в связи с гностической сектой каинитов. Если отождествлять упоминаемое Иринеем Лионским («Опровержение ересей») Евангелие Иуды, то греческий текст датируется 175-185 гг. По словам Иринея Лионского, каиниане учили, что, так как один Иуда знал истину, то и совершил тайну предательства, и чрез него, говорят они, разрешено всё земное и небесное.
Аргументы против того, чтобы считать сребролюбие мотивом в поступке Искариота тоже есть. Иуда был казначеем общины (допустим, он был негодяем), следовательно 30 сребряников (стоимость минимального участка земли в городской общине или жалование за 4 месяца работы батрака) - мягко говоря странно малая сумма. Думаю, будь он человеком, погнавшимся за деньгами, то запрос его был бы явно больше.
Неканонические версии, пытающиеся объяснить мотивы предательства Иуды весьма интересны. Если считать его сикарием, то весьма вероятно он искал тех, кто был против фарисеев и садукеев (легли под римские власти) и Иуда мог разочароваться в учении Иисуса ("Кесарю кесарево", "Любая власть от бога" и т.д.). Доступная для прочтения часть текста дает основания полагать, что Иуда не был предателем и выдал Христа римлянам по его же просьбе. Иуда был, наоборот, самым успешным учеником, и единственным, кого Спаситель избрал для того, чтобы открыть всю истину. Так Христос обращается к Иуде со словами: «Приди, дабы я мог научить тебя тайнам, которых не видел никто никогда» — после чего следует описание откровения. Изложенные в евангелии разговоры Иисуса с учениками (в частности эпизод, где они все — кроме Иуды — просят Христа растолковать их коллективное видение о жестоком жертвоприношении во имя Господа, а тот объясняет, что совершающие его — и есть сами ученики, а жертвы — толпа, которую они вводят в заблуждение) дают основание полагать, что один лишь Иуда целиком и полностью понял замысел Христа, и именно потому он согласился сыграть в нём важную роль, отказавшись от всего — славы в веках, признания своего евангелия и даже самой жизни. Онс мог пожертвовать собой (остальные апостолы с трудом понимали идеи учителя, на что Иисус постоянно указывает), в то время, как остальные ученики были не в состоянии осмыслить величину и значимость необходимости казни за "Слово Божие", а следовательно и необходимости выдачи проповедника римским властям.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ: